• четверг, 18 Апреля, 17:24
  • Baku Баку 22°C

Спокойная гавань

31 марта 2021 | 13:01
Спокойная гавань

Центробанк констатирует стабильность маната в условиях наблюдающейся в мире финансовой волатильности, и на это имеются веские обстоятельства. Ведь ключевой фактор влияния на котировки национальной денежной единицы – стоимость нашей нефти, продолжает расти, и, на взгляд опрошенных нами аналитиков, индексы «черного золота» останутся на стабильно высоком уровне.
Согласно недавнему выступлению главы Центробанка Азербайджана Эльмана Рустамова, процессы, происходящие в экономике и финансовой системе стран-партнеров, постоянно находятся в центре внимания отечественного финансового регулятора. «В стране сохраняется макроэкономическая стабильность, в том числе равновесие на валютном рынке, наблюдается снижение долларизации. Тенденция роста мировых цен на нефть положительно сказывается на стабильности на валютном рынке. Учитывая все вышесказанное, влияния падения турецкой лиры на курс азербайджанского маната не ожидается. У страны достаточно финансовых ресурсов для поддержания баланса на валютном рынке и текущей макроэкономической стабильности», - отметил он.
Впрочем, заявление главного банкира страны последовало не случайно, учитывая резонанс вокруг падения турецкой национальной валюты. В этой связи в местных исследовательских кругах и обществе ощущается некоторая напряженность и вопрос – не приведет ли девальвация валюты соседней страны к падению курса маната, буквально витает в воздухе.
Напомним, что курс лиры по отношению к доллару упал в минувший понедельник на 17% после решения президента Турции Тайипа Эрдогана о смене главы Центробанка страны - в ходе торгов показатель поднимался до 8,34 лиры за доллар. В течение минувшей недели лира укреплялась, однако во вторник последовало новое падение до четырехмесячного минимума - 8,45 лиры за доллар.
Вслед за турецкой лирой вниз устремилась и российская валюта. На открытии торгов курс рубля упал против доллара на 71 копейку по сравнению с уровнем закрытия пятницы и на минимуме в достиг 74,825 рублей за доллар. Однако по ходу дня рубль отыграл часть потерь и торговался уже по 74,54 за доллар. Ослабление российской валюты было вызвано внешним фоном и, в частности, с общей нервозностью из-за очередного раунда неопределенности в Турции по поводу денежно-кредитной политики. К вопросу о том, повторит ли эту судьбу азербайджанская валюта, председатель Общества международных экономических исследований Ekonomiks профессор Фикрет Юсифов сказал корреспонденту газеты «Каспiй», что такой сценарий маловероятен.
Свою позицию экономист аргументирует тем, что в отличие от Турции и России, где курс национальных валют плавающий, котировки национального платежного средства к доллару жестко регулируются Центробанком. С этой точки зрения, колебания валютного курса в соседних странах – процесс, безусловно, естественный и обусловленный природой формирования курса национальных валют. Поскольку, как ни крути, а режим валютного курса зависит от того, насколько государство готово влиять на его образование. И вот если денежные власти вмешиваются в курс минимально, лишь изредка включая механизмы влияния, такой валютный курс, безусловно, подвержен различным влияниям рынка.
В отличие от соседних стран, курс маната подвержен жесткому регулированию Центробанка АР, а потому значения его котировок зависят от финансового регулятора. По свидетельству Ф, Юсифова, на сегодняшний день нет никаких реальных предпосылок для девальвации нашей денежной единицы. Но это не главный вопрос, поскольку на этом фоне более всего удивляет постоянное муссирование этой темы.
«Лично мне непонятно, почему в последнее время участились разговоры вокруг изменения курса маната в сторону снижения его стоимости, - сказал ученый. – Ведь сколько-нибудь конкретных оснований для падения маната не видно. Во-первых, цена нефти на мировых биржах растет, и это, безусловно, позитивный фактор. А во-вторых, курс нашей валюты административно регулируемый. В отличие от валют соседних стран, он не подвержен непосредственному влиянию тех или иных обстоятельств, возникающих на рынке. В довесок этому, много говорилось о том, что именно восстановление наших территорий, т.е. связанные с этим бюджетные расходы, могут привести к ослаблению курса нашей валюты. Однако на сегодняшний день и этот фактор исключается, поскольку пока в бюджете на эти цели заложено не более 2 млрд. 200 млн. манатов. При этом нефтяные индексы растут, на сегодняшний день они держатся в районе 60 – 65 долларов за баррель, а во второй половине года, судя по прогнозам, достигнут 75 долларов».
Иными словами, все перечисленные предпосылки складываются в пользу стабильности курса азербайджанской денежной единицы. Словом, ситуация по сравнению с тем, что была еще весной прошлого года, складывается совершенно иная. Еще год назад, в условиях административного регулирования курса маната к доллару ситуация усугублялась из-за падения нефтяных котировок. Главный экспортный ресурс рекордно подешевел, а вслед за этим сокращалось количество поступающей в страну валюты. На этом фоне падение национальных валют сопредельных стран – наших торговых партнеров дожимало ситуацию, поскольку сей факт ко всему прочему расширял позиции импорта и мешал экспорту местной продукции. В конечном же счете все перечисленное давило на манат, а сама девальвация, на взгляд экономистов, зависела от политической воли в руководстве страны.
Стоит ли говорить, что политика стабильного курса была неизменной в условиях серьезной финансовой нагрузки, вызванной пандемией и войной, а потому говорить о возможности девальвации сегодня – когда все эти сложности остались позади, как минимум, наивно.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать