• пятница, 19 Апреля, 19:53
  • Baku Баку 24°C

Приемлемый для Баку вариант

24 сентября 2021 | 16:00
Приемлемый для Баку вариант

ПОЛИТИКА
16-17 сентября на очередном саммите глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Душанбе было принято решение по расширению состава организации. В частности начата процедура приема Ирана в ШОС, а Египту, Катару и Саудовской Аравии предоставлен статус партнера по диалогу в ШОС.
Следует отметить, что декларация о создании данной организации была подписана в Шанхае в июне 2001 года Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. В 2017-м полноправными членами ШОС стали Индия и Пакистан. Помимо этого в работе объединения принимают участие четыре страны-наблюдателя (Афганистан, Беларусь, Иран и Монголия) и до недавнего времени – шесть партнеров по диалогу (Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка).
Свою оценку прошедшему саммиту в интервью газете «Каспий» дал старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин, попутно рассказав о перспективах нашей страны в ШОС.
Саммит особого значения
– Прошедший саммит имел особое значение, потому что, с одной стороны, важно место его проведения – Душанбе, столица Таджикистана, страны, имеющей самую протяженную границу с Афганистаном. С другой стороны – время проведения: это был первый международный форум, в котором участвовали ключевые региональные игроки и который проходил в условиях захвата власти в Афганистане «Талибаном». Понятно, что с этой точки зрения основной вопрос, который обсуждали лидеры, – каким образом выстраивать будущее региона после выхода американцев из Афганистана и прихода к власти в этой стране талибов.
Особым контекстом саммита был коронавирус. Все уже заметили, что председатель КНР Си Цзиньпин около года не выезжает за границу, президент России Владимир Путин последовал его примеру. То есть ключевые игроки, принимающие решения по региональной безопасности, геополитике, лично не присутствовали на саммите, но принимали участие в нем в режиме онлайн-конференции, что, в принципе, позволяло согласовать и решать основные вопросы, касающиеся региональной безопасности, совместных подходов ШОС как глобальной организации в отношении новых геополитических условий.
Отличия ШОС
С одной стороны, ШОС рассматривалась в западных СМИ и аналитических центрах как очень серьезная геополитическая организация, способная бросить вызов подобным организациям Запада, таким как НАТО и ЕС. Но если мы рассмотрим процесс расширения ШОС, то она все же имеет характер больше координационный: согласование решения о борьбе с рисками безопасности – экстремизмом, терроризмом, наркотрафиком. То есть изначальный посыл ШОС был прагматичным – согласование вопросов безопасности и ответов на них России, Китая и их партнеров, подключение Пакистана и Индии, а сейчас и Ирана.
Таким образом, ШОС необходимо в первую очередь рассматривать не как НАТО, а как структуру, имеющую общее командование, четкие процедуры принятия решений на случай конфликтов, общие системы реагирования на военные риски. ШОС имеет подобного рода опыт, так как проводятся совместные учения и операции, но организация в большей степени носит координационный характер, так как в ШОС нет единоцентричного лидера, как США в НАТО, но есть два – Россия и Китай при подключении других игроков, таких как Индия, Пакистан и Иран.
ШОС представляет собой деглобализационный формат сотрудничества в Евразии. В соответствии с этим можно сказать, что альтернативы этой организации в Евразии нет. Особенно в нынешних условиях вывода американских войск из Афганистана и включения Ирана в объединение. Другой вопрос – что противоречия и скрытые конфликты между участниками ШОС, конечно, не позволяют рассматривать ее в качестве аналога ЕС или НАТО. Все-таки это организация, в большей степени позволяющая сглаживать углы и искать общие точки соприкосновения. ШОС – позитивная, прагматичная, конструктивистская организация, которая позволяет в многоформатной идеологии решать сложные региональные вопросы.
Перспективы Азербайджана
Учитывая гибкость подходов, плюралистичность принятия решений внутри организации, ШОС представляет собой наиболее приоритетный вариант в рамках внешнеполитической стратегии Баку (неприсоединение к каким-то серьезным альянсам). Дело в том, что в рамках этой организации нет таких решений, которые заставляли бы Азербайджан отправлять свои войска, принимать жесткие решения по тем или иным острым геополитическим вопросам. В то же время членство в ШОС позволит серьезно диверсифицировать внешнеполитическую повестку, контакты на высшем уровне, учитывая, что Пакистан, Китай и Россия входят в ШОС как важные партнеры Баку.
Следует отметить, что в отношении ЕС Азербайджан придерживается довольно прагматичной позиции и даже возможности программы «Восточное партнерство» использует не в полной мере, понимая, что это будет ущемлять внутренний суверенитет Баку. А вот в случае с ШОС ситуация гораздо интереснее: она не налагает серьезных обязательств на внутреннюю и внешнюю политику, отсутствуют какие-то надсуверенные обязательства Азербайджана. Но при этом интеграция в ШОС позволяет стать частью большого и растущего клуба, к которому на днях присоединился Иран – важный сосед Азербайджана.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать