• среда, 24 Апреля, 18:59
  • Baku Баку 23°C

В ожидании нормализации отношений

30 октября 2021 | 06:22
В ожидании нормализации отношений

ЭКОНОМИКА
Иран информирует о своем намерении принять участие в строительстве новой транзитной дороги из Армении в Грузию, так называемого «Кавказского коридора». Экономическая целесообразность этой задумки под большим вопросом – политический акцент явно перевешивает.
Вербальная активность муллократии
Замминистра дорог и городского развития Ирана Хейрулла Хадеми сообщил, что Армения планирует создать новый транзитный маршрут из Ирана в Грузию, а Иран готов в этом поучаствовать. Возросшая вербальная активность Ирана в регионе Южного Кавказа и его желание стать частью транспортного коридора Индия-Иран-Армения-Грузия-Черное море-Европа воспринимается неоднозначно.
По слухам, инициируемым политологами, резкое ухудшение отношений между Ираном и Азербайджаном с Турцией скажется на маршрутах грузоперевозок. Но насколько это выгодно России и другим крупным выгодоприобретателям, а также самим участникам гипотетического проекта?
Главный редактор информационно-аналитического портала PolitRus Виталий Арьков в беседе с корреспондентом газеты «Каспий» сказал, что предпринимаемые Ираном действия вполне предсказуемы, учитывая внешнюю политику режима муллократии:
– В силу целого ряда объективных причин и субъективных поводов сложно представить полную нормализацию отношений нынешнего Ирана не только с Турцией, но и с Азербайджаном. Да и с Россией они вынужденно партнерские для обеих сторон. Можно прогнозировать, что наблюдаемая сегодня острая фаза между Баку и Тегераном сменится относительной оттепелью, поскольку дальнейшее развитие ситуации по негативному сценарию подразумевает начало военного конфликта, а его не хотят ни в Баку, ни в Тегеране. Возможно, в нем имеется заинтересованность у Израиля и Саудовской Аравии, однако это уже предмет другого обсуждения.
Тегеран, несмотря на очередную оттепель в отношениях с Баку, стремится уменьшить свою зависимость от него. И наоборот, сохранить зависимость Азербайджана от Ирана в вопросе наземного сообщения с Нахчываном. И это одна из причин, по которой руководство Армении всячески тормозит полную реализацию на практике пункта №9 трехстороннего соглашения от 9/10 ноября 2020 года.
К тому же появление Зангезурского коридора в том виде, в каком того желают Баку и Анкара, фактически лишает Тегеран возможности бесконтрольного перемещения грузов по территории Армении. Похоже, в Тегеране уверены, что если проект восстановления Зангезурского коридора и будет реализован на практике, то с минимальным ущербом для неофициальных интересов режима мулл, поэтому можно начинать свой собственный, пересекающийся с ним, транспортный коридор.
В условиях глобального кризиса
При этом рентабельность и ценность этого проекта для региона и стран, готовых в нем поучаствовать, не только под большим вопросом, но отсутствует вовсе, считает доктор географических наук, профессор Чингиз Исмайлов:
– Усложнение отношений между Азербайджаном и Ираном, конечно же, следствие той стратегии, которой руководствуется режим мулл, выстраивая отношения с Азербайджаном. Что же касается нашумевшей дорожной инициативы, то пусть строят, а мы посмотрим, какие грузы туда пойдут. О рентабельности пути из Ирана в Армению и Грузию можно говорить лишь в том случае, если для этого имеются экономические основания. Но их нет, а потому вся эта инициатива – лишь политический жест, не более того.
Дорога оправдает себя лишь в случае экономической целесообразности, наличия спроса на иранскую продукцию в Армении и Грузии и наоборот. Но что может поставить Иран в промышленных масштабах и конкурентное по качеству Грузии и Армении? Соответственно, что будут везти по этой дороге в Иран из Армении и Грузии, чего нет на иранском рынке: хурму, фисташки, минеральную воду, ковры персидские? И для этого собираются строить дорогу?
Наконец, если этот коридор был необходим, почему его не построили раньше, а заговорили только сейчас, в условиях глобального кризиса, пандемии, ухудшения экономического положения в этих странах? Касаясь подобных инициатив, следует учитывать примат экономической рациональности. С экономической точки зрения игра однозначно не стоит свеч. Строительство дороги никогда не оправдает затрат и не окупится. И потом, кто будет в нее вкладывать? Ни Армения, ни Грузия финансировать проект не станут. Конечно же, Иран может себе это позволить и выбросить деньги на ветер.
Что необычного и конкурентного на внешних рынках Иран производит в промышленной сфере? Здесь как нельзя более кстати вспоминается наш горький опыт, когда в начале 90-х Азербайджан закупил до 400 иранских автобусов Mercedes, которые за год вышли из строя. Или ставшие притчей во языцех Iran Khodro Samand, которые выпускали в Шемахе. Из-за низкого качества предприятие закрылось после выпуска полутора тысяч машин.
Проект, нужный для всех
По свидетельству аналитика, наиболее выгодный и оптимальный путь для Ирана в обход Азербайджана пролегает по Каспийскому морю в Астрахань через порт Энзели. Кроме того, Иран вкупе с Россией и Индией выступают инициаторами международного транспортного коридора «Север-Юг». Запуск МКТ простаивает, поскольку полная эксплуатация пути возможна только после стыковки азербайджанской и иранской железной дорог, а для этого необходимо завершить строительство всех сегментов магистрали Казвин-Решт-Астара на иранской территории. Азербайджан и Россия свои обязательства в рамках МКТ «Север-Юг» выполнили, все упирается в Иран.
Но не решив этой проблемы, власти соседней страны делают ставку на затратное и экономически бесполезное решение в армянском направлении, выступая против Зангезурского коридора.
По словам Ч.Исмайлова, мнение Ирана здесь ни при чем, поскольку дорога, которая свяжет основную часть Азербайджана с Нахчываном, не имеет отношения к этой соседней стране:
– Иран не имеет отношения к проекту. При этом Зангезурский коридор нужен Кремлю даже в большей степени, чем Азербайджану для связи со своей военной базой в Гюмри. Ведь единственная железная дорога, связывающая Россию и Армению, проходит через Грузию, которая запрещает транзит российских военных грузов по своей территории. Россия же не может вечно перебрасывать военную технику для собственной базы в Гюмри самолетами или автотранспортом транзитом через Иран. А потому нужна надежная железнодорожная связь.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать