• четверг, 25 Апреля, 20:52
  • Baku Баку 21°C

Каспийские тюлени нуждаются в нашей защите

18 июня 2021 | 19:53
Каспийские тюлени нуждаются в нашей защите

ОБЩЕСТВО
Тюлени наряду с осетровыми всегда были визитной карточкой Каспия. Сейчас и те и другие на грани вымирания. Но если осетровых уже начали спасать, для чего приняты решения по запрету их вылова, а также по их разведению и выпуску молоди в море, то о тюленях не вспоминали, пока ситуация не стала критической.
Каспийский тюлень – уникальный эндемичный вид. После того как Каспий был изолирован от мирового океана, каспийский тюлень стал жителем замкнутого водоема и единственным его морским млекопитающим. Когда-то увидеть тюленей в море было делом обычным, но сейчас мало кто может похвастаться тем, что ему посчастливилось лицезреть этих животных.
Еще в 2008 году Международный союз охраны природы присвоил каспийскому тюленю охранный статус Endangered, то есть «находящийся под угрозой исчезновения». Промысел их сейчас запрещен во всех прикаспийских странах, но в России эта мера принята совсем недавно.
Глава Общественного объединения защиты животных Азербайджана Азер Гараев в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» отметил, что тема вымирания каспийского тюленя очень серьезная и не теряет актуальности долгие годы. Для организации, которую представляет А.Гараев (ранее она называлась Общество защиты животных), тема исчезновения каспийского тюленя стала первой, которой они коснулись в рамках международных проектов.
Этот вид оказался под угрозой вымирания в 2000 году, когда начали поступать первые тревожные сигналы о массовой гибели тюленей, причем по необъяснимым причинам. В то время Общество защиты животных только начало свою деятельность как НПО (до этого она была общественной организацией) в рамках требований нового законодательства и современных вызовов.
Тогда оно впервые стало сотрудничать с международными организациями. При поддержке некоторых из них, в частности USAID, был начат проект по предварительному выявлению масштабов и возможных причин массовой гибели каспийского тюленя.
Осуществление этого проекта всколыхнуло общественность, благодаря чему удалось громогласно заявить, что это серьезнейшая проблема, которой обязаны заниматься и научные структуры, и государственные, и общественные организации всех прикаспийских стран. К проекту были привлечены серьезные ученые, в том числе один из немногих в стране специалист по тюленям Тариэль Эйбатов, а также местные экологические организации. Им удалось создать коалицию, чтобы привлечь внимание к экологической беде. Только за месяц специалисты насчитали 750 туш мертвых тюленей на азербайджанском побережье Каспия.
– Экстраполируя эти цифры на год, получалось более 6-7 тысяч ежегодно, а это очень много. Мы обратились с призывом к странам с целью привлечь их внимание к проблеме. Со стороны международных организаций, нефтяных компаний, работавших на Каспии, были профинансированы некоторые исследования. В частности к работе привлекли специалистов из Великобритании, но истинных причин происходящего, как ни парадоксально, никто так и не обнародовал, – рассказал зоозащитник.
Образцы тканей тюленей были отправлены на анализ в Великобританию, хотя это можно было сделать и у нас. Основная причина их массовой гибели, по мнению ученых, – морбилливирус чумы плотоядных (собачья чумка).
– Но данная версия вызывает множество вопросов. Этот вирус можно сравнить с туберкулезной палочкой, которая всегда присутствует в человеческой популяции, но это не значит, что все болеют туберкулезом. Да, вспышки заболеваемости происходят, но только когда иммунитет популяции ослаблен. То же самое и в случае с морбилливирусом. Мы неоднократно говорили на разных конференциях, что он всегда присутствует у тюленей, но не косит их так массово, подчеркнул А.Гараев. – Наши слова были услышаны, но должных выводов из них, увы, не сделали.
Виноват в гибели уникальных млекопитающих кумулятивный эффект неблагоприятных для этого вида условий, то есть изменение климата, антропогенные факторы, в том числе возможное отравление химическими веществами в результате нефтедобычи. Но ни в одной из пяти прикаспийских стран не было предпринято серьезных практических шагов для спасения каспийского тюленя. Сегодня популяция, как говорит эксперт, насчитывает немногим более нескольких тысяч голов, а ведь относительно недавно, в 60-70-е годы прошлого века, их было 50-60 тысяч.
– Надо говорить прямо: мы практически утратили этот вид. По прошествии 21 года с момента окончания нашего проекта хочу с сожалением констатировать, что ничего не изменилось. Сил и возможностей у НПО недостаточно, чтобы предпринять меры, необходимые для спасения данного вида. Этим должны были заниматься в частности UNEP (Программа ООН по защите окружающей среды), Каспийская экологическая программа, Глобальный экологический фонд. Была подписана рамочная конвенция о сохранении биоразнообразия Каспия, а что в итоге? Тюлень доказал всем нам абсолютную недееспособность того, что было сделано, тем, что практически исчез, и это ужасно, – подчеркнул наш собеседник.
Тюлень – последнее, то есть наивысшее звено в экологической цепочке Каспия, которое индицирует состояние моря. По многочисленным заявлениям ученых, он находится под угрозой, как и сам Каспий. Мы знаем о стремительном обмелении моря, а это говорит о его умирании. Пять прикаспийских стран думают исключительно об экономической выгоде, получаемой от рыболовства, нефтедобычи, туризма, эксплуатируя погибающее море. Это аморально. Северный Каспий стремительно мелеет, а ведь именно там зимой на льдах тюлени выводили свое потомство – бельков, на которых еще недавно жестоко охотились люди.
– Исчезновение тюленя в наши дни – не результат охоты, хотя он и попадает в сети, но сейчас речь идет о небольшом количестве особей. Антропогенное воздействие имеет куда более разрушительные последствия, – уверен эксперт. – Море загрязняется со всех сторон – и из-за судоходства, и со стоком рек. Это происходит регулярно, и если приплюсовать природные вызовы, то мы усугубляем проблему, загоняя в тупик все естественные способности моря к самосохранению.
Зоозащитник убежден, что необходимо объявить Каспий заповедником, зоной чрезвычайного положения и запретить любую человеческую деятельность, наносящую вред морю, дать ему покой. Больше ничего делать не надо. Это же элементарно – защитить законом, перестать ловить рыбу и не добывать нефть неэкологичными методами, усилить в разы экологические стандарты, применяемые во время той или иной хозяйственной деятельности.
– Вот еще о чем хотел бы сказать: 7 июня скоропостижно скончался академик НАНА, видный научный деятель, лауреат Государственной премии, директор Института географии Рамиз Мамедов. Этот человек был моим другом, соратником по борьбе за охрану окружающей среды, и через вашу газету я выражаю соболезнование его родным, близким, коллегам, всей азербайджанской науке. Это большая потеря.
В последние годы жизни одним из основных приоритетов своей деятельности он выбрал именно борьбу за оздоровление и сохранение Каспия и его биоразнообразия. Надеюсь, последующие инициативы по спасению моря будут связаны с его именем, так как он многое сделал для этого, – отметил А.Гараев.
Каспий – важнейшая часть нашей экосистемы. Предпринимать шаги для его спасения, а значит и сохранения населяющих его видов, в частности каспийского тюленя, надо незамедлительно – завтра может быть поздно. Нельзя допустить, чтобы этот уникальный водоем из-за халатности и преступной бездеятельности постигла печальная участь Аральского моря. Это станет катастрофой для всех прикаспийских стран и их жителей.
Елена МАЛАХОВА
banner

Советуем почитать