• вторник, 23 Апреля, 17:44
  • Baku Баку 24°C

Демур Гиорхелидзе: «Линия Президента Ильхама Алиева – самая разумная на Южном Кавказе»

15 января 2022 | 14:56
Демур Гиорхелидзе: «Линия Президента Ильхама Алиева – самая разумная на Южном Кавказе»
Интервью Caliber.Az с грузинским аналитиком, бывшим депутатом парламента Грузии, профессором Демуром Гиорхелидзе.
- Карабахский конфликт позади, впереди эра регионального сотрудничества, что принесет процветание всем трем странам. Но возможно ли это при нынешней ситуации в мире, где нарастает противостояние между Россией и Западом?
- Главное, что есть основа для стабильности и процветания всех трех государств на Южном Кавказе. Данная основа включает в себя единое видение этого региона как самого стабильного, функционально загруженного, где все три государства сотрудничают с единой позиции, исходя из прагматичных соображений, что исключает конфронтационный режим работы с любим крупным политическим игроком мировой политики, хорошо и глубоко понимая геополитику, существенные интересы больших игроков, точно идентифицируя, где конкурируют они, где противоречия и где проходит линия конфронтации (если она есть).
Самые большие проблемы в регионе возникали тогда, когда в трех странах Южного Кавказа не понимали геополитические интересы, не понимали, что происходящее - это продолжение «большой игры», т.е. глобального противостояния Британской и Российской империй. Эта игра оказывала большое влияние на события на Южном Кавказе 100 лет назад, и она возобновилась с некоторыми изменениями и оказывает влияние на текущие политические события. Оно явно проявилось на событиях региона последних лет.
Моя основная идея заключается в том, что три государства Южного Кавказа в политических вопросах должны действовать скоординировано, исходя и понимая тот очевидный факт, что вместе можно добиться больших результатов для своих стран, чем в одиночестве, играя на разных полюсах. Что касается экономики, я имею в виду Южный Кавказ как единое экономическое пространство при отсутствии каких-либо таможенных ограничений, при наличии взаимных договоренностей, когда товары и капитал перемещаются свободно при согласованных режимах и т.д., способствуя удовлетворению не только собственных интересов, но и интересов наших соседей.
Только в таком русле мы можем добиться спокойствия в этом регионе, где можно свободно передвигаться, где есть гарантии, что от этого региона не исходит опасность и эти три страны не играют политические игры с «нулевой суммой». Южный Кавказ должен стать выгодной платформой для переговоров, урегулирования споров и разногласий между сильнейшими игроками мировой политики.
Государства добиваются взаимовыгодного сотрудничества и процветают только в единственном случае: если решены вопросы взаимной гарантии безопасности. Для стран нашего региона играть в опасные политические игры против других игроков - самая большая политическая ошибка, которая грозит потерей государственности.
Надо осознать одну реальность: на политической арене есть главные игроки, это США, Китай и Россия, есть региональные игроки - Турция, Иран и Евросоюз. Кстати, на сегодня ЕС находится в политическом упадке и, по существу, не является величиной мирового политического масштаба, а также есть Индия и Пакистан - очень амбициозные и перспективные страны. Такова реальность - в ближайшие 30-40 лет ситуация не изменится.
И вот тогда, когда политика государства начинает путаться в этих ориентирах, не различая в какой плоскости осуществляются противоречия и какие интересы преследуются, тогда малые игроки, исходя из не очень привлекательного прошлого, начинают строить противовесы против больших игроков и это их большая ошибка - нельзя проецировать прошлое на настоящее! Это говорит о политическом непрофессионализме, ибо противовесы строят друг против друга только большие игроки. Нам, меньшим игрокам, нужно проводить более разумную политику, ориентированную на развитие собственной страны и сотрудничество по всем направлениям.
- Возможно ли подписание мирного договора между Азербайджаном и Арменией и если да, то в каком временном отрезке?
- Это необходимо и безоговорочно так и будет. И здесь политика Грузии заключается в том, чтобы способствовать этому и не допустить односторонних действий. Данный мир должен быть достигнут взаимными уступками, которые гарантируют более сильные позиции каждого государства, с минимальными потерями для обеих сторон. Уступчивость - не слабость, это сила, когда делаешь взаимовыгодные уступки с перспективой получения большего от сотрудничества. Именно после этого для всех трех стран Южного Кавказа начнется новый этап - регион может стать очень ощутимой силой, что очень важно сегодня. Дело в том, что впервые в истории наш регион стал эпицентром мировой политики. Южный Кавказ, Средняя Азия и Ближний Восток – это единое геостратегическое пространство, эпицентры мировой политики в ближайшие 30-40 лет.
Быть эпицентром мировой политики - это счастье, если у тебя есть разум и ты можешь разобраться в этих сложнейших политических играх.
Я думаю, что в обозримом будущем Армения и Азербайджан сойдутся во мнениях, и это будет самым большим прогрессом на Южном Кавказе. В свою очередь, Грузия будет конструктивно способствовать данному процессу. Мы должны объединиться и проводить конструктивную координированную политику, чтобы не упасть в пропасть, как это случилось в Казахстане.
- Как вы оцениваете действия Азербайджана по решению Карабахской проблемы?
- Начнем с того, что оба общества не были готовы к урегулированию данной проблемы. Эта неготовность не соответствовала понятию интересов собственного государства, ибо такой конфликт не может продолжаться вечно. Но раз он возник, надо сесть за стол переговоров и решить эти вопросы. Но в данном конфликте азербайджанское руководство воспользовалось ситуацией, Баку использовал все свои ресурсы и сейчас ситуация, более подходящая для окончательного урегулирования этого вопроса путем переговоров.
В 90-е годы многие известные западные экономисты в постсоциалистическом пространстве отмечали три страны, которые после реформ должны были стать новыми «экономическими тиграми» - Югославию, Азербайджан и Грузию. Да, Грузия не смогла этого сделать, хотя у нее был потрясающий потенциал в 80-х годах, Азербайджан не полностью, но все-таки использовал свой потенциал и сегодня его экономика - доминирующая на Южном Кавказе. Это говорит о том, что Баку более разумно построил геополитику (хотя вначале были серьезные ошибки). Линия президента Ильхама Алиева самая разумная.
- Что принес Грузии 2021 год?
- Это был очень сложный год из-за пандемии коронавируса, который по существу повлиял на ментальность грузин, что вызвало очень жесткие противостояния. А в экономическом плане прошлый год показал нашу слабость, потому что строить экономику страны на туризме - стратегическая ошибка. Власти Грузии не учли печальный опыт, который имел место в 2008 году после крупнейшего финансового и экономического кризиса, когда рухнули две туристические страны-гиганты - Греция и Испания. Если бы не политические интересы ЕС, то они бы обанкротились. В итоге, ввиду пандемии коронавируса, туристов в Грузии нет, и тысячи людей, вложивших средства в туристическую инфраструктуру, остались у разбитого корыта.
- Одним из важных внутриполитических событий 2021 года в Грузии стало возвращение в страну Михаила Саакашвили. Как данный фактор отразился на внутриполитической ситуации в стране?
- Я хорошо знаком с Саакашвили, в парламенте я входил в руководимую им фракцию партии «Союз граждан Грузии» (1999-2001), но потом наши мнения разошлись.
Что касается политики, то сегодня у власти находится «Грузинская мечта». Половинчатые шаги при решении принципиальных вопросов и кулуарная политика властей особо не впечатляют. Так что, если у Саакашвили и есть политическое будущее, то оно возможно только при помощи нынешних властей.
- Какова, на ваш взгляд, перспектива развития российско-грузинских отношений и какие пути их нормализации вы видите?
- Официально никаких планов у властей Грузии нет, однако парадокс в том, что, согласно официальной статистике, Россия является вторым торгово-экономическим партнером Грузии, и самые большие перечисления наших мигрантов из России (более 22%). В результате миллиарды лари вливаются в грузинскую экономику, а экономика не создает рабочие места. Эти вливания скрывают неэффективность принятых решений. Это дефицит политической ответственности, нет политической воли и готовности.
Между Россией и Грузией есть всего лишь одна тема, которая решит все остальные политические вопросы - это тема безопасности. Если от Тбилиси Москве не исходит опасность, то и из России по отношению к Грузии не должна исходить опасность. Если две страны не могут согласовать самые фундаментальные понятия безопасности, то им сложно будет договориться.
banner

Советуем почитать