• четверг, 25 Апреля, 00:44
  • Baku Баку 19°C

В роли гадкого утенка

03 июля 2021 | 06:29
В роли гадкого утенка

Как известно, после победоносной второй Карабахской войны ситуация в нашем регионе резко изменилась. Региональные акторы заговорили о необходимости мирного сосуществования и сотрудничества в рамках шестистороннего формата: 3+3 (Азербайджан, Грузия, Армения + Турция, Россия, Иран). Однако в ходе своего недавнего визита в Азербайджан президент Турции Эрдоган, горячо поддерживающий данный формат сотрудничества, заявил, что пока два его участника – Грузия и Армения не приняли окончательного решения.
О причинах такого поведения Грузии и ее роли в регионе Южного Кавказа в интервью газете «Каспiй» рассказал грузинский эксперт, доктор политических и военных наук, профессор Вахтанг Маисая.
– Уже более семи месяцев прошло со дня окончания второй Карабахской войны. Какие политические изменения принесла она в наш регион?

– Окончание войны принесло стабильность и большую прогнозируемость на Южном Кавказе. Соответственно, страны региона могут уже перейти от чисто геостратегического к развитию геоэкономического сотрудничества между собой. Это приведет к дальнейшему экономическому усилению Южного Кавказа. В частности, в последнее время тут реализуются такие масштабные транспортные проекты, как «Юг-Юг», «Север-Юг», «Запад-Юг», «Восток-Запад». Реализация их будет только способствовать экономическому процветанию региона.
– Какую роль отводит себе Грузия в мирном развитии Южного Кавказа?
– Тбилиси уже сейчас осуществляет мирную медиацию между Азербайджаном и Арменией. В частности, недавно при посредничестве Грузии и США между конфликтующими сторонами произошел обмен 15 армянских военнопленных на карту минных полей в Агдамском районе. Но на этом Тбилиси не собирается останавливаться и будет наращивать свои посреднические усилия, чтобы внести как можно больший вклад в дело налаживания мирной жизни на Южном Кавказе.
– Эрдоган в ходе своего недавнего визита в Азербайджан говорил о необходимости развития шестистороннего сотрудничества в нашем регионе. Но при этом он отметил, что пока Армения и Грузия не готовы к этому. Почему Тбилиси не соглашается на шестистороннее сотрудничество?
– Ранее грузинские власти намекали, что им невыгодно участие в таком формате сотрудничества, так как в нем отсутствуют наши стратегические партнеры – США и ЕС. Для Грузии более приемлем не нынешний формат 3+3, а 3+3+2.
Дело в том, что участники шестистороннего формата фактически разделились на условные союзы: Армения с Россией, Азербайджан с Турцией. Тегеран тесно сотрудничает с Москвой в Сирии, развивается также трехстороннее сотрудничество России, Турции и Ирана по тому же сирийскому вопросу. Так что Тегеран может себя чувствовать свободно и спокойно в предлагаемом формате.
Кроме того, в последние годы наладились отношения между Турцией и Россией, являющимися неформальными союзниками, что несколько отталкивает Тбилиси от союза с Анкарой. В этой ситуации был бы возможен союз Грузии и Азербайджана, но и в наших двусторонних отношениях не все гладко – остается нерешенной проблема принадлежности монастыря Давида Гареджи (Кешикчидаг – Ред.). Правда, этот вопрос в последнее время потерял свою остроту, но в латентном состоянии проблема сохраняется.
Таким образом, Грузия остается в одиночестве, своеобразным гадким утенком региона.
В то же время полагаю, что в ходе последнего визита в Турцию премьер Гарибашвили дал согласие на участие в шестисторонней платформе сотрудничества. Эрдоган все же склонил его к участию. Это угадывается по отдельным заявлениям, намекам турецких официальных лиц. Но официальный Тбилиси пока хранит молчание по этому поводу.
Василий РОМАНОВ
banner

Советуем почитать