• вторник, 19 Марта, 09:38
  • Baku Баку 8°C

Стратегический альянс

10 августа 2016 | 15:46
Стратегический альянс

Своим взглядом на прошедшую в Баку встречу президентов Азербайджана, России и Ирана поделился известный российский ученый-философ и политолог Александр Дугин.
– В Баку состоялся саммит глав трех евразийских держав – Азербайджана, России и Ирана. Важно и то, где происходила эта встреча, и то, когда она состоялась.
Баку, столица Азербайджана, выбран не случайно. Азербайджан и географически, и геополитически расположен между Россией и Ираном. И лучшего места для выстраивания стратегического партнерства между Россией и Ираном трудно себе придумать. А ведь сегодня в российско-иранских отношениях речь идет именно о стратегическом союзе. Иран принят в ШОС и является главным союзником России в Сирии. Мы просто воюем бок о бок с иранскими братьями против общего врага - радикальных исламистов, за которыми стоят саудиты, Катар и, главное, США.
При этом очень важно, что на глазах улучшаются отношения и России, и Ирана с Азербайджаном, хотя раньше в этой сложной геополитической конфигурации было немало проблем. Прежде всего с тем, что и Россия, и Иран традиционно имеют близкие отношения с Арменией, которая выступает региональным противником Азербайджана. Карабахская проблема существенно осложняет проблему.
Но в последнее время между Россией, Ираном и Азербайджаном достигнуто взаимопонимание и по карабахской проблеме: все согласны, что первым шагом к ее решению должен быть возврат пяти прилегающих к Карабаху районов, захваченных армянами во время эскалации карабахской войны. Этот план поддерживают и Москва, и Тегеран. Когда эти районы перейдут под контроль Баку, откроется возможность вхождения Азербайджана в ЕАЭС и даже в ОДКБ.
Итак, формируется ось Москва-Баку-Тегеран, которая резко изменит баланс сил в регионе, лишив Запад свободы маневров и возможности провоцировать в своих интересах конфликты трех евразийских держав. Роль Президента Азербайджана Ильхама Алиева в этом процессе является ключевой: вступая в стратегический альянс с Россией и Ираном, Алиев полностью переходит из сферы влияния атлантизма к евразийству. Что, впрочем, вполне логично и естественно для такой евразийской страны, как Азербайджан. Важно, что Бакинский трехсторонний саммит проходил накануне встречи Президента России с Президентом Турции в Санкт-Петербурге.
Это первая встреча после драматического разрыва отношений в связи со сбитым проамериканской сектой Гюлена российским самолетом. Первая после извинений Эрдогана и неудавшегося путча в ночь с 15 на 16 июля. Теперь путь для восстановления российско-турецких отношений полностью расчищен. Более того, и в Москве, и в Анкаре все готово для того, чтобы перевести отношения между Россией и Турцией также на уровень стратегического партнерства. Для этого нужно будет сделать два логических шага – принять Турцию в ШОС,– это предложение уже было озвучено 5 августа в Анкаре президентом Казахстана Назарбаевым. А затем выйти из НАТО. Что, скорее всего, произойдет, если, конечно, не случится, не дай Бог, нового путча или, того хуже, войны. Ведь это будет означать полный крах американской гегемонии.
Поэтому в самое ближайшее время тройственный союз России-Ирана и Азербайджана может дополниться четвертым полюсом – Турцией, прочно вставшей на евразийскую сторону. И снова роль Азербайджана будет ключевой, так как именно Баку имеет больше всего исторических, цивилизационных и культурных связей со всеми тремя странами – Россией, Ираном и Турцией.
Ильхам Алиев становится ключевым игроком не только в Кавказском регионе, но и в более глобальном масштабе. Конечно, эти альянсы должны строиться с учетом интересов Армении, гарантом чего являются Россия и Иран, у которых с Ереваном теснейшие отношения. Но решив вопрос с пятью районами, прилегающими к Карабаху, Анкара готова к открытию границ с Арменией, то есть к гармонизации турецко-армянских отношений.
Раньше, когда Турция проводила проамериканскую политику, это было скорее во вред евразийской геополитике. Но сегодня, особенно после проамериканского путча в Турции, все резко изменилось. И сближение между Анкарой и Ереваном при поддержке Москвы приобретает совершенно иной смысл. Мы стоим на пороге радикальных геополитических преобразований не только в региональном, но и континентальном масштабе.
banner

Советуем почитать