• пятница, 29 Марта, 09:15
  • Baku Баку 5°C

Кто первым пойдет навстречу

09 апреля 2021 | 12:26
Кто первым пойдет навстречу

МНЕНИЕ
Тегеран готов вернуться к обязательствам по ядерной программе при условии снятия всех санкций, а руководство США проявило готовность к переговорам.
Как заявил накануне президент Ирана Хасан Роухани, в Тегеране считают, что США вроде очнулись для переговоров, и «мы подтверждаем, что готовы вернуться к обязательствам по ядерной программе взамен на снятие всех санкций». «США сегодня говорят о своей готовности к прямым или непрямым переговорам - это победа иранского народа», - отметил Роухани, подчеркнув, что Тегеран готов и стремится решить все неразрешенные вопросы и проблемы, и если США покажут свою честность, то можно будет вести переговоры в формате «4+1».
Комментируя ситуацию, старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока РАН Владимир Сажин заметил, что США действительно проявляют готовность вернуться за стол переговоров с Ираном. «И сам президент Байден, и члены его команды неоднократно заявляли, что США готовы вернуться в ядерную сделку. Препятствие лишь в том, что американцы требуют, чтобы Иран вернулся к исполнению своих обязательств по СВПД первым. И спор пока о том, кто первым пойдет навстречу, - сказал он, пояснив, что Иран требует, чтобы США сняли все введенные санкции, затем Тегеран проверит, что отмена санкций действительно работает, и только потом будет решать, возвращать ли ему ядерную промышленность к уровню мая 2019 года. - Американцы предлагают действовать шаг за шагом, например, Иран прекращает обогащать уран до 20%, а американцы снимают какую-нибудь группу санкций под контролем той группы, которая и была автором СВПД - это постоянные члены Совета Безопасности ООН, Евросоюз и МАГАТЭ».
К слову, накануне состоялось заседание рабочей группы, где иранцы остались на прежней позиции: снимите санкции, а потом мы подумаем - и отрицательно отнеслись к идее постепенного возвращения двух стран в СВПД. Также Тегеран на данном этапе отказался вести прямые переговоры с участием США - американский представитель там присутствовал, но не принимал участия в общей дискуссии. Поэтому стоит полагать, что работа предстоит большая, чтобы все-таки убедить иранцев следовать наиболее логичному пути поэтапного возвращения к исполнению обязательств.
Между тем президент Хасан Роухани и другие официальные лица Ирана, основываясь на том, что американцы готовы смягчить некоторые санкции, уже говорят о победе иранской дипломатии, но это слова для внутреннего потребления, вовсе не свидетельствующие о том, что какой-то сдвиг действительно произошел. Нельзя забывать, что экономика Ирана находится в очень сложном положении, в значительной степени из-за санкций, и Тегеран заинтересован скорее в том, чтобы постепенно их снимать, чем настаивать на своем. Усиление ядерного потенциала производилось иранцами просто с целью иметь больше козырей при возобновлении переговоров и с США, и в целом с авторами СВПД.
Стоит полагать, что до президентских выборов в Иране, которые пройдут в июне, верховный лидер аятолла Хаменеи не захочет, чтобы либерально-реформаторское правительство Хасана Роухани добилось какого-то результата по СВПД, ему это невыгодно. По всем аналитическим выводам, новым президентом будет человек совершенно противоположных политических взглядов по сравнению с Роухани, в целом исполнительная власть в Иране будет находиться в руках консерваторов. Поэтому верховному лидеру не с руки давать карт-бланш Роухани. И до августа, когда состоится инаугурация нового президента, переговорный процесс наверняка будет приторможен со стороны Тегерана, хотя разговоры в формате «5+1» и двусторонних отношений будут идти.
В.ВАСИЛЬЕВ
banner

Советуем почитать