• четверг, 28 Марта, 17:24
  • Baku Баку 16°C

Ирада Амирасланова: «Собрать хончу – это кропотливая работа, требующая внимания и фантазии» (Фото)

22 марта 2021 | 17:35
Ирада Амирасланова: «Собрать хончу – это кропотливая работа, требующая внимания и фантазии» (Фото)
Азербайджанская художница Ирада Амирасланова создает невероятные национальные хончи (корзины) из сухофруктов и орехов, которые становятся украшением праздничного стола на Новруз байрам. Это поистине ювелирный труд, ведь проделать такую искусную работу может не каждая мастерица. Об особенностях национальной хончи и традициях праздника Новруз Ирада Амирасланова поделилась с корреспондентом «Москва-Баку».
В изготовленных Ирадой ханым подносах в изящной форме, изумительно тонких узорах и орнаментах отражены национальные элементы Азербайджана. Увлечение столь необычным видом декоративно-прикладного искусства для Ирады Амираслановой вовсе не случайность. Она родилась и выросла в Старом городе – Ичери шехер, в семье, которая бережно хранила национальные традиции и обычаи. Именно в ее квартире, расположенной в Ичери шехер, российский режиссер Егор Кончаловский снимал фильм «Баку, я люблю тебя». А еще она долгие годы занималась развитием и пропагандой национальных традиций в Ичери шехер, стилизовала азербайджанские национальные костюмы, ввела в моду арахчыны (головной убор) с вышивками. В то же время Ирада ханым – кандидат педагогических наук, один из лучших лингвистов Азербайджана, которая долгие годы стажировалась во Франции.
– Как появилась столь оригинальная идея создания праздничной хончи?
– Я всегда старалась не быть банальной. Так мне было неинтересно собирать обычную хончу, в которую кладут орехи в скорлупе, рядом свечи, шекербура... Я решила разделить эти атрибуты Новруза, а главное – создать хончу, которая передавала бы весь наш национальный колорит.
В моем доме хранятся старинные подносы, которые называют сини. Помню, как в первый раз достала один из них, положила на старинный столик и решила: а давай-ка я его красиво украшу. В качестве основы взяла сушеную дыню, сверху приложила орешки и сухофрукты, создав их них орнамент буты. И знаете, все это так хорошо зафиксировалось и красиво смотрелось. Хонча оказалась кстати – как раз племянник собирался жениться, и я решила сделать ему такой красивый подарок. И вот так, постепенно, стали появляться и другие мои работы с разными фигурами – бутой, гранатом... Все рисунки исходили из моего воображения. Мне нравится то, что я делаю. Получаю огромное удовольствие от украшения подносов, которые собираю к Новруз байрам, свадебным торжествам, хнаяхты.
– Ваша хонча похожа на ковер – настолько мелкая работа проделывается при ее создании…
– Я очень люблю азербайджанское ковроткачество, хорошо знаю о нанесенных на коврах орнаментах, их группах, названиях – «Карабах», «Ширван-Баку» и др. Знаете, раньше ведь у ковроткачей не было миллиметровки, зато они имели хорошее воображение, особый дар. Посмотрите, какие на коврах XVII – XVIII веках идеальные геометрические формы, а ведь их ткачи сами просчитывали. У меня тоже все начиналось с воображения. Зная наши узоры и орнаменты, я собирала буту, гранат, и с каждым разом рисунки становились все сложнее. Да и я постепенно набиралась опыта.
– Как долго вы работаете над одной хончей?
– На самом деле это кропотливая работа, требующая внимания и фантазии, что занимает немало времени. Я обучила этому искусству около 20-25 человек, которые сейчас со мной работают. Главное в нашей работе – это хорошо знать технику создания хончи из различных элементов, а еще важно иметь опыт. По мере того, как мы набираемся опыта, наша хонча становится все красивее и красивее. Создание национальной хончи – это долгий процесс, к которому готовишься практически весь год, заказывая для нее сухофрукты и орехи. В одном только подносе бывает собрано около 30 их видов, а в целом, я использую около 60 различных сухофруктов и орехов.
– Сколько весит один украшенный поднос?
– Он достаточно тяжелый. Дыня составляет базу на подносе, помимо этого в ней масса других продуктов. Готовая хонча весит не менее 6-7 кг, есть и тяжелее, все зависит от подноса. Старинная азербайджанская посуда всегда немало весила.
Украшение хончи - это новшество в декоративно-прикладном искусстве. На самом деле, я не собиралась эту работу коммерциализировать, но хочешь-не хочешь, со временем это все равно произойдет. Я уже получила авторские права на «Милли хонча дизайны» (дизайн национальной хончи). Собираюсь сделать также брендинг своего продукта. Хочу популяризировать этот вид декоративно-прикладного искусства. Мои работы уже ездили на выставку в Люксембург, их представляли в Париже и Риме, отправляли в подарок в Осло.
– Вы живете в самом сердце Баку, за древними стенами Ичери шехер, где всегда бережно хранились многовековые азербайджанские традиции. Но времена меняются. Насколько в современном мире удалось сохранить традиции празднования Новруза?
– Лично мне удалось сохранить наши традиции и, как говорила моя покойная мама, в этом я даже превзошла своих бабушек. Все зависит от желания, это главное, на чем все базируется. Есть люди, которые умеют великолепно печь, но предпочитают заказывать новрузовские сладости. Этому, конечно, есть оправдание – сейчас жизнь другая, стресс, нехватка времени, работа. Но все равно нужно помнить, что это наследие, которое переходило к нам испокон веков, и поэтому каждая азербайджанская женщина способна на столь мелкую работу, как создание шакербуры. Посмотрите, сколько там узоров, это же требует огромного труда. Как и пахлава, и плов. Я не люблю покупать шакербуру или пахлаву. По мне лучше по ночам не спать, мало приготовить, но зато свою выпечку я сама сделаю. Мне кажется, что если я не испеку на Новруз, то не будет мне благосостояния весь год. (Улыбается.) Надо обязательно печь! Наши бабушки говорили «эвдян бярякятин этри гялсин», то есть из каждого дома должен разноситься аромат новрузовской выпечки. Постепенно это становится редким явлением. Помню, в моем детстве на весь наш дом в Ичери шехер была одна машинка, которая перемалывала орехи, и во время Новруза за ней выстраивалась очередь. Эта орехомолка ходила по всем соседям, а сейчас о ней забыли. Теперь она хранится у меня дома.
Раньше к Новрузу более тщательно готовились. Мои бабушки уже с начала марта занимались побелкой двора, ведь к приходу Новруза все должно быть идеально чистым, сверкать белизной. А накануне праздника делали генеральную уборку квартиры. Когда мы были маленькие и не было возможности развести костер, то бабушка разжигала огонь на маленькой сковородке, ставила ее на пол и заставляла нас через нее перепрыгивать. Эту традицию мы сохранили, разжигаем костер во дворе и перепрыгиваем через него. Один из важных атрибутов Новруз – это сямяни, который я засеиваю после 8 марта. Мне нравится самой выращивать сямяни, я придумываю ему разную форму и засеиваю не только пшеницу, но и фасоль, горох, чечевицу.
Мне кажется, очень важно сохранить традиции празднования Новруза. Так, для каждого члена семьи в вечер накануне праздника нужно зажечь свечу. Или же детям дают по кусочку теста, чтобы они учились делать узоры на шакербуре. Таким образом прививали к этому любовь. От семьи очень многое зависит. Если семья традиционная, следует обычаям, то и к детям такое бережное отношение обязательно тоже перейдет.
А вы знали, что у каждого предпраздничного чершенбе было свое блюдо? К сожалению, об этом сейчас мало кто помнит. На первый чершенбе на стол ставили блюда из зерна или риса, я, например, готовлю в этот день сюдлю плов. Во второй чершенбе я по традиции готовлю ярма плов с гуру балыг (сушеной рыбой). Рыба – символ благосостояния и обязательно должна быть на праздничном столе. На третий, который мы называли аг (белый) чершенбе, надо приготовить что-то белое, например, кашу – сыйыг на молоке, или же фирни. А на последний чершенбе готовится плов с дичью, которую заполняют кишмишем, курагой и орехами.
– И последний вопрос, что у вас будет на новрузовском столе?
– Я люблю красиво украшать праздничный стол. На нем все должно быть в обязательном комплекте. И национальная выпечка, и красиво покрашенные яйца, и праздничная хонча. Люблю готовить блюда по бакинским рецептам. На Новруз приготовлю фисинджан плов, или плов, под которым «припрятана» индейка, а рис покрыт нарезанным миндалем, фисташками или зиринч (барбарис), настоявшимися в шафране. Обязательно на столе окажется рыба, а на ней, согласно поверьям, должна быть золотая монета.
А еще на моем столе обязательно присутствует 7 видов на букву «с» - это старая новрузовская традиция. Семь «с» – это сямяни, сюнбюль (колос), су (вода), сумаг, сарыкек (куркума), сиркя (уксус) и сиккя (монета). Все это я собираю в один поднос и ставлю посередине стола. Говорят, как новый год встретишь, так он и пройдет. Так же и Новруз – чем красивее и хлебосольнее будет стол, тем лучше пройдет ваш год.
banner

Советуем почитать