• четверг, 28 Марта, 23:44
  • Baku Баку 13°C

Переход на новый уровень

19 ноября 2021 | 13:48
Переход на новый уровень

РЕГИОН
На днях в Стамбуле прошел VIII саммит тюркоязычных государств, запомнившийся такими важными событиями, как вручение Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву высшего ордена тюркского мира; переименование Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) в Союз тюркских государств (СТГ); получение Туркменистаном статуса наблюдателя при СТГ; принятием программы видения тюркского мира до 2040 года; а также переходом председательства в СТГ от Азербайджана к Турции.
Оценку двухлетнего председательствования Азербайджана в объединении тюркских государств, прошедшего в Стамбуле саммита и перспективам СТГ в интервью газете «Каспий» дали известные иностранные и отечественные эксперты.
Востоковед, директор российского Центра изучения новой Турции Юрий МАВАШЕВ (Россия):
– Под председательством Азербайджана Тюркский совет рос, качественно развивался. К сожалению, Баку отчасти пришлось принять на себя удар, который испытал на прочность связи этой организации. Этот экзамен был сдан как минимум на оценку «хорошо». В целом я согласен с теми, кто считает, что России очень не хватает аналогичной организации для славянских стран. Увы, в силу ряда причин и международного противодействия это пока невозможно. Но, как известно, никогда не говори «никогда».
Безусловно, прошедший в Стамбуле саммит тюркоязычных государств можно назвать знаковым, прорывным, с точки зрения принятых на нем решений. Вопрос не только в переименовании организации. Имеет ключевое значение и сама концепция «Тюркский мир – Видение 2040». В ней изложены и основные направления совместной работы тюркских стран, но и намечен образ будущего, широкой перспективы.
Факт переименования Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Организацию тюркских государств является политическим вопросом. Следует иметь в виду, что от гуманитарных вопросов организация перешла к политическим. При этом вопрос языка уже не ключевой. Так, Гагаузия говорит на трех языках – молдавском, гагаузском (тюркском), русском языках. Но в перспективе она могла бы войти в ОТГ, как бы странно это ни звучало сегодня, учитывая, что это автономная республика в составе Молдовы.
Кроме того, к примеру, в Узбекистане говорят и на таджикском, и на узбекском (тюркском), но Узбекистан от этого не перестает быть преимущественно тюркским государством, хотя влияние персидской культуры и цивилизации на него огромно. То есть это – задел на будущее.
Замдиректора Казахстанского института стратегических исследований, политолог Санат КУШКУМБАЕВ:
– Председательство Азербайджана было одним из самых высокоэффективных за все время существования ССТГ, а теперь уже ОТГ. В частности в период председательствования Баку, несмотря на пандемию коронавируса был созван экстренный саммит ССТГ, где были выработаны совместные меры по противодействию пандемии. Туркестан стал духовной столицей тюркского мира, и как раз на саммите в Баку впервые прозвучала идея о преобразовании ССТГ в ОТГ, а также о принятии стратегических документов тюркского мира (Видение развития до 2040 года).
В тот же временной отрезок произошел большой позитивный сдвиг в решении карабахского конфликта. И как отмечали все политики и эксперты, председательствование Азербайджана было очень активным, что соответствующим образом вознаграждено – Высшим орденом тюркского мира. Для лидера Азербайджана это стало закономерным итогом Стамбульского саммита ОТГ.
Саммит в Стамбуле стал знаковым событием. Он показывает не просто трансформацию ССТГ в ОТГ – это уже определенная ось, объединяющая не только страны-члены организации, но и наблюдателей – Венгрию и Туркменистан. И это не просто символический жест, а заявка на трансрегиональное объединение, в котором будут обсуждаться и решаться вопросы не только политики и геополитики, но также геоэкономики и экономики.
Важным моментом прошедшего саммита стало и учреждение при ОТГ статуса государства-партнера. А это говорит о том, что интерес к объединению тюркских государств растет как среди соседей по Евразии, так и в дальнем зарубежье. Понятно, что этот документ принят в расчете на перспективу. В настоящее время для ОТГ более насущным является вопрос экономического сотрудничества. То есть если раньше мы говорили, что язык, история, культура являлись благоприятным фоном для объединения тюркских государств, то сейчас на первое место выходят вопросы общей экономической повестки.
Переименование ССТГ в ОТГ – не просто смена названия, но и новый статус, горизонт планирования и заявка на геоэкономику и геополитику. При смене названия учитывались и геополитические изменения, имевшие место в регионе Южного Кавказа в прошлом году. Неслучайно речь шла о соединении транспортными коридорами стран-членов ОТГ, то есть это тоже важный вектор деятельности.
Статус наблюдателя для Туркменистана в ОТГ – это логично и понятно, так как эта страна является важным звеном, расположенным в центре моста между Турцией и Азербайджаном – с одной стороны, странами Центральной Азии – с другой. Роль Туркменистана очень важна, будь то маршрут через Каспий или сухопутный путь. При этом все с уважением относятся к нейтральному статусу этой страны, но на практике Ашгабат может активно участвовать, получать многосторонние дивиденды от сотрудничества с ОТГ. Таким образом, вопрос заключается не в статусе, а в практической плоскости – как вовлечь Туркменистан в деятельность ОТГ.
Что касается перспектив ОТГ, то они связаны с новыми направлениями работы: внешняя политика, торговля, развитие транзитных маршрутов, туризм, инвестиции, развитие малого и среднего бизнеса, молодежная политика, здравоохранение, цифровизация, искусственный интеллект. Есть вопрос, связанный с глобальной повесткой – зеленая экономика, связанная с декарбонизацией. То есть налицо много сфер для сотрудничества, делающих современные экономики государств конкурентоспособными. Поэтому это перспективный, потенциальный вектор развития ОТГ.
Аналитик, руководитель политологического клуба «Южный Кавказ» Ильгар ВЕЛИЗАДЕ (Азербайджан):
– Азербайджан возглавлял ССТГ в очень непростое время – буйство пандемии, период сложных процессов в регионе – второй Карабахской войны. Но Баку достаточно эффективно справился со своей ролью, и оценка этому была дана на саммите в Стамбуле, когда наш президент был награжден высшим орденом ССТГ.
Несомненно, саммит в Стамбуле запомнился переименованием ССТГ в ОТГ. Это довольно непростой шаг, так как в какой-то степени изменились и функции организации. ОТГ стала полноценной международной структурой, которая сегодня определяет направление политических и экономических процессов большой географии.
ОТГ сегодня превращается в достаточно динамично развивающуюся структуру, которая ставит перед собой все более амбициозные цели и задачи. В частности, касающиеся экономического взаимодействия, в гуманитарной сфере, и на это обращают внимание не только участники объединения, но и внешние игроки, которые все более серьезно воспринимают ОТГ и рассчитывают укреплять взаимодействие с ней. ОТГ может стать эффективной площадкой для реализации амбициозных целей, в частности программы «2040», определяющей основные направления развития организации в целом ряде сфер.
Получение Туркменистаном статуса наблюдателя при ОТГ – также важное событие. Дело в том, что мы говорим об ОТГ сегодня как о развивающейся международной площадке, и получение Ашгабатом статуса наблюдателя показывает, что процесс расширения организации набирает обороты. При этом мы понимаем, что Туркменистан в силу своего международного нейтрального статуса не является полноправным членом целого ряда организаций, в числе которых СНГ. Тем ценнее участие Ашгабата в ОТГ в качестве наблюдателя, что повышает роль Туркменистана в принятии решений и в их реализации.
Таким образом, пазл, именующийся Тюркским содружеством, практически собрался.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать