• пятница, 29 Марта, 19:36
  • Baku Баку 14°C

Игорь Коротченко: «Базовым принципом переговоров должно стать признание Арменией геополитических реалий»

04 октября 2021 | 14:50
Игорь Коротченко: «Базовым принципом переговоров должно стать признание Арменией геополитических реалий»
Лидеры Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Никол Пашинян заявили о готовности встретиться. По словам Алиева, если армянская сторона будет готова будет передать карты минных полей, то и азербайджанская сторона может ответить положительно. Кроме того, МИД Азербайджана сообщил о неких позитивных сигналах со стороны Еревана по вопросу делимитации границы. Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян также сообщил, что премьер страны Никол Пашинян может встретиться с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в ближайшее время, если со стороны Баку для обсуждения вопросов «действительно есть готовность».
В МИД России на прошлой неделе, отвечая на соответствующий вопрос, заявили, что «организация такого рода встреч на высшем уровне требует серьезной подготовки» и в Москве исходят из того, что поездка сопредседателей Минской группы в регион будет содействовать созданию благоприятных условий для этого.
Перспективы реализации Россией такой встречи и существующие риски «Москва-Баку» прокомментировал политолог, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
- Лидеры Азербайджана и Армении выразили готовность к встрече. Логично, что в продолжение реализации трехстороннего заявления посредником в таких переговорах должна выступить Россия. Но такую инициативу публично Москва пока не обозначила… Может ли эту инициативу кто-то перехватить… интересантов сегодня довольно много.
– Все зависит от того, каким образом будет оформлена потенциальная встреча Алиева и Пашиняна, думаю, при необходимости Россия может оказать посреднические усилия. Мы прекрасно понимаем, что важно наличие доброй воли со стороны Еревана. А дефицит такой доброй воли наблюдался все последние годы. Самое главное, я полагаю, на данном саммите – зафиксировать приверженность Армении всех пунктов трехстороннего заявления, включая и те, которые Ереван сегодня достаточно вольно трактует. В этой связи базовым фундаментальным принципом переговоров должно стать признание Арменией геополитических реалий, наступивших после второй Карабахской войны.
Прежде всего это заключается в том, что Азербайджан восстановил свою территориальную целостность. Поэтому ни о каких разговорах о каком-то статусе армянских сепаратистов в Карабахском регионе Азербайджана не может идти речи вообще. Это главное, что должен продемонстрировать Пашинян, – убрать вопрос статуса с переговорной повестки, не поднимать его в принципе. Должен быть дан старт процессу делимитации, а затем и демаркации границы.
Мирный договор сегодня Армения вряд ли будет подписывать, но, по крайней мере, четко должно быть зафиксировано начало переговорного процесса по делимитации и демаркации границы на основе советских топографических карт конца 70-х – начала 80-х годов. Арменией должна быть осуществлена передача полного пакета карт минных полей, поскольку армяне три десятилетия минировали азербайджанские территории.
Ну и, наконец, должен произойти сдвиг с точки непонятной позиции Армении в вопросе о Зангезурском транспортном коридоре. Все эти процессы должны происходить при посредничестве России. Армении следует понять, что разыгрывать сегодня российскую либо иранскую карту против Азербайджана бессмысленно. Реалии наступили, их продемонстрировали результаты второй Карабахской войны, поэтому либо Армения ступит на путь конструктивных переговоров, признание существующих реалий, либо в этой стране будет углубляться политический, экономический кризис, и в конечном итоге страна рухнет и при падении перебьет свою государственность, которую она получила из рук Советского Союза.
По большому счету Россия должна занимать более активную позицию в вопросе поствоенного урегулирования, потому что появляется очень много желающих нас из карабахского процесса вытеснить. Идет большая геополитическая игра. Она ведется на нескольких досках. Мне кажется, что ключевые решения, которые Москва будет принимать, должны реализовываться прежде всего через призму российских же национальных интересов. А российским национальным интересам отвечает мир и стабильность в регионе Южного Кавказа, отсутствие влияния внешних игроков - речь идет о США, Евросоюзе. Разумеется, Южный Кавказ – это зона жизненных интересов России, а не Соединенных Штатов. Исходя из этого и должна строиться российская политика, нацеленная на то, чтобы реализовывать базовые принципы трехстороннего заявления.
– Очевидно, что игроки, желающие подвергнуть статус России как посредника в карабахском урегулировании, все активнее проявляют себя. Справится ли Москва?
– Позиция президента Путина достаточно четко артикулирована – важно уважать территориальную целостность Азербайджана. Сейчас нужно, чтобы Россия применила все свое реальное влияние, политическое и экономическое, для того, чтобы Армения выполнила обязательства по трехстороннему заявлению.
Могу еще раз подтвердить, что армянское лобби в России ведет системную работу на всех этажах вертикали власти с тем, чтобы Москва провела ревизию своих подходов к трехстороннему заявлению и чтобы они стали проармянскими. Эта работа активно, настойчиво ведется, хотя и скрыта от посторонних глаз. Но это фактор, который будет оказывать очень активное воздействие на то, как будут развиваться события в ближайшие месяцы.
Армянские элиты, в том числе внутри России, работают над реализацией тезиса о том, что то сепаратистское образование, которое пока еще существует, должно получить прямой российский протекторат со своей базой. Это та задача, которую решает армянское лобби. И это лобби - уже самостоятельный фактор, который будет стараться изменить геополитическую и военную реальность итогов второй Карабахской войны.
– С чем связана активность Грузии, наблюдающаяся в последние месяцы на армяно-азербайджанском треке? Вполне были бы понятны определенные амбиции Тбилиси в регионе, желание показать себя в качестве посредника, если бы не оговорка грузинского премьера о создании платформы налаживания отношений между Азербайджаном и Арменией при поддержке американских и европейских друзей. А это уже несколько меняет дело…
– Никакой реализации платформы между Баку и Ереваном при посредничестве Грузии быть не может. Мы не можем предугадать, как будут развиваться события, но никакой такой платформы быть не может. Минская группа ОБСЕ как таковая себя исчерпала, поскольку не смогла добиться выполнения четырех резолюций Совбеза ООН по карабахскому урегулированию. После агрессии Армении Азербайджан сделал соответствующие выводы и заставил Ереван де-факто выполнить резолюции Совбеза ООН. Агрессор покинул оккупированные территории и это новая реальность. Втягивать сегодня Баку в какие-то ненужные новые переговорные платформы, на мой взгляд, не получится. Такие платформы просто не нужны.
Безусловно, за действиями Грузии стоят США. А США, как известно, продвигают вопрос статуса Карабаха. Азербайджан должен судить о происходящем не по словам, а по делам. Мы видим деструктивную роль Государственного департамента, Конгресса США, который находится под сильным воздействием достаточно мощного армянского лобби. США хотят сохранить свои позиции в нынешней геополитической реальности. Такую же деструктивную роль мы видим со стороны Франции.
– Насколько вероятно, что не Россия, а те же США или страна ЕС вдруг возьмет и организует встречу Алиева и Пашиняна при своем посредничестве? Как это было летом с обменом между Азербайджаном и Арменией, где посредниками были Вашингтон и Тбилиси… Если это все-таки произойдет, то не будет ли это означать, что Москва точечно проигрывает информационную войну…
– России не нужна информационная война, она в ней не заинтересована. Россия заинтересована в выполнении трехстороннего заявления. Политически это декларируется. А Ереван не хочет ничего выполнять, оттягивает процесс, занимается демагогией. Наверное, кто-то может попытаться разыграть карту с посредничеством и организацией встречи. Россия не заинтересована в том, чтобы посредником на встрече Алиева и Пашиняна выступал Вашингтон, тем более, что Вашингтон будет однозначно пристрастен, так же как и Франция, как Евросоюз. Так что я надеюсь, что Москва будет держать дипломатическую инициативу. Ведь и Алиев все прекрасно понимает.
banner

Советуем почитать