• суббота, 20 Апреля, 16:15
  • Baku Баку 23°C

ТЭС без пара

16 августа 2014 | 12:01
ТЭС без пара

font color=red>ЭКОНОМИКА
Грандиозными проектами население нашей нефтяной страны не удивишь - скажем, такими как строительство нового нефтехимического комплекса в Сумгайыте. Этот масштабный проект SOCAR приведет к необходимости возведения новой электростанции, потому что такого рода объекты нуждаются в остром паре, который, к сожалению, не может дать недавно отстроенная здесь ТЭС. За комментариями редакция газеты «Каспiй» обратилась к председателю Ассоциации специалистов и инженеров энергетики Азербайджана Расулу Сулейманову.
По мнению Р.Сулейманова, новая ТЭС - это необоснованные траты. Специалист склонен полагать, что их можно было бы избежать при планомерном развитии энергетической сферы в целом и политики ОАО «Азенержи» в частности.
Конечно же, предугадать планы SOCAR компания не могла, и ситуацию можно расценить как случайность, однако случайность эта вписывается в общую картину закономерности, а именно - энергетической политики ведомства. «Азерэнержи» не учло эту необходимость при строительстве Сумгайытской газопаровой электростанции, которая не дает ни грамма пара для нужд рядовых потребителей, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.
- Да, руководство ОАО не могло знать о грядущих планах Государственной нефтяной компании при строительстве Сумгайытской ТЭС, - соглашается Р.Сулейманов. - И тем не менее, строительство электростанции в городских условиях всегда должно учитывать необходимость подачи горячей воды для потребителей и острого пара для промышленных нужд.
Новая станция такую необходимость не учитывает. И все же, работа ТЭС признана весьма эффективной. Довольно высокий КПД новой станции - на уровне 50% - объясняется тем, что горячие газы от работы двух газовых турбин попадают в котел-утилизатор, где вырабатывается острый пар для третьей паровой турбины. Таким образом, выхлопные горячие газы не коптят небо, а благоразумно используются для производства дополнительного количества электроэнергии.
По мнению специалиста, этот момент устраивает «Азерэнержи» как монополиста, который получил возможность вырабатывать дешевую электроэнергию. К тому же нет юридических обоснований, которые обязывали бы «Азерэнержи» подавать горячую воду населению и острый пар для производственных нужд. К сожалению…
Ситуация, сложившаяся в Сумгайыте, - случай показательный и, к величайшему сожалению, не единичный. К тому же мощности Сумгайытской ТЭС используются куда более рационально, если сравнивать эту станцию с газопоршневым хозяйством финского производства, которое установлено в пяти районах Азербайджана.
«Каждая ГПЭС состоит из 10 энергоблоков мощностью по 9 МВт, созданных на базе газопоршневых двигателей Wartsila 34SG. Их КПД достигает 44% нетто фактически при любых условиях, в то время как средний КПД других электростанций, работающих в стране, - менее 30%. Сегодня в Азербайджане работает 52 энергоблока 20V34SG на пяти площадках и 18 установок 18V50DF. Их мощность составляет 750 МВт, что обеспечивает около 20% потребностей страны в электроэнергии», - на эти преимущества любят ссылаться авторы проекта. О них говорят и российские специалисты, заключение которых здесь цитируется.
По мнению Р.Сулейманова, говоря о преимуществах, мы закрываем глаза на факты. В то время как местные фермеры тратят немалую часть доходов на газ, мазут, электричество, 10 газопоршневых электростанций на базе высокоэффективных энергоблоков Wartsila в Астаре, Шеки, Хачмазе и Нахчыване буквально коптят небо. Горячий пар с этих станций никак не используется. Выхлопные газы, которые можно было бы применить в отопительных и производственных целях бесхозно выбрасывают.
Спрашивается, почему «Азерэнержи» не координирует свою деятельность, скажем, с «Азеристиликшебеке»?
«Вопрос упирается в экономию топлива и снижение стоимости отопления. К тому же расход газа у нас превышает заявленные паспортные данные, - считает Р.Сулейманов. - «Азерэлектрикшебеке» могло бы покупать пар и горячую воду и продавать населению. Но этого не происходит - нет юридической базы».
Суть дифирамбов иностранной технике сводится к тому, что финские газопаровые установки позволили поднять КПД наших станций до 50%. Однако не учитывается факт их нерационального использования - при грамотном подходе КПД станций можно было бы увеличить до 85%.
Этого можно и нужно было бы достичь, используя горячие выхлопные газы в производственных и отопительных целях. Дело в том, что газопоршневые когенерационные электростанции, или ГПЭС, предназначены для децентрализованного электроснабжения объектов тепловой и электрической энергией в месте их размещения. С этой точки зрения непонятен подход к размещению этих станций по десять агрегатов в пяти районных центрах страны.
Мнение специалиста - целесообразно было бы распределить 52 агрегата по 26 районным центрам Азербайджана, которые особенно нуждаются в электроэнергии, паре и горячей воде: «Мы предлагали в районных центрах Азербайджана поставить по два агрегата, каждый мощностью 9МВт. В каждом районе, начиная с Гянджи, Шамкира до Газаха, по две электростанции общей мощностью 18 МВт».
Таким образом можно было бы получить намного больше преимуществ от этого дорогостоящего и масштабного проекта. Сегодня мы используем лишь часть возможностей проекта, забывая, что нагревшаяся вода может быть подсоединена к централизованным теплосетям и использоваться для бытовых нужд. А горячие выхлопные газы, которые клубами уходят ввысь и создают живописную картину нерационального использования дорогостоящей европейской техники, были бы подспорьем развитию мелкого и среднего бизнеса. В целом такой подход помог бы снизить себестоимость электроэнергии и повысил бы рентабельность проекта.
***
В числе минусов установленных станций Р.Сулейманов отмечает высокую стоимость их запчастей, смазочных масел, обслуживания. К тому же эти станции несистемные, т.е. в отличие от газопаровых и паровых турбин они неустойчивы и в силу своих конструктивных особенностей неспособны поддерживать напряжение в аварийной ситуации.
«Ошибки при планировании развития энергетики - явление обычное, и главное в этом случае - избежать системности, - подводит итог размышлениям Р.Сулейманов. - Там где есть развитие, ошибки неизбежны. Посмотрите на Германию, США и ряд других стран с развитой энергетикой, где сейчас пытаются залатать дыры, внедряя умные сети, приспособленные к нуждам потребителя, гибкие тарифы, поощрение и наказание долларом.
Как выход, Германия и США активно развивают альтернативную энергетику. Кстати, Азербайджан тоже делает шаги в этом направлении. И тем не менее, существует острая нужда в планировании - для этого нам нужны независимые институты и энергетические комиссии, необходимо общественное обсуждение важных проектов».
Действительно, сегодня в местном энергетическом хозяйстве внедряется новейшее заморское оборудование ведущих мировых производителей, таких как Wartsila, Siemens, Mitsubishi, General Electric, мы активно закупаем современное оборудование из Китая и России. Это, безусловно, плюсы.
«Но дефицит специалистов приводит к низкой эксплуатационной надежности заморского оборудования, - считает мой собеседник. - Чтобы избежать ошибок, о которых сказано, мы должны ориентироваться на определенные стандарты - германские и российские подходят нам как нельзя кстати. Закупая современное оборудование, нужно подумать о его обслуживании, о квалифицированных кадрах, противоаварийной автоматике. Отсутствие такого подхода приводит к повышенным затратам на производство электроэнергии».
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать