Статус – высокий
РЕГИОН
Последние события в Афганистане некоторые эксперты характеризуют как завершение 40-летнего этапа, насыщенного трагедиями, и одновременно как начало новой эры, будущее которой не кажется таким уж радужным.
Есть и такие мнения, что Афганистан, который в силу своего геополитического, стратегического и экономического значения на протяжении многих лет является одним из важнейших регионов Ближнего Востока, выступает сейчас в роли жертвы интересов великих держав. Своими мыслями об этом и многом другом с читателями газеты «Каспiй» делится ведущий научный сотрудник Института истории НАНА и доцент Азербайджанского государственного педагогического университета Мубариз Агаларлы.
– Начнем с того, что Афганистан – в принципе, многонациональная страна. Каких народностей там больше, а каких меньше?
– Граничащий с Пакистаном на востоке и юге, с Ираном – на западе, с Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном – на севере и Китайской Народной Республикой – на северо-востоке, Афганистан действительно является многонациональной страной. Однако ни одна этническая группа там не составляет большинство или меньшинство населения.
По приблизительным данным, в стране с населением 40-45 млн человек насчитывается пять крупных этнических групп: пуштуны – 14 млн, таджики – 9 млн, узбеки – 8 млн, тюркоязычные хазары – 6 млн, туркмены – 2 млн и другие народы – 4 млн.
Точных данных об этническом составе и точной численности населения нет, так как в Афганистане до сих пор не проводилась перепись, охватывающая всю страну, результаты которой полностью отражали бы действительность. Все цифры основаны на неофициальных оценках различных источников. Так, европейские «независимые социальные организации» искусственно занижают численность тюркоязычного населения Афганистана в своих официальных данных. Однако по приблизительным статданным, приведенным теми же западными источниками, тюркоязычные народы Афганистана составляют около 12% населения страны (узбеки – 9%, туркмены – 3%).
– А хазары?
– Дело в том, что в этих источниках хазары не считаются тюркскими кочевыми народами. Однако по информации руководителей этнических групп и общин тюркского происхождения в Афганистане (даже без учета хазар тюркского происхождения), все тюркоязычные народы имеют 35-40-процентную долю в общей численности населения Афганистана (19% – узбеки, 10% – туркмены, 8% – азербайджанцы (гызылбаши, мервиты, баяты, афшары, каджары), 2% – киргизы, татары, каракалпаки, казахи и др.
Тюркоязычные же хазары, проживающие в регионах Кабил-Герат-Хазараджат и частично в Гаехаре, Нангархаре и Бадахшане, составляют порядка 10% населения.
– Каков статус у этнических азербайджанцев Афганистана?
– Довольно высокий, я бы сказал, – наши соотечественники имеют особый вес. В основном они проживают в Герате, Кабуле, Казне, Мазари-Шарифе, Беглане, Бадахшане, Марви, Баяте, Гызылбаше, Шахсевене.
– Какова их численность?
– В Афганистане проживает около 3 миллионов наших соотечественников, подавляющее большинство из которых сохранили свою азербайджано-тюркскую идентичность, а некоторые даже говорят на своем родном языке. В этой стране, хотя и неофициально, все же функционируют общины азербайджанских тюрков, а главы этнического сообщества – известные люди Баят Асадулла Сахаб, Фирудин Махмуди, Ахмед Рашад Джахид, Нусратулла Мудассер, Фарид Шабанпур, Чолам Хидардуст, доктор Насир Ахмед Ниязи, Азиз Арслан Шабанпор, Али Сина Афшар. Именно стараниями этих людей азербайджанцы Афганистана сохранили свои традиции, язык и культуру.
– С какого времени азербайджанцы проживают там и как они попали в страну?
– Дело в том, что миграция наших соотечественников осуществлялась с XVII века сефевидским шахом Аббасом I с целью защиты восточных границ империи. А в период Надир шаха Афшара процесс переселения наших соотечественников из Карабахского региона в регионы Мерв, Казна продолжился. В период правления Сефевидов, Афшаров и Каджаров азербайджанцы занимали должности провинциальных судей в Мерве, Герате, Гайехаре и других областях, имели широкие привилегии как обладатели высокостатусного положения.
Но после распада государства Афшаров (особенно с 1750-х гг.) они вынуждены были эмигрировать из-за афгано-узбекского конфликта. Отмечу, что хотя часть наших соотечественников, забыв о своем языке, говорит по-афгански (дари), мерваны сохранили свой язык.
Во времена Надир шаха Афшара карабахцы, переселившиеся из Карабаха в город Мерв, были вынуждены переселиться в Герат из-за военных конфликтов. Именно потому, что прибыли в Герат из Мерва, они известны в Афганистане не как азербайджанцы, а как мервины. Но они все же сохранили свою идентичность, родной язык, карабахские диалекты и даже топонимы, назвав свои населенные пункты Карабах, Ходжалы, Баят, Шеки, Афшар.
– Из приведенной вами статистики получается, что тюркоязычные народы в Афганистане составляют довольно большой процент?
– Это действительно так: 40-45% населения Афганистана составляют тюркоязычные народы. Такая этнополитическая реальность, безусловно, беспокоит тюркские государства. Тревожит это и Азербайджан, ведь политическая ситуация в Афганистане, тяжелое положение наших соотечественников не может не волновать нас.
Особо хочу отметить, что, мягко говоря, недоброжелательное отношение нынешнего режима талибов к культурно-интеллектуальным слоям населения еще больше усиливает возможность агрессии по отношению к тюркоязычному населению, проживающему преимущественно в городах и провинциальных центрах и охватывающему по уровню грамотности ведущую часть афганского населения.
– Вы полагаете, что именно тюркоязычные государства должны как-то отреагировать на процессы, идущие сейчас в Афганистане?
– Безусловно. Уверен: несмотря на то, что Афганистан расположен в тысячах километров от Азербайджана и Турции, во имя безопасности миллионов проживающего здесь тюркоязычного населения, а также этнополитических и геостратегических интересов наших стран братские Турция и Азербайджан, проявив политическую волю, должны выступить в качестве гарантов мира и безопасности в этом регионе.
Галия АЛИЕВА
На фото 1: Мубариз Агаларлы
На фото 2: Мубариз Агаларлы с афганскими азербайджанцами