• суббота, 20 Апреля, 09:15
  • Baku Баку 14°C

Александр Курбан: «Украина активно изучает опыт использования турецких БПЛА азербайджанской армией»

10 ноября 2021 | 08:32
Александр Курбан: «Украина активно изучает опыт использования турецких БПЛА азербайджанской армией»
Интервью Caliber.Az с украинским политтехнологом, экспертом Центра противодействия информационным агрессиям «AM&PM» Александром Курбаном.
- Как вы оцениваете последние перестановки в Кабинете министров Украины?
- Необходимость периодической ротации политиков и чиновников - один из ключевых элементов внутренней политики в любом государстве. Засидевшийся на одном месте руководитель, как правило, обрастает коррупционными связями и теряет мотивацию дальнейшего совершенствования своих навыков и развития вверенной ему структуры. Наиболее четко эту мысль сформулировал писатель Марк Твен, сказав, что политиков нужно менять так часто, как и пеленки у ребенка, и по той же самой причине. Нынешняя частичная ротация в системе высшей исполнительной власти Украины связана со многими факторами, в первую очередь внутриполитическими.
Дискуссии о частичной замене министров в украинском правительстве начались еще в начале осени. Эксперты строили прогнозы, представители провластной фракции в парламенте обсуждали кандидатуры. В результате, 3 и 4 ноября произошла ротация пяти министров.
Министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Роман Абрамовский ушел со своего поста по причине пассивной позиции и отсутствия реальной работы. По версии экспертов, его ведомство так и не смогло внести никаких существенных предложений при подготовке участия президента Владимира Зеленского в недавнем экологическом саммите в Глазго.
Первый вице-премьер и министр экономики Алексей Любченко ушел со своего поста, по всей видимости, по причине свой амбициозности и излишней самостоятельности. Офис президента Украины в лице его руководителя Андрея Ермака очень ревниво относится к таким вещам и жестко реагирует на проявление самостоятельности. Ярким тому свидетельством стало недавнее смещение с поста спикера Верховной Рады Дмитрия Разумкова, третьей по рангу ключевой персоны в государстве, который проводил свою персональную политику.
Понимания четких причин увольнения вице-премьера по вопросам развития стратегических сфер промышленности Олега Урусского пока нет. Хотя многие считают, что его отставка стала следствием срыва реализации планов по государственному оборонному заказу и открытый конфликт с руководством «Укроборонпрома».
Новым министром по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины стала бывшая до этого членом парламента и претендовавшая в свое время на кресло мэра Киева Ирина Верещук. Эта кандидатура рассматривалась на пост министра обороны, но такой вариант был крайне негативно воспринят в обществе, и президент Зеленский не решился идти на обострение ситуации.
Вице-премьер, министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Алексей Резников был уволен с этой должности и назначен министром обороны Украины. Это назначение стало, пожалуй, самым значимым и перспективным. Резников на посту министра обороны сменил вялого и безынициативного Андрея Тарана, который фактически сорвал реализацию планов по оборонному заказу и длительное время находился в состоянии открытого конфликта с руководством Генерального штаба Вооруженных сил Украины. Воюющая страна такого дисбаланса в профильных структурах органов власти долго терпеть не могла.
Непосредственно по кандидатуре Алексея Резникова можно отметить, что это первый в истории Украины министр обороны, который не является кадровым военным. Он юрист, глубоко в теме войны на Донбассе и переговорных процессов Минского и Нормандского форматов. На церемонии представления его руководству Министерства обороны президентом Украины Резников достаточно четко сформулировал свои программные цели на посту министра. В вопросах международного сотрудничества приоритет будет отдаваться укреплению связей с США, странами Восточной Балтии, Польшей, Канадой и Турцией. Особое внимание он обещает уделить программам оборонных закупок и материального обеспечения армии.
- Недавно украинская армия применила на Донбассе беспилотник «Байрактар». Изменит ли этот факт ситуацию на юго-востоке Украины?
- Фактически, турецкие «Байрактар ТБ2» находятся на боевом дежурстве в составе подразделений украинской армии на Донбассе уже более полугода. Все это время беспилотники выполняли разведывательные задачи и только 26 октября этого года в районе села Гранитное был нанесен первый ракетный удар кумулятивным боеприпасом по российской гаубичной артиллерийской установке, которая с предельного расстояния обстреливала украинские позиции.
Важность данного события трудно переоценить. Оно, по всей видимости, станет если не переломным, то, во всяком случае, ключевым в этой войне. Следует отметить, что реакция на эту атаку была очень резонансная. В российских СМИ прокатилось информационное цунами, захлестнувшее все слои общества и вызвавшее бурю негодования. Отголоски этого шквала донеслись до ЕС. Германия и Франция выразили свою озабоченность по поводу «эскалации конфликта на Донбассе, инициированной украинской стороной». В самопровозглашенных «ЛНР» и «ДНР», в рядах незаконных военных формирований и местного руководства прокатилась паника, которая особенно ярко проявилась в социальных сетях. Таким образом, помимо маленькой военной победы мы получили большую информационную.
Техническая сторона этого вопроса проста и понятна. Работать в этом направлении можно и нужно. С одной стороны, мы видим успешный опыт применения «Байрактаров» азербайджанской армией во время прошлогодней победоносной войны в Карабахе. Эти беспилотные комплексы прекрасно показали себя в условиях боевых действий на сложной местности.
С другой стороны, мы понимаем, что в случае широкомасштабного военного наступления на Украину со стороны РФ тому количеству военной техники и людских ресурсов, которые может бросить в бой Кремль, мы можем успешно противостоять только благодаря более совершенным техническим средствам противоборства. Так же использование более совершенных технических средств будет работать как фактор геополитического сдерживания амбиций нашего восточного соседа.
Поэтому сегодня Украина активно изучает опыт использования турецких беспилотников азербайджанской армией и расширяет сотрудничество с производителями «Байрактаров». В настоящий момент 75 украинских военнослужащих проходят соответствующее обучение в Турции. Закупаются новые комплексы и идут переговоры о локализации их производства в Украине путем создания совместного турецко-украинского промышленного комплекса. В частности, такое сотрудничество было предметом недавних переговоров президента Турции Р.Эрдогана и президента Украины В.Зеленского.
- Лидеры стран Тюркского совета на заседании 12 ноября обсудят предоставление Украине статуса наблюдателя в организации. Что, на ваш взгляд, даст Украине этот статус?
- Рост потенциала и авторитета Тюркского совета, а также успехи реализации проекта по созданию Туранской армии является для Украины одним из серьезных аргументов для расширения военного и геополитического сотрудничества этом направлении. Также для нас является важнейшим стимулом для перспективы такого сотрудничества тот факт, что Турция, как безусловный лидер сегодняшнего тюркского мира, поддерживает нас в борьбе за возвращение аннексированного Россией Крыма, оказывает всяческую помощь и поддержку крымским татарам, гражданам Украины, оказавшимся на временно оккупированной территории Крымского полуострова. Мы, безусловно, ценим и поддержку со стороны Азербайджана, который также не признает аннексии украинских территорий.
Получение статуса наблюдателя в Тюркском совете, безусловно, откроет перед Украиной интересные перспективы международного сотрудничества по многим направлениям, в том числе в военной, экономической, дипломатической, культурной и информационной сферах.
Недавно я провел небольшое обзорное исследование по перспективам развития Тюркского совета и презентовал его в одном из украинских медиа. Уверен, что сегодня мы наблюдаем формирование нового мощного геополитического центра, который уже в самое ближайшее время сможет на равных конкурировать с таким гигантами как США, Китай, Россия. И для нас крайне важно поддерживать с этим центром дружеские отношения, тем более что по многим вопросам наши позиции весьма близки.
- Как вы оцениваете итоги 44-дневной войны между Азербайджаном и Арменией?
- Прошлогодняя война в Карабахе и убедительная победа Азербайджана, безусловно, вызвали живой интерес в Украине. Большая часть симпатий украинцев была на стороне Азербайджана. Ситуация с Карабахом очень близка к тому, что мы имеем сегодня по Крыму и Донбассу. Первоисточник наших и ваших проблем один – Россия и ее имперские амбиции, которые она пытается реализовать чужими руками.
Опыт этой войны для нас бесценный. Стратегия, тактика, оперативные решения, принимаемые вашими военными и политиками, однозначно, тщательнейшим образом будут изучены. Уверен, в наши планы по возвращению оккупированных Россией украинских территорий будут внесены соответствующие коррективы. Операции по освобождению Джебраила и Шуши как ключевых составляющих вашей победы были уникальными по своей задумке. Особенно интересным является операция по взятию Гадрута, которая переломила ход войны. Действия корпусов под командованием азербайджанских генералов, принимаемые ими тактические решения также заслуживают внимательного изучения на предмет перенимания вашего опыта.
Особое внимание мы уделяем изучению опыта использования беспилотных ударных и разведывательных комплексов, а также других новейших видов вооружения, которые позволили вашей армии получить решающее преимущество в войне с Арменией.
Мы прекрасно понимаем, что освобождение украинского Крыма и части Донбасса, оккупированного Россией, это дальняя перспектива, и поэтому для нас также важен ваш опыт дипломатических противостояний, который нарабатывался вами несколько десятилетий. Этот опыт свидетельствует, что одними переговорами такие проблемы не решаются. Такие победы, как ваша создаются долгим упорным трудом, реформами и сплочением общества вокруг общих цели и задач.
banner

Советуем почитать