• среда, 24 Апреля, 22:01
  • Baku Баку 23°C

У сирот появятся опекуны

13 августа 2021 | 16:23
У сирот появятся опекуны
СОЦИУМ
Не все дети знают, что такое уютный домашний очаг и родительская забота. По тем или иным причинам многие несовершеннолетние остаются без попечения взрослых. У некоторых родители умирают в результате болезни или несчастного случая, но в большинстве своем дети становятся сиротами при живых мамах и папах. Это так называемое социальное сиротство.
Одни родители не могут заботиться о своих чадах из-за отсутствия жилья, работы, низкого дохода. Другие, как правило, совсем молодые, не готовы взять на себя ответственность за малыша. Причиной отказа может стать инвалидность ребенка или родителя, который не может обеспечить должную заботу по состоянию здоровья. Родительских прав могут лишить за жестокое обращение с детьми, оставление их в ситуации, опасной для их жизни и здоровья и т.д.
Но какими бы ни были обстоятельства у взрослых, каждый ребенок должен жить в семье, где его любят и заботятся, а не в казенном доме, каким бы комфортным он ни был. Конечно, в первую очередь следует предпринимать меры для возвращения детей в биологические семьи, а значит помогать им. Но когда это невозможно, нужно задействовать другие модели.
Напомним, что в декабре 2019 года Президент Ильхам Алиев подписал указ о совершенствовании государственного управления, благодаря которому в централизованной электронной информационной системе Министерства труда и социальной защиты появилась подсистема «Дети, лишенные родительской опеки и усыновления».
Согласно статистике в нашей стране за шесть месяцев текущего года 31 ребенок возвращен в свою семью. За отчетный период подано 182 обращения об усыновлении, из которых 58 были связаны с усыновлением из воспитательного учреждения. 28 девочек и 26 мальчиков, в целом 54 ребенка, взяты в приемные семьи.
Не все готовы стать усыновителями, опасаясь, что не справятся материально. Если же стать опекунами, то деньги на содержание ребенка будет выделять государство. Права опекуна ограничены, он воспитывает несовершеннолетнего, но не становится его родителем. Причем иногда опекуны так привязываются к ребенку, что спустя некоторое время решают усыновить его.
Сейчас Министерство труда и социальной защиты населения работает над созданием новой модели «Семья-опекун», которая предполагает предотвращение попадания детей, оставшихся без попечения родителей, в детские учреждения и создание условий для их роста в семейной среде, а также механизм поддержки приемных семей.
Количество детей, которых можно отдать в одну семью, их возраст, а также пособия на них и возможные льготы для опекунов – все это пока на стадии обсуждений. Будут учитываться как международный опыт, так и местные особенности.
Многие эксперты положительно оценивают разработку такой модели, подчеркивая, что важно учесть все нюансы и минимизировать риски, ведь на кону благополучие детей.
Исполнительный директор неправительственной организации «Надежное будущее» Кямаля Ашумова в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» отметила, что в первый раз все дается трудно. Причем есть и положительные моменты, и те, что нуждаются в доработке.
– Если биологическая семья отказывается от ребенка или временно отдает на попечение государства, нужно создать ему наилучшие условия, что невозможно в интернатах, детских домах, приютах, какими бы хорошими они ни были. Мы поддерживаем создание модели опекунских семей, потому что практика других стран показывает, что ребенку лучше жить в семье.
Многие семейные пары сейчас сталкиваются с проблемой бесплодия, когда долговременное лечение не дает эффекта и даже ЭКО не помогает. Но они стали бы прекрасными приемными родителями или опекунами. Некоторые считают, что лучшими опекунами для детей будут их близкие родственники, но это не всегда так. У нас бывали случаи, когда они издевались над детьми, подвергали их насилию. Надо обращать внимание не на родство, а оценивать человеческие качества, – считает эксперт.
Создать обширную базу опекунских семей важно, но это только часть работы. Главное – правильный мониторинг таких семей после передачи им детей. Должна быть налажена постоянная мониторинговая система на местах, которая позволит контролировать, в каких условиях живет ребенок и состояние самих опекунов.
– Остерегаться в первую очередь нужно того, что в опекунской семье могут манипулировать ребенком, использовать его в своих интересах. На таких детей государство выплачивает опекунам социальные пособия, но они, увы, не всегда тратятся по назначению. А иногда в такой семье поначалу все вроде благополучно, но изменились жизненные обстоятельства, и обстановка ухудшается, – рассказывает К.Ашумова.
Ведя регистрацию опекунских семей, необходимо проверять психическое здоровье, наличие психологических травм, которые могут негативно сказаться на отношении к ребенку. Важно выяснить, могут ли они взять на себя ответственность, создать доброжелательную семейную атмосферу.
К.Ашумова напомнила, что в стране в 2009-2015 годах проводилась программа деинституционализации. Но она была неэффективной, очень мало детей в ее рамках возвратились в семьи. Мониторинги показали, что не все детишки, возвращенные в биологические семьи, по разным причинам могли жить там.
Система передачи детей в семьи продолжает совершенствоваться. В интересах детей действует Комиссия по делам несовершеннолетних. В Агентстве социальных услуг при Министерстве труда и социальной защиты населения есть отдел усыновления и работы с детьми, лишившимися родительской опеки. В этой структуре работают социальные работники, психологи, которые облегчают сам процесс усыновления.
К.Ашумова считает, что начинать применять модель «Семья-опекун» можно с пилотных опекунских семей, чтобы понять, как эта программа работает и что в ней нужно изменить.
Ника АСТРАЛЕВА
banner

Советуем почитать