• вторник, 23 Апреля, 16:24
  • Baku Баку 24°C

За свою и нашу свободу

01 сентября 2014 | 11:14
За свою и нашу свободу

ПЕРСОНА
- Начну с поздравлений. Как известно, 27 августа Молдова праздновала День независимости. И потому мой первый вопрос будет вполне ожидаемым: в чем заключаются основные достижения на пути, пройденном Молдовой с момента обретения ею независимости?
- Спасибо за поздравления. День независимости - это главный праздник нашей страны. В 1991 году после Великого национального собрания почти миллион жителей собрались в Кишиневе и потребовали от парламента проголосовать за независимость и она была единогласно провозглашена. За прошедшие 23 года нашего развития, как у любого молодого государства у нас были взлеты и падения, были трудные моменты - приднестровский конфликт. Несмотря на все невзгоды Молдова состоялась как государство, создала все необходимые государственные институты, стала членом известных международных организаций и была признана в ее границах, включая ее сепаратистский Приднестровский регион. Нет ни одной страны в мире, которая признала бы независимость Приднестровского региона.
Кроме того, за прошедшие годы Молдова сделала первые и очень важные шаги в своем внешнеполитическом векторе - в сторону европейской интеграции. Буквально последние годы были отмечены важными моментами в этом направлении, в частности было подписано соглашение об ассоциации с ЕС, имеющей стратегическое значение, как для внутренней, так и для внешней политики страны.
Одним словом сегодняшняя Молдова - молодое, демократическое государство, уверенной поступью шагающее по пути своего развития в сторону евроинтеграции, часть европейского мира. Наша нация и язык принадлежат к европейской семье. Поэтому европейский вектор развития Молдовы является естественным и единственно возможным для нас.
- Известно, что у Молдовы также как и у Азербайджана имеется проблема с территориальной целостностью. На каком этапе сейчас находится решение приднестровского конфликта?
- Приднестровский, нагорно-карабахский, абхазский и южно-осетинский конфликты считаются замороженными. Хотя это понятие относительное. Если говорить непосредственно о приднестровском конфликте, то его можно реально считать замороженным, так как никакого поступательного движения в его урегулировании уже давно не наблюдается. Имеется переговорный формат «5+2», в котором участвуют разные страны и международные организации. Но ввиду различных тактических уловок, в частности отказываясь от обсуждения статуса Приднестровья в составе Молдовы и сосредотачиваясь на обсуждении менее важных сегментных вопросов, приднестровская сторона всячески затягивает переговорный процесс. При этом Тирасполь пользуется поддержкой Москвы. Таким образом, здесь прослеживается прямая параллель между многолетней деятельностью МГ ОБСЕ по урегулирования нагорно-карабахского конфликта и посредниками в приднестровском конфликте. Итог один - отсутствие ощутимого продвижения в переговорном процессе. Правда у нас, слава Богу, не стреляют! Хотя с другой стороны, эксцессы все же имеют место в связи с разной фискальной системой, разными подходами в ведении налоговой политики с Приднестровским регионом. А самое главное, нарушаются права граждан Молдовы, проживающих в Приднестровье, и связано это с пророссийской политикой властей непризнанной республики. По этой причине официальный Кишинев не может на этой территории осуществлять деятельность своих правоохранительных органов.
- Азербайджан и Молдова вместе состоят в ГУАМ, которое за последнее время отличается некоторой пассивностью. В чем, по-вашему, причины этой пассивности? Что нужно сделать для активизации этой организации?
- Я не согласен с такой постановкой вопроса. Я неоднократно принимал участие в заседаниях многочисленных рабочих групп по различным сегментам сотрудничества, особенно в период председательствования Молдовы в ГУАМ. Это региональная организация, ставящая целью развитие стран, входящих в ее состав в политической, торгово-экономической сферах, в сфере ИКТ, борьбы с оргпреступностью, а также ставит своей целью налаживание связей с другими региональными организациями. Другое дело, что в разные периоды у разных стран были разные подходы к самому участию в ГУАМ. В частности, в период коммунистического режима в Молдове у нас ГУАМ не отводилось вообще никакой роли. Были даже попытки чуть ли не выйти из состава этой организации. В настоящее же время, когда Молдова, Грузия и Украина ставят перед собой цель интеграции в евроатлантическое пространство, у Азербайджана иной подход к такой интеграции. Баку соблюдает сбалансированную внешнюю политику. Поэтому нельзя говорить, что в этом виноват ГУАМ. При все при этом ГУАМ остается организацией с хорошей перспективой. Считаю, что участие в ней будет хорошим довеском для внутренней и внешней политики всех четырех государств.
Что же касается активизации ее деятельности, то для этого необходимо найти объединяющие нас факторы и работать в этом направлении. К примеру, несмотря на членство в одной организации на прилавках молдавских магазинов нет азербайджанской продукции. В Азербайджане, в свою очередь, отсутствуют молдавские вина и коньяки, шампанское и конфеты. Вот в этом направлении и надо работать. То есть, начинать надо с не большого. К примеру, сесть в автомобиль и проехаться на границу, посмотреть как работают таможенные службы наших стран - в том же режиме или есть отличия. Это необходимо, чтобы наши экономические агенты могли свободно торговать, наладить бесперебойную работу транспортных коридоров, а также прямое авиасообщение. Например, до сих пор нет прямого авиасообщения между Баку и Кишиневом. Если это экономически не выгодно, то можно было бы открыть маршрут Баку-Тбилиси-Кишинев или Баку-Киев-Кишинев. Можно также придумать какие-то бренды ГУАМ, которые работали бы на этом пространстве. Насколько мне известно, имеются хорошие связи между нашими айтишниками в разработке различных программ, образцово сотрудничают наши правоохранительные органы - именно в этой сфере были достигнуты заметные успехи. Поэтому нельзя сказать, что ГУАМ не видно и он не работает.
- Наши страны также вместе состоят в программе ЕС «Восточное партнерство». Недавно Молдова подписала ассоциативное соглашение с ЕС в рамках этой программы. Каковы ожидания в Кишиневе от реализации данной программы?
- Это не просто программа, а целое направление во внутренней и внешней политике. Это перенос на молдавскую землю всего европейского законодательства. Это возможность для нас ввести в своем государстве все нормы, правила и стандарты жизни Евросоюза, а также систему образования, судебную систему и т.д. То есть, будучи ассоциированным членом, ты стремишься создать у себя все это, стремясь в перспективе вступить в ЕС. Потому ожидания у нас самые радужные. Помимо этого, частью Ассоциативного соглашения является соглашение о всеобъемлющей торговле с ЕС, по которому для молдавских товаров открываются рынки ЕС. Это же соглашение предусматривает инвестиции для модернизации различных отраслей экономики с целью их соответствия стандартам ЕС. Но главным для нас на сегодняшний день является открытие рынка в условиях, когда мы сейчас находимся в состоянии экономической блокады со стороны России.
- Насколько участие Молдовы в ассоциативном соглашении поможет стране решить проблему территориальной целостности, принимая во внимание то, что Приднестровье и Гагаузия против данного решения? Не приведет ли это к дестабилизации остановки в стране и возможному ее распаду?
- Около 70% продукции Приднестровского региона как раз экспортируется в страны Евросоюза, а не в Россию. Поэтому в вопросе отношения Приднестровья и Гагаузии к ассоциативному соглашению, необходимо отделять мух от котлет. В политическом отношении начавшееся активное участие Молдовы в различных программах ЕС в сепаратистских регионах - Приднестровье и Гагаузии, управляющихся из Москвы, было воспринято в качестве сигнала к усилению в ближайшее время в этом регионе роли Европы. Поэтому пошел тренд на неприятие ассоциативного соглашения, начали распространять информацию о, якобы, ожидающихся в связи с этим финансовых потерях для экономических агентов Молдовы. Хотя до этого, руководство Приднестровского региона было очень заинтересовано в получении грантов с Запада и даже обижались на официальный Кишинев, когда им ничего из этих грантов не перепадало.
Но мы все понимаем, что политика диктует свое. Поэтому под влиянием Москвы и руководство Гагаузии стало выступать против ассоциативного соглашения. Появились какие-то инициативные группы, которые стали проводить непонятные и никем не признанные референдумы в этой автономии против ассоциативного соглашения. К сожалению, под российским воздействием руководство Приднестровья и Гагаузии стали выступать против европейского вектора развития Молдовы. Люди в этих регионах, призывающие к интеграции в Таможенный союз, сами при этом ездят на европейских машинах, одеваются в европейские костюмы, а также предпочитают европейские продукты и направлять своих чад на обучение в ту же Европу. Полагаю, что у подобной политики нет будущего и скоро вещи станут реальными. Когда пойдут европейские инвестиции, осуществиться модернизация Молдовы по европейским стандартам, то у этих сил останется все меньше аргументов против Европы. Ибо нельзя сравнивать «Жигули» с «Мерседесом» или фабрику «Большевичка» с модными итальянскими и французскими трендами. Как следствие, это приведет к пересмотру позиций даже ярых сторонников ТС в сепаратистских регионах.
Что касается дестабилизации, то она вполне реальна, так как в уже в ноябре у нас в Молдове пройдут парламентские выборы и разные политические силы, в том числе выступающие против европейского вектора будут использовать все свое влияние, некоторые ошибки и недочеты власти для подтверждения своей точки зрения. Но это никак не может привести к распаду страны. Гагаузия является частью Молдовы при наличии автономного статуса и собственного правительства. У них есть собственные проблемы: с образования автономии в 1994 году до сих пор они не перешли в делопроизводстве на свой язык, не развивают его и культуру. Но в условиях усиления сотрудничества с ЕС, народ увидит и поймет всю разницу и выгоду европейского вектора развития.
С Приднестровьем все гораздо сложнее. Этот регион полностью зависит от финансовых вливаний России, они уже несколько лет не платят за поставляемый им газ. Но даже там бизнесмены и молодое поколение, желающее ездить в Европу, видят разницу, как это сейчас легко могут позволить себе их сверстники из Молдовы. В связи с ассоциативным соглашением гражданин Молдовы имеет право при наличии биометрического паспорта без визы ездить по территории ЕС. Поэтому недовольство таким положением дел в самом Приднестровье будет нарастать. Жители этого региона постепенно поймут, что жить в сотрудничестве с Европой намного выгоднее.
- Нередко в СМИ появляется информация о том, что вслед за Украиной подобная участь ожидает и Молдову, где есть проблемные регионы. Насколько реальна такая угроза со стороны России? И каково, вообще, отношение Кишинева к нынешним событиям в Украине?
- Вообще-то Молдова была первой на очереди. Практически все страны-члены ГУАМ имеют конфликтные регионы на своей территории: в Азербайджане - Нагорный Карабах, в Грузии - Абхазия и Южная Осетия. Только Украина до недавних пор выделялась среди нас в выгодную сторону, не имея никаких конфликтов. Теперь же настала ее очередь.
Все мы в Молдове очень переживаем за происходящее в дружественной нам соседней стране. Более того, мы видим, что сейчас в Украине происходит то же, что и у нас имело место более 20 лет назад. Я имею в виду захват правительственных зданий, создание каких-то комитетов, проведение псевдореферендумов, провозглашение каких-то «народных республик» - Донецкой, Луганской. Еще ранее имела место аннексия Крыма.
Мы все это пережили в 1992 году, когда нам также как и украинцам сейчас пришлось воевать с казачками из России, различным отребьем, выпущенным из тюрем, а также с дислоцированной в этом регионе 14-й российской армией. Хотя Москва сейчас всячески отнекивается от участия своих регулярных частей в войне в Украине. Своей войной Украина отстаивает не только собственное, но и право всех прочих народов на постсоветском пространстве вершить свою судьбу, самостоятельно выстраивать внутреннюю и внешнюю политику, решать с кем дружить и куда интегрироваться. Проще говоря, Украину сейчас наказывают за ее европейский выбор. Смысл заключается в том, чтобы вынудить официальный Киев сесть за стол переговоров с представителями «Луганской и Донецкой республик» на равных. В дальнейшем этот конфликт будет заморожен по примеру Приднестровья и в руках у Кремля окажется рычаг давления на Киев. Победа или поражение Украины сейчас скажется на степени разрешенности замороженных конфликтов на постсоветском пространстве. Если Киев проиграет войну, то это будет постегивающим фактором для сепаратистов наших стран. Победа Украины умерит их пыл, сделает их более гибкими в деле нахождения компромиссов и формул урегулирования конфликтов.
- Относительно недавно в Молдове был принят закон, объявляющий молдавский язык румынским. Может ли это в отдаленной перспективе привести к вхождению Молдовы в состав Румынии?
- У вас не совсем точная информация. Закон «О языке» в Молдове был принят еще в 1989 году. Позднее при принятии Декларации о независимости в нее был включен пункт о том, что государственным языком Молдовы является румынский. Но в 1994 году в угоду российскому влиянию в Конституции Молдовы было прописано, что государственным языком страны является молдавский. Это и стало камнем преткновения. Дошло до того, что представители нацменьшинств, проживающие в Молдове и не владеющие государственным языком, учат молдаван тому, что их язык является молдавским. Но это чистейшей воды политиканство.
Реалии же таковы: язык на котором говорит этническое большинство Молдовы является румынским. Молдавский язык - это искусственное определение. Это все равно, что русский язык делить на воронежский, рязанский и т.д. Молдова - лишь один из регионов распространения румынского языка помимо Трансильвании и Валахии. Есть только разница в произношении, но грамматика ничем не отличается. Румынский язык - единственный язык романской языковой группы, который вообще не имеет диалектов. Недавно, инициативная группа молдавского населения, не желавшая, чтобы их язык именовался молдавским, обратилась в Конституционный суд, чтобы он дал заключение о языке, так как Декларация и Конституция противоречат друг другу в этом вопросе. КС признал первичность Декларации о независимости и стало быть государственным языком является румынским. С протестами против этого выступили некоторые оппозиционные группы, представляющие собой нацменьшинства - русских, украинцев и др.
Что же касается слухов о том, что данное заключение Конституционного суда говорит о вхождении Молдовы в состав Румынии, то наши противники неоднократно уже в истории нашей страны распространяли такие пугалки. Обычно они появляются в преддверии электорального процесса. Но на сегодняшний день ни в Румынии, ни в Молдове нет авторитетных сил, выступающих за объединение двух стран. Мы считаем, что объединение произойдет в рамках Евросоюза. Тогда уже не будет границ и ты не будешь понимать где находишься.
- Как на сегодняшний день вы оцениваете азербайджано-молдовские отношения на политическом и экономическом уровнях?
- Отношения Молдовы и Азербайджана носят традиционно партнерский и дружественный характер. Мы являемся дружественными нациями, бывшими частью одного государства, где зародилась наша дружба, создавались совместные семьи, возникла экономическая взаимодополняемость. К сожалению, ввиду ряда объективных причин экономическая составляющая наших взаимоотношений оставляет желать лучшего. К примеру, в прошлом году взаимный товарооборот составил всего 7,5 миллиона долларов с положительным сальдо в пользу Молдовы.
К объективным причинам следует отнести отсутствие общей границы, большое расстояние между нашими странами. К тому же агропромышленные секторы наших экономик производят во многом аналогичную продукцию.
Тем не менее, мы считаем важным работать над инвестиционной составляющей наших отношений и надеемся на азербайджанские инвестиции. К услугам азербайджанских бизнесменов свободные экономические зоны в Молдове и мы находимся на границе с ЕС. То есть имеется возможность производить продукцию и тут же ее экспортировать в страны ЕС. Примеры азербайджанских инвестиций в Молдову уже имеются, но они пока единичны. Наши специалисты работают в Азербайджане в сфере производства вина.
Роман ТЕМНИКОВ
[email protected]
banner

Советуем почитать