• пятница, 29 Марта, 02:07
  • Baku Баку 7°C

Эффективность правосудия

19 марта 2021 | 16:46
Эффективность правосудия

Президент Азербайджана Ильхам Алиев накануне подписал распоряжение о помиловании. В соответствующей государственной комиссии приоритеты расходятся: часть ее членов полагает, что нынешний акт гуманизма главы государства приурочен к победе в Отечественной войне, другие считают, что это сделано в рамках принципа гуманизации наказания. Нельзя сбрасывать со счетов и Новруз, и не желающую отступать пандемию.
Как бы то ни было, на повестку дня вынесен комплекс вопросов, в основе которых лежит методика управления, присущая исключительно Ильхаму Алиеву. Мы привыкли к тому, что большинство осужденных освобождается от отбывания оставшейся части срока тюремного заключения, у кого-то сокращается вдвое, что помилование распространяется на ряд иностранных граждан. При этом непременно учитывается семейное положение, физическое состояние заключенных, а также характер совершенных ими преступлений и поведение в период отбывания наказания. Однако есть и новшество - трем пожизненно осужденным определили конкретный срок тюремного заключения - четверть века.
Следствие реформ

Все началось после того как 10 февраля 2017 года было издано распоряжение Президента Ильхама Алиева «Об упорядочении деятельности в пенитенциарной сфере, гуманизации политики наказания, а также расширении применения альтернативных видов наказания и процессуальных мер принуждения, не связанных с изоляцией от общества». Именно начиная с этой даты высшая исполнительная власть, включая Минюст, начала выступать с соответствующей инициативой. Гуманизация наказания стала краеугольным камнем. Понятно, что наказание в виде лишения свободы никто не отменял, но оно назначается лишь в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, включая рецидив. То есть констатируем, что для лиц, совершивших преступления, не представляющих большой общественной опасности, суды целых четыре года не вынесли ни одного решения об уголовном преследовании - в крайнем случае их ждало административное взыскание.
Параллельно интенсивно используются и другие институты по смягчению наказания, например, акты амнистии, как правило, одобряемые депутатами Милли Меджлиса. В данном же конкретном случае относительно президентского помилования, кроме прочего, приняты во внимание такие аспекты, как условно-досрочное освобождение близких родственников участников Отечественной войны и родителей шехидов. И это тоже позитивный фон для четкого понимания политических процессов, происходящих в нашей стране.
Кстати, в отличие от многих стран, у нас весьма эффективное правосудие за счет отказа от репрессивного механизма - например, одним из результатов государственной политики в системе исполнения наказаний стало принятие специального закона об обеспечении прав и свобод лиц, содержащихся под стражей.
Но самое главное - упомянутое распоряжение главы государства стимулировало более интенсивное продолжение прогрессивных реформ в правовой системе и заложило основу стремительной эволюции в этой области. Помнится, в 2008 году буквально перед президентскими выборами в рамках тренинга для силовых структур в Баку приезжал один из генералов НАТО, несших службу в Афганистане. По собственному разумению, он приехал «в какой-то там эмират», но после того как посетил Полицейскую академию и пенитенциарную службу, так и сказал: «Да ваши офицеры у нас в Гааге могут лекции читать, просто у них два недостатка, связанные с человеческим фактором: они не хотят портить отношения с непосредственным руководством и боятся вывода за штат, хотя должны исключительно придерживаться буквы закона. А он у вас вполне гуманный, даже по европейским меркам».
Замечание это было сделано задолго до распоряжения, и плоды реформ чувствуются повсюду, так как при имплементации за основу берется применение существующего в мире прогрессивного опыта в этой области, и все это, заметьте, на фоне развития страны и достигнутых разносторонних успехов.
Кроме того, имея далекоидущий программный характер, этот документ определил стратегические цели и стал своего рода «дорожной картой» для судов, следственных органов, органов юстиции и прокуратуры. Так что можно не сомневаться, что все ветви исполнительной власти, включая Минюст, Генпрокуратуру и Верховный суд, года три как выработали соответствующие поручения и рекомендации, написали методические пособия для всеобъемлющей просветительской работы с целью доведения до общественности гуманной сущности.
Тандем взаимопонимания
По большому счету, основа политики осмысленного гуманизма была заложена общенациональным лидером Гейдаром Алиевым, а впоследствии стала одним из основных принципов государственного управления. Достаточно сказать, что решениями, принятыми за минувший период главой государства, помиловано более 4 тыс. осужденных.
Принятые по инициативе всегда выступавшей с позиции идеологии милосердия и человеколюбия первого вице-президента Азербайджана, президента Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиевой четыре акта амнистии в бытность ее депутатом Милли Меджлиса коснулись почти 40 тыс. человек, что однозначно послужило исправлению лиц, совершивших преступления, их реинтеграции в общество.
Кстати, по факту назначение первой леди на столь важный государственный пост совпадает с распоряжением главы государства о гуманизации уголовного наказания. Более того, назначение Мехрибан Алиевой вызвало чувство огромного удовлетворения в обществе, вселило полную уверенность в том, что ее многогранная деятельность внесет важный вклад во всестороннее развитие нашей страны. Мы помним, что начиная с 2004 года, когда она стала главой Фонда Гейдара Алиева, началась успешная реализация важных проектов, рассчитанных на улучшение социального положения людей, развитие науки, образования и здравоохранения, дальнейшее успешное развитие идей и принципов гуманизма, толерантности и в целом государственной политики в этой области.
Многие скажут, что гуманизация к демографии не имеет отношения, однако это не так - за время правления Ильхама Алиева население выросло вдвое, а это показатель доверия политике главы государства. Понятное дело, рост населения должен непосредственно влиять и на пенитенциарную систему, однако отслеживая кривую зависимости, заметим, что за минувшие 17 с лишним лет в целом число осужденных остается стабильным, что является важным достижением в обеспечении общественной безопасности и правопорядка в нашей стране. Хотя раньше, и это не секрет, бытовала практика, когда прямо в зале суда на человека надевали наручники. Однако это была палка о двух концах - избрание ареста в качестве меры пресечения приводило к увеличению числа содержащихся в пенитенциарных учреждениях осужденных и обвиняемых лиц, загруженности данных учреждений, а главное - к излишнему ограничению права на свободу. Глава государства и тут выработал систему сдержек и противовесов.
В связи с этим внесен ряд изменений в законодательство, и даже налицо правоприменительная практика. Речь идет о декриминализации преступлений в экономической сфере, дополнении санкций за преступления наказаниями, альтернативными лишению свободы, более широком применении существующих альтернативных наказаний, института условно-досрочного освобождения от наказания и условного осуждения, мер пресечения, альтернативных аресту. А это означает, что в результате безотлагательного исполнения предусмотренных упомянутым распоряжением рекомендаций и поручений ежемесячно более 250 находящихся под арестом лиц в установленном законом порядке буквально через день-два освобождаются из следственных изоляторов. То есть происходит значительное сокращение арестованных лиц, что тоже нельзя списывать со счетов достижения реформ.
Новшества со знаком плюс
Мы говорим о самом процессе исполнения распоряжения о помиловании, но в разряде имплементации и такое новшество, как использование современных электронных средств мониторинга в ходе исполнения наказаний и применения мер пресечения. Поясним для тех, кто не сталкивался с этим: наиболее распространенным среди этих приемов является так называемый «электронный браслет» - что называется, дешево и сердито. Человек в данном случае, хотя и привлекается к уголовной ответственности, его не арестовывают из-за отсутствия в его действиях опасности для общества, а с помощью техники определяется конкретное место его нахождения.
Еще одно проявление гуманизма - институт пробации, когда осужденных, не лишенных свободы или не заключенных под стражу обвиняемых лиц передают под надзор специального органа на определенное время. Это тоже своего рода отсрочка, которая создает условия для исправления осужденных за пределами СИЗО или так называемой «зоны», то есть непосредственно в обществе. У нас пока подобная практика ограничивается сроком до одного года, а, допустим, в Великобритании режим пробации может длиться до 10 лет. В этот период осужденные обязаны соблюдать определенные правила, с учетом требований, установленных решением суда, в противном случае на основании обращения сотрудника пробации в суд установленные требования могут быть изменены.
Кроме того, предусмотрено широкое использование института медиации, то есть методов досудебного альтернативного решения споров, и это тоже не в пользу любителей увеличения числа тюремных койко-мест. Речь идет о комплексе заботы о тех, кто впервые не по своей воле оступился на законодательной ниве. В данном случае речь идет вовсе не о судах, а о важном средстве альтернативного решения конфликтов уголовно-правового характера. Это почти как по закону о саморегулировании прессы - если между обвиняемым и пострадавшим достигнуто досудебное примирение, то первый может быть освобожден от наказания с возложением на него различных обязательств: возмещение причиненного материального или морального ущерба, принесение извинений, оказание помощи и прочее.
Кроме того, в рамках программы «Поддержка реформ в области юстиции», реализуемой Европейским Союзом совместно с Министерством юстиции, особое внимание уделяется более широкому привлечению осужденных к труду. В рамках проекта в ряде учреждений отбывания наказания уже созданы новые производственные участки, на некоторых из них, как и на участках индивидуального труда, обновлены станки и инструменты, приобретено и передано различное оборудование. В итоге в течение 2020 года число привлеченных к труду в учреждениях отбывания наказания возросло, превысив 7 тыс. человек. Примерно четыре года с привлечением представителей общественности, а также предпринимателей организуются выставки продукции, произведенной осужденными, их ручных поделок. Это одновременно служит повышению их занятости, возмещению причиненного в результате преступления ущерба, а также удержанию от вредных привычек.
Условно-досрочное освобождение осужденных, замена неотбытой части наказания более легким являются одними из важнейших институтов в уголовно-исполнительной политике.
Основными факторами здесь, естественно, являются отбытие осужденным установленной законом части наказания, его поведение, отношение к труду и положительные отзывы. В связи с этим в свое время Верховным судом была обобщена судебная практика и принято всеобъемлющее постановление, на первый план выдвинуты строгое соблюдение требований закона при рассмотрении в судах обращений такого характера, индивидуальный подход к каждому осужденному, безотлагательное исполнение решения сразу после его принятия и другие важные вопросы.
Безусловно, применение отмеченных гуманных мер не только дарит радость семьям и близким осужденных, но и дает стимул для исправления другим осужденным.
Возвращение осужденных в свободное общество как полноправных членов также постоянно в центре внимания государства. В 2007 году был принят отдельный закон «О социальной адаптации лиц, освобожденных от отбывания наказания в пенитенциарных учреждениях», и для таких лиц в настоящее время строится Центр социальной адаптации. А это тоже плюс в копилку организованного, своевременного и точного выполнения задач, вытекающих из поручений главы государства.
Фидан САЛМАНЛЫ
banner

Советуем почитать