• суббота, 20 Апреля, 12:02
  • Baku Баку 23°C

Украина ожидает активизации SOCAR

05 июня 2021 | 08:58
Украина ожидает активизации SOCAR

Недавно в СМИ прошла информация, что Беларусь приостановила поставки бензина марки А-95 в Украину, на долю которого приходится половина рынка. Минск при этом ссылается на ремонтные работы на Мозырском НПЗ. Но принимая во внимание ухудшившиеся в последнее время отношения между Украиной и Беларусью, вполне возможен такой вариант, что ремонт затянется. Приведет ли это к топливному кризису в Украине? На этот и другие вопросы в интервью газете «Каспiй» ответили украинские эксперты.
Главный научный сотрудник Национального института стратегических исследований Геннадий Рябцев:

– Если конфронтация зайдет слишком далеко, к серьезному удару по топливному рынку Украины может привести лишь объявление эмбарго, к которому присоединится и Россия. На сегодняшний день информация о столь радикальных действиях с белорусской стороны уже опровергнута представителями «Белорусской нефтяной компании».
Лишь несколько трейдеров не смогли подписать контракты, но это не охватывает весь рынок и не может привести к недостаче или дефициту бензина марки А-95 в Украине. К тому же компании, производящие нефтепродукты на Кременчугском НПЗ и Шебелинском ГПЗ, подтвердили возможность наращивания производства бензина А-95 и сжиженного нефтяного газа.
Директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн:
– Беларусь намного больше зависит от Украины, хотя доля белорусских нефтепродуктов на украинском рынке превышает 30% по бензину и дизтопливу, а по битуму – 50%. Дело в том, что Киев может закупить этот объем на других направлениях, в частности увеличить производство и нарастить морской импорт. Тогда как у Минска нет хорошей альтернативы украинскому рынку. Ему останется отправлять свой продукт в дальнее зарубежье через российские порты, так как от более близких и дешевых портов Эстонии, Латвии и Литвы белорусские власти отказались по политическим мотивам.
Это будет означать убыточность белорусской нефтепереработки, что в свою очередь ударит по всей экономике республики. Поэтому Беларусь всегда дорожила украинским рынком и не заинтересована ставить под сомнение свою репутацию поставщика.
– Может ли переориентация Киева на закупку нефтепродуктов у Баку стать выходом из сложившейся ситуации?
С.Куюн: – Этой весной нам поступает уже третий по счету сигнал, напоминающий о крайней зависимости Украины от внешних рынков. Сначала прекратились поставки от «Роснефти» (более 22% дизтоплива и сжиженного газа), затем начали напрягаться отношения с Минском, теперь этот инцидент с бензином А-95. Все говорит о том, что необходимо снижать зависимость от белорусских и российских поставок, наращивать свое производство и морской (нероссийский) импорт.
К слову, это на руку и азербайджанцам, поскольку НПЗ «Укртатнафта» – крупнейший и, по сути, единственный в стране – работает в основном на украинской и азербайджанской нефти. Также азербайджанские трейдеры занимают ведущие позиции в поставках нефтепродуктов через морские порты и могли бы нарастить их. Кстати, все больше дизельного топлива приходит с турецкого НПЗ Star, принадлежащего SOCAR.
Г.Рябцев: – Украинский рынок нефтепродуктов – открытый. Проблема в том, что азербайджанское топливо может доставляться только морским путем через порты, что неизбежно увеличивает его цену. Азербайджанское топливо может конкурировать с литовским, румынским, польским, белорусским только в том случае, если его поставки будут конкурентными по цене. Что касается качества, то все топливо, поставляемое в Украину, сходно по своему качеству, начиная от Евро-5 и выше.
– Последние годы Азербайджан является лидером по поставкам нефти и нефтяного сырья в Украину. Какие вы видите перспективы по расширению сотрудничества между нашими странами в сфере энергетики?
С.Куюн: – После нескольких первых лет инвестиций они сильно ослабли в последние годы. Присутствие на топливном рынке Украины не отвечает потенциалу SOCAR. По моим данным, в ближайшее время компания может резко усилиться на розничном рынке, купив одну из крупных сетей. Это уже будет серьезнее. Но хотелось бы видеть не только торговое, но и технологическое взаимодействие, создание новых производств по аналогии с инвестициями SOCAR в Турции. Понимаю, уровень взаимодействия разный, но хотелось бы более активной позиции.
Г.Рябцев: – Безусловно, Азербайджан – один из крупнейших поставщиков нефтяного сырья в Украину. Однако эти объемы ограничены возможностями украинских НПЗ. Дело в том, что стоимость процессинга и корзины нефтепродуктов, получаемых в процессе переработки на Кременчугском НПЗ (где перерабатывается азербайджанская нефть), как правило, выше стоимости нефтепродуктов, предлагаемых основными конкурентами этого завода. Так что тут все упирается не столько в желание или нежелание покупать азербайджанскую нефть, сколько в простую экономику.
В то же время нефть в Украине это прежде всего политика. Если, например, будет принято решение о физическом запрете на поставки российского дизельного топлива и сжиженного нефтяного газа в страну или будут предприняты некоторые ограничения на поставки белорусских нефтепродуктов, тогда, возможно, в Украине будут увеличены объемы переработки, в том числе азербайджанского сырья. Таким образом, без вмешательства политиков вряд ли эти поставки будут выгодными для Баку.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать