• четверг, 28 Марта, 21:15
  • Baku Баку 13°C

Жарче некуда

13 августа 2021 | 15:18
Жарче некуда

СРЕДА ОБИТАНИЯ
Август, как всегда, оказался самым жарким месяцем. И не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Температура 43-44°С уже никого не удивляет не только в Азербайджане, но и в соседних России, Турции и Иране. И везде лесные пожары, гибель биоты, колоссальный ущерб народному хозяйству.
Показатели видеорегистраторов и смартфонов частенько за первые две недели августа переходили красную черту. Да и синоптики наши «радуют», продолжая обещать, что последний месяц лета будет немного жарче, чем в прошлые годы. Иллюстрируют цифрами: в течение августа дневная температура воздуха будет варьироваться в пределах 27-35 градусов тепла в зависимости от региона. Такой прогноз дают сотрудники Национального департамента гидрометеорологии Министерства экологии и природных ресурсов (МЭПР).
Прохладнее только в Ханкенди
При этом количество осадков будет в основном близко к климатической норме: то есть надеяться на спасительные капли дождя не придется. Лидерство в климатической гонке выигрывают Нахчыван с его максимальной температурой в 42 градуса, а также центральные низменные районы (Мингячевир, Евлах, Гейчай, Агдаш, Кюрдамир, Имишли, Агджабеди, Бейлаган, Сабирабад, Билясувар, Саатлы, Ширван, Гаджигабул, Сальян и Нефтчала), в которых в отдельные дни четко вырисовываются две четверки, то есть 44 градуса.
А прохладнее только в Ханкенди, Шуше, Ходжалы, а также в Ходжавендском, Губадлинском, Зангиланском, Лачинском, Кяльбаджарском, Дашкесанском и Гядабейском районах. Там среднемесячная температура воздуха от 18 до 22 градусов, а ночью вообще красота – всего-то 14-19.
Аномально высокая температура, естественно, вызвала лесные пожары. Десятками гектаров полыхали кусты, опавшая листва, пни и деревья в Лянкяранском и Ярдымлинском районах. Но благодаря оперативным и слаженным действиям расчетов Государственной службы пожарной охраны МЧС, сил войск гражданской обороны, Службы спасения особого риска с использованием вертолетов авиационного отряда, а также сотрудников Центра лесного хозяйства МЭПР и местных жителей активные очаги огня хотя и с трудом, но все же удалось погасить. На этом фоне особенно важно соблюдать правила пожарной безопасности.
Мы беседуем со старшим научным сотрудником Института микробиологии НАНА, действительным членом Европейской академии естественных наук (ЕАЕН), доктором биологических наук, профессором Нариманом Исмаиловым. По его мнению, мир, в котором мы живем, на глазах одного поколения претерпевает глубокие качественные изменения, не имеющие прецедента во всей тысячелетней истории человечества.
– Никогда ранее, – делится он, – не возникало столь острых проблем, чреватых опасностью для судеб самой человеческой цивилизации – демографических, экономических, социальных, национальных, в том числе экологических, получивших название глобальных. Особую тревогу вызывает проблема, границ у которой не существует, – глобальное изменение климата.
Угроза глобального потепления на планете становится все более зримой, вся Земля стоит сейчас перед возможным глобальным кризисом огромной инерционности. Суть не в том, что на нашей планете будет иной климат, суть – в скорости изменений. Если их темпы будут быстрее скорости изменения экосистем – порядка всего сотни лет, то система разрушится.
Эксперты единодушны во мнении, что если происходит такое изменение климата, то естественно, возрастает количество катаклизмов в природе. Глобальное потепление – реакция «разъяренной» планеты, последствия этой ярости для людей могут быть гораздо хуже, чем после войны, ведь они влекут за собой катастрофические перемены для животного и растительного мира. Повсюду, будь то на полюсах или в тропиках, потепление климата меняет природные условия так быстро, что животные и растения не успевают приспособиться к этим переменам. В 20% регионов мира, которые сегодня отличаются поразительным богатством видов флоры и фауны или служат средой обитания узкоареальных эндемиков, ожидается массовая гибель животных и растений. Есть данные, что уже около 30% бабочек в Европе переместилось в более северные широты, стараясь избежать зноя. То же самое касается и птиц, любителей прохлады.
Пандемия очистила атмосферу?
– С какого времени начался активный рост температуры земного шара?
– По данным исследований ведущих научно-образовательных и мониторинговых центров, температура растет с 1998 года. Лето 2003-го было наиболее жарким за последние 500 лет, а 2004 год – самым теплым за последнюю тысячу лет. Растет средняя температура и зимнего периода: с 1973 по 2003 год европейские зимы были самыми теплыми за весь изученный период с 1500 года. И это происходит сейчас на наших глазах, а не то, что может случиться когда-либо в необозримом будущем.
– В состоянии ли современная наука спрогнозировать будущие климатические изменения?
– Нет, наука еще не в силах это сделать. Точный прогноз такого глобального масштаба требует стационарные данные на столетия, однако понятно, что их просто нет. Из-за отсутствия каких-либо методов для прогнозирования климата в будущем в настоящее время используются «климатические» сценарии, которые описывают правдоподобные состояния климата.
Физики предрекают человечеству немалые беды, если оно не сможет справиться с парниковым эффектом, прогноз выглядит ужасающим: к концу столетия количество атмосферного углерода возрастет почти втрое, средняя температура земной поверхности – на 5 градусов по Цельсию, на суше – на 8. При такой перспективе обширные пространства тропических зон могут стать непригодными для всех форм жизни.
– В одном все исследователи едины: количество вредного газа, выбрасываемого в планетарную атмосферу, необходимо ограничить.
– Совершенно верно. Выбросы в атмосферу различных газов превращают парниковый эффект из гипотезы в ясно прогнозируемую грядущую реальность. Согласно имеющимся прогнозам, Камчатка уже через полвека может полностью уйти под воду. А в случае таяния всех ледников на Земле уровень воды поднимется на 100 метров. Целиком уйдут под воду Ямало-Ненецкий округ и дальневосточное побережье России, а Кавказ будет отделен от РФ большим проливом.
Кроме того, возрастание среднего содержания парниковых газов, по расчетам, которые дают климатологи, приведет не к равномерному увеличению температуры по земному шару, а к росту контрастности и неустойчивости климата. В совокупности с другими экологическим проблемами глобальное потепление может оказаться роковым для судьбы человечества – оно будет продолжаться ближайшие сто лет, даже если в мире практически перестанут пользоваться топливом, добываемым из недр земли. Эксперты утверждают, что в атмосфере Земли уже скопилось такое количество газа, создающего парниковый эффект, что остановить процесс мирового потепления в ближайшие сто лет просто не удастся.
– Реально ли, на ваш взгляд, резко сократить нынешний уровень потребления органического топлива? Какой должны быть эта цифра?
– На 20-30% против нынешнего уровня. Это потребует резкого снижения как производства автомобилей, так и их использования, а также отказ от электростанций, работающих на угле. Техническими возможностями для эффективной очистки выбросов предприятия не обладают и вряд ли получат их в ближайшем будущем. Единственным реальным способом избавиться от призрака парникового эффекта западные специалисты считают дальнейшее использование усовершенствованных атомных энергетических установок. Одни специалисты считают, что для улучшения положения потребуется вдесятеро увеличить количество ныне действующих АЭС. Другой путь – ускоренная разработка альтернативных источников энергии и постепенная замена теплоэлектростанций установками, где преобразуется энергия ветра, морских волн и солнца.
– Однако ограничительные меры, принятые в целях борьбы с пандемией коронавируса, привели к временному сокращению объема выбросов парниковых газов в атмосферу и улучшению качества воздуха…
– Несмотря на ограничения, связанные с COVID-19, национальные метеорологические и гидрологические службы продолжают работу и предоставляют населению информацию о погоде. Их последние данные действительно свидетельствуют о снижении концентрации основных загрязнителей и улучшении качества воздуха в результате промышленного спада, вызванного мерами борьбы с пандемией коронавируса. Тем не менее, показатели концентрации диоксида углерода по-прежнему остаются высокими.
Безусловно, пандемия и связанные с ней ограничения, особенно в 2020 году, привели к сокращению объемов выбросов парниковых газов, но этот показатель будет временным и не должен послужить поводом для отказа от долгосрочных обязательств. В борьбе с изменением климата необходимо проявлять такую же решимость и единство, как в борьбе против COVID-19.
Галия АЛИЕВА
banner

Советуем почитать