• четверг, 28 Марта, 14:18
  • Baku Баку 16°C

Взаимовыгодное соглашение

10 декабря 2021 | 17:00
Взаимовыгодное соглашение

В рамках состоявшегося недавно в Ашгабате 15-го саммита ОЭС Азербайджан, Иран и Туркменистан заключили трехстороннее соглашение о своповых поставках газа.
Церемония прошла в присутствии президентов Азербайджана и Ирана – Ильхама Алиева и Ибрагима Раиси. Согласно документу, туркменский газ будет поставляться в Азербайджан по территории Ирана в объеме до 1,5-2 млрд кубометров в год начиная с 22 декабря нынешнего года. Трехстороннее соглашение обеспечит газом пять провинций Ирана.
Не надо платить
Иранская сторона устами своего президента Ибрагима Раиси сразу же поддержала данное соглашение, заявив, что оно может превратить Иран в региональный транзитный центр.
Иранские эксперты также находят подписанное в Ашгабате соглашение взаимовыгодным. В частности, выгода для Ирана заключается в том, что Тегеран не будет платить за газ, импортируемый из Туркменистана. Во-вторых, северные и северо-восточные провинции Ирана находятся на таком участке газовой сети страны, что давление газа в этих районах падает по мере увеличения потребления в холодное время года. Таким образом, соглашение по своповым поставкам газа между Туркменистаном, Ираном и Азербайджаном может предотвратить падение давления газа в северных и северо-восточных провинциях Ирана. Альтернативного способа поставки газа в эти регионы в настоящее время не существует.
Политическое соглашение
Азербайджанский эксперт, директор Центра нефтяных исследований «Каспийский баррель» Ильхам Шабан
согласен с утверждением о выгодности этого соглашения для всех его подписантов, в том числе и Азербайджана. Но вместе с тем он полагает, что соглашение вызывает ряд вопросов.
– Начать хочу с того, что соглашение, которое называют трехсторонним, в реальности подписали представители только двух сторон – Азербайджана и Ирана. Поэтому когда говорят о трехстороннем соглашении, это звучит несколько странно. Во-вторых, соглашение с нашей стороны подписал глава МИД – фигура чисто политическая, а с иранской – министр нефти, то есть человек, определяющий нефтяную политику страны. Таким образом, подписи обоих министров не являются коммерческими, но политическими. А принимая во внимание, что текста этого соглашения никто не видел, скорее всего, имело место подписание меморандума о поставках туркменского газа в Азербайджан через Иран, когда фактически туркменский газ дальше Ирана не пойдет, а иранская сторона передаст нам аналогичные объемы своего газа.
Можно предположить, что в настоящее время ведутся переговоры между профильными ведомствами: с туркменской стороны – «Туркменгаз», с иранской – какая-нибудь частная фирма, чтобы избежать санкций, с нашей стороны – «Азерконтракт», так как SOCAR в нефтегазовых сделках уже не участвует. К тому же этот газ предназначен не для перепродажи и реэкспорта из Азербайджана в другие страны, а для нашего внутреннего пользования.
Ирану не хватает газа
Причина, по которой Азербайджан, заключая своповые поставки, не ограничился Ираном, а подключил к ним Туркменистан, может быть объяснено тем, что ИРИ самой не хватает газа. Ведь несмотря на то, что по итогам текущего года в Иране будет добыто примерно 240 млрд кубометров, товарного газа из этого объема будет значительно меньше. К тому же с четвертого квартала этого года по причине холодов Тегеран уже испытывает дефицит газа. Во-вторых, северные провинции Ирана, в частности на границе с Туркменистаном, не обладают собственными запасами газа, а снабжать их голубым топливом с южных месторождений (с расстояния порядка 2000 км) экономически невыгодно. Поэтому долгое время Тегеран закупал примерно 7-8 млрд кубометров газа в год у соседнего Ашгабата. Потом поставки прекратились, поскольку иранская сторона задолжала за уже осуществленные поставки.
Впервые такая схема в Азербайджане была применена в 2016 году, когда республика испытывала нехватку газа и была вынуждена взять около 1,4 млрд кубометров газа в Туркменистане, а позже вернула. Дело в том, что прямые поставки газа из Туркменистана в Азербайджан невозможны по двум причинам: во-первых, отсутствует Транскаспийский газопровод; во-вторых, нет сухопутного газопровода из той части Ирана, куда поступает туркменский газ в иранские провинции, расположенные у границы с Азербайджаном. То есть в свое время Тегеран специально построил газопровод из Туркменистана для снабжения газом северных провинций страны.
Хороший тренд
Тот факт, что Иран и Туркменистан вступают в энергетические отношения с Азербайджаном, – хороший тренд. Дело в том, что все три страны являются не только газодобывающими, но и газоэкспортирующими. По сути, они должны быть конкурентами, соперничать друг с другом за рынки сбыта газа. Но это соглашение как раз показывает, что три каспийские страны могут при желании успешно сотрудничать. Тем более что эта зима обещает быть одной из самых холодных за последние годы.
Более того, подписание Баку соглашения о своповых поставках газа вначале с Москвой, а теперь с Ашгабатом и Тегераном, может помочь Азербайджану текущей зимой в период пиковых нагрузок на случай сильных холодов. То есть мы сможем импортировать газ из этих стран, когда его не будет хватать для внутреннего потребления. А затем вернем эти объемы в весенне-летний период.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать