• суббота, 20 Апреля, 03:00
  • Baku Баку 15°C

Первый профилированный

20 августа 2021 | 13:23
Первый профилированный

НАУКА
Институт химии присадок (ИХП) НАНА находится так далеко от города – на Беюкшорском шоссе, что добраться до него общественным транспортом – дело практически невозможное в такую жару. Приходится заказывать такси.
И вот машина со словоохотливым водителем, молодым парнем, который никак не соглашается включить кондиционер в салоне авто, если не будет доплаты в один манат, вырывается из городской пробки, и через Гянджлик, Монтино, Кероглу колесит по Дарнагюльскому шоссе, по обочинам которого разбросано неимоверное количество магазинов стройматериалов, запчастей, автомастерских, слесарных-токарных сервисов и т.д.
И теория, и практика
Тормозим у четырехэтажного здания института, которое сейчас по понятным причинам почти пустует. Время летнее, отпускное. Но генеральный директор, академик Вагиф Фарзалиев, и его заместитель Афсун Суджаев еще работают. Встречают радушно, проводят по лабораториям – их в институте 12.
Резкий запах какого-то химического реагента ощущается уже при входе в здание. Однако Вагиф муаллим пожимает плечами: «Я же химик, наверное, привык, ничего неприятного не чувствую». А может, это озеро Беюкшор так пахнет? Вон оно, рядышком, стоит только открыть занавески на окнах директорского кабинета – рукой до него подать. Гладь озерная безмятежна, переливается в солнечных лучах: тот самый Беюкшор, один из абшеронских водоемов, на очистку и рекультивацию которых государство не жалеет средств.
Большинство исследовательских учреждений главного научного ведомства страны находится в городе, близ станции «Элмляр академиясы», рядом с замечательным старым парком. Но не всем так повезло. Хотя если говорить об Институте химии присадок, то вряд ли его местоположение могли бы определить в центре города, ведь научно-исследовательская деятельность связана не только с теорией, но в большей степени с практикой. А для внедрения в промышленность нужна близость к опытно-промышленным структурам. У ИХП их две: одна – в Ахмедлы, это Парк высоких технологий, другая – в бывшем Черном городе, Нефтеперерабатывающий завод имени Гейдара Алиева.
В 60-е годы прошлого века институт был еще лабораторией знаменитого ИНХП (Институт нефтехимических процессов), функционируя в его недрах с 1945 года, со дня основания самой Академии наук. Называлась она специализированной лабораторией в АзНИИ им.Куйбышева и возглавлял ее выдающийся ученый, академик А.М.Гулиев. А когда «подрос» и стал самостоятельным научным подразделением, переселился в нынешнее свое здание.
В ту лабораторию еще в составе ИНХП в 1963 году сразу после окончания химфака госуниверситета пришел молодой аспирант, ленинский стипендиат Вагиф Фарзалиев. Через пять лет стал завлабом, а через десять – заместителем директора. «Нынешний мой зам Афсун Суджаев в 1979 году только родился», – улыбается Вагиф муаллим. И вместе они, дополняя друг друга, начинают рассказывать о главном деле своей жизни.
Являясь родиной нефтедобычи, ее промышленной переработки и производства смазочных масел в промышленном масштабе, Азербайджан первым в бывшем Союзе начал разработку и производство присадок к смазочным маслам. Первые отечественные присадки, улучшающие качество смазочных масел, были разработаны именно в той лаборатории, из шинели которой и вырос ИХП. Впервые учеными лаборатории были выполнены фундаментальные работы, ставшие основой для создания в стране промышленного производства эффективных отечественных присадок – депрессаторов, снижающих температуру замерзания смазочных масел, многофункциональных алкилфенольных присадок и др.
Нужны полноценные испытания
За создание депрессатора АзНИИ и его применение в промышленности в 1948 году научная группа под руководством академика Гулиева была удостоена звания лауреата Сталинской премии, а спустя два года еще раз стала лауреатом самой высокой советской премии – за разработку технологии производства присадки АзНИИ-4 и ее применение в производстве. Учитывая все эти успехи, на базе лаборатории в 1965 году в составе Академии наук Азербайджана и был создан первый в СССР профилированный институт в области присадок – Институт химии присадок (ИХП), бессменным руководителем которого до 1987 года был академик Гулиев, а после него институт возглавил один из его воспитанников, доктор химических наук, профессор, академик Вагиф Фарзалиев.
О вкладе советских азербайджанских нефтехимиков свидетельствует такая цифра: 20% общего объема смазочных масел приходилось на ИХП, то есть пятую их часть для большой страны разрабатывала наша маленькая республика.
Со дня своего основания институт занимается синтезом различного типа органических соединений и исследованием их в качестве присадок, разработкой смазочных материалов, рассказывая об истории создания которых, академик Фарзалиев делает краткий экскурс в прошлое: «Когда появилось колесо и телега, надо было их смазывать. Для этого использовался жир животных, затем стали выжимать масло из растений, потом появился паровоз, и область применения масел стала более широкой. В конце XIX века начали перерабатывать нефть, перегонять топливо, затем появились автомобили, и масштаб их применения значительно вырос. Вот тогда и наступила эра нефтяных масел и необходимость улучшать их качество, например, – очисткой масел от парафинов».
Технологически все, что можно было сделать в этом плане, сделано уже к концу 30-х годов прошлого века. Но тут стало ясно, что одними технологическими приемами улучшать качество масел невозможно – новые двигатели и машинные механизмы требовали добавок (читай: присадок), улучшающих те или иные их свойства. Примерно в это же время впервые их стали применять в Германии и Америке, которые, впрочем, до сих пор остаются лидерами в этом сегменте.
ИХП еще в советское время разработал присадки для дизельного и реактивного топлива. Присадка для дизельных топлив была внедрена, а присадка для реактивных прошла все четыре испытания, но на пятом распался СССР, и все внедрения прекратились. Причина проста: для продолжения работы нужны были полноценные летные испытания, а их проводят только там, где производят реактивные двигатели.

Тройная выгода

В Советском Союзе практически при каждом министерстве существовали отраслевые институты. Так, союзное Министерство нефтепереработки и нефтехимии имело порядка 40 отраслевых институтов, был в нем и совет директоров, в состав которого входил ИХП. Хотя он не являлся отраслевым институтом, а находился в системе Академии наук АзССР, тем не менее, всегда давал рекомендации по внедрению. В те же времена учеными института был создан ряд присадок, обеспечивающих производство моторных, трансмиссионных и индустриальных масел, а их промышленное производство было организовано в Азербайджане (Баку, Сумгайыт), России (Уфа, Пермь, Ярославль, Новокуйбышевск), Украине (Шостка, Харьков) и Беларуси (Новополоцк).
Это длилось до 1991 года. А когда страна распалась и экономические связи вмиг разорвались, Азербайджан оказался без смазочных масел (а ведь до того ИХП вырабатывал и отправлял по Союзу до 1 млн 200 тонн). Нужно было в спешном порядке разрабатывать аналоги тех масел, которые раньше привозили из других республик. В итоге удалось даже адаптировать и обеспечить смазочными маслами импортные автобусы, которые только-только стали появляться на нашем рынке в начале 90-х.
Разорванные связи, конечно, ощутимо ударили и по количеству сотрудников института. Если раньше их было порядка полутысячи, то сейчас немногим более 200. Но зато качественный состав до сих пор остается вполне на высоте: один академик, 15 докторов наук, семь профессоров, 80 докторов философии (PHD), из них более 30 – молодые ученые.
«Если проанализировать долевое участие институтов во внедрениях, то ИХП реально и очень прочно занимает ведущее место в первой тройке», – говорит директор института и не без гордости начинает подробно рассказывать о внедрении одной очень важной присадки. Связано это с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан, посредством которого наша нефть доставляется в Турцию. К нефтепроводу подключились также Казахстан и Туркменистан, которые привозят ее танкерами на Сангачальский терминал. Так вот, их нефть оказалась высокопарафинистой, то есть трудно перекачиваемой из-за того, что температура застывания была очень высокой. Парафины откладывались на стенках трубопровода, что значительно осложняло ее перекачку, а порой делало этот процесс невозможным. И ученые ИХП в 2012 году разработали специальную присадку – депрессатор АКИ (понижающий температуру застывания), который и позволил без особых трудностей доставлять сотни тысяч тонн нефти из Туркменистана и Казахстана по трубопроводу БТД. Конечно, есть чем гордиться!
Разорванные связи также не помешали активному международному сотрудничеству наших нефтехимиков с зарубежными партнерами. И не только по бывшему Союзу. Большой интерес к их разработкам проявляют Италия, Турция, Саудовская Аравия, Пакистан. К слову, последний высоко оценил качество танкового масла (разработка института, естественно). От этого, как вы понимаете, тройная выгода – и для института, и для Опытно-промышленного завода, и для госбюджета, в адрес которого и поплывут соответствующие отчисления.
Галия АЛИЕВА
banner

Советуем почитать