• пятница, 19 Апреля, 22:00
  • Baku Баку 24°C

Без шанса на реинкарнацию

05 апреля 2021 | 12:17
Без шанса на реинкарнацию

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Церемония «смотрин» перед назначением на высокую должность берет начало еще со времен существования СССР. Особенно это касалось союзных республик, когда «назначенцы» просто обязаны были приезжать в Москву, на Старую площадь, где располагался Секретариат ЦК КПСС, для окончательного утверждения.
С распадом СССР эта практика канула в Лету. Отныне каждая республика сама решала, кого и куда назначить без какого-либо согласования с Москвой. Однако так происходило не везде. Например, в Армении.
Как пишут сегодня армянские СМИ, если до 1998 года Ереван и мог демонстрировать независимость, поскольку Тер-Петросян был выбран президентом путем всенародного голосования и ничем, в принципе, Москве обязан не был, то после его свержения ситуация кардинально изменилась. Ибо и Кочарян, и Саргсян ради сохранения власти легко согласились «лечь» под Россию и даже послов в тех или иных странах назначали после согласования их кандидатур с Москвой.
На круги своя...
После прихода к власти в Армении Никола Пашиняна в результате бархатного переворота, который произошел вопреки желаниям Кремля, казалось бы, Армения должна была избавиться от унизительной и порочной практики «смотрин» в России. И если поначалу Пашинян назначал на высокие должности тех, кого хотел, не особо считаясь с мнением Первопрестольной, то теперь он сам направляется в Москву на «смотрины» с целью получить благословение на власть.
Итак, на 7 апреля в Москве запланирована встреча премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента России Владимира Путина. Как считают армянские аналитики, этот визит напрямую связан с тем, что на 20 июня в Армении назначены парламентские выборы, итоги которых предопределят, кто и как будет править страной в ближайшие пять лет. Причем ранее и представители Кремля, и представители Пашиняна убеждали всех, что предстоящие выборы не повод для встречи лидеров двух стран. Так что же изменилось за эти дни?
Дело в том, что Пашинян не уверен не столько в своей безоговорочной победе, сколько в том, что Кремль позволит ему победить. И отправляясь в Москву, он хочет заручиться поддержкой лично Владимира Путина. Армянские политологи в этой связи бьют тревогу: понимает ли Никол Воваевич, чем для него и Армении обернется эта поддержка? Ведь Путин - далеко не альтруист и, в отличие от отношения к Кочаряну и Саргсяну, отнюдь не дышит благосклонностью к Пашиняну. Стало быть, «народному» премьеру придется чем-то пожертвовать ради благосклонности российского лидера и победы на выборах. Эксперты полагают, что расплатой за это будет «свобода рук во внешней и внутренней политике, при назначениях на высокие посты в правительстве, а также жертвование остатками независимости Армении и «Арцаха». Мол, такова расплата за поддержку Москвы.
Вместе с тем Пашинян, согласно последним опросам общественного мнения, по-прежнему является фаворитом предстоящих выборов. Хотя бы потому, что сегодня альтернативы ему в Армении нет. Однако «он все равно едет на «смотрины» и на поклон к Путину. Ну, хорошо, что хоть не к Эрдогану и Алиеву», науськивают соплеменников реваншистски настроенные круги.
Оганян под знаменами Кочаряна
В это время в стане «бывших» царит оживление в связи с предстоящими внеочередными парламентскими выборами. Они уже не просто мечтают о политическом реванше и возврате во власть, но даже беззастенчиво примеряют на себя те или иные высокие должности в правительстве.
Так, второй президент Армении Роберт Кочарян, активно готовясь к парламентским выборам, уже приступил к составлению предвыборного списка, включая туда авторитетных и статусных, по его мнению, людей. По данным СМИ, он хочет получить по возможности солидный список. Так, в числе претендентов называются имена небезызвестного Юрия Хачатурова, а также бывшего вице-премьера Армена Геворкяна.
Пришел в движение и бывший министр обороны Сейран Оганян, изгнанный со своего поста его близким другом и соратником Сержем Саргсяном за многочисленные упущения во вверенном ему ведомстве. В беседе с журналистами он заявил, что «если Роберт Кочарян пригласит присоединиться к его команде и участвовать в досрочных выборах, то я приму это предложение». Однако люди помнят, что именно при Оганяне в армянской армии расцвели все те пороки, избавиться от которых она не может до сих пор. Это и масштабная коррупция, и вседозволенность офицерского состава, криминальные понятия и отношения, сокрытие боевых и небоевых потерь. При этом ни Кочарян, ни Саргсян никак не реагировали на стремительное обогащение Оганяна - то ли в силу боевой дружбы, то ли получали половину из того, что начальник Генштаба, а затем министр обороны Сейран Оганян смог выкачать из вооруженных сил этой варварской по сути страны.
Впрочем, долго безнаказанно грабить армию государства, находящегося в состоянии войны, просто невозможно. И Оганяну пришлось ответить, когда во время апрельской четырехдневной войны вдруг выяснилось, что армянская бронетехника не может двинуться с места, так как офицеры и солдаты слили из них топливо и заправили водой. Это топливо было распродано, что принесло военным немалый доход. Тогда же достоянием общественности стала информация о том, что у армянских солдат на передовой нет ни нормального вооружения, ни питания, ни элементарных средств гигиены. Да и победоносное продвижение азербайджанских войск вглубь захваченных врагом территорий стало неприятным сюрпризом для армянского общества.
На волне общественного недовольства, спасая свою шкуру, Саргсян вынужден был расстаться с министром-коррупционером Оганяном. И вот тогда-то Оганян и затаил злобу на Саргсяна за отлучение от «кормушки».
Теперь Оганян мечтает вернуться в правительство... в обойме Кочаряна. Правда, эксперты считают, что у Оганяна никаких шансов на это нет, поскольку тысячи солдатских матерей, потерявших своих сыновей в небоевых условиях в армии в ту пору, когда ею командовал Оганян, вряд ли отдадут голоса за человека, чьи руки по локоть в крови их детей. Да и Кочаряна вряд ли устроит поддержка такого человека, как Оганян, в решающем противостоянии с Пашиняном.
И все же Никол Пашинян, памятуя о прежних геополитических ошибках, решил не рисковать и отправиться на поклон в Первопрестольную. Таким образом, не оставив ни малейшего шанса Кочаряну на реинкарнацию.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать