• вторник, 16 Апреля, 09:27
  • Baku Баку 14°C

По всем параметрам

12 марта 2021 | 18:19
По всем параметрам

КОНТЕКСТ
На днях Президент Азербайджана Ильхам Алиев принял в формате видеоконференции министра иностранных дел и торговли Венгрии Петера Сийярто, и это не вызвало удивления.
Напротив, эксперты предвкушают присоединение официального Будапешта к межконтинентальному проекту «Южный газовый коридор», а это значит, что стабильно развивающиеся двусторонние торгово-экономические отношения к концу года выйдут на качественно новый уровень развития.
И все-таки ключевой момент переговоров был связан с готовностью венгерских компаний участвовать в качестве инвесторов и подрядчиков в работах по восстановлению освобожденного от оккупации Карабахского региона. Если помните, глава нашего государства неоднократно обозначал единственное условие для этого - двери открыты для всех дружественных (!) государств, которые во время Отечественной войны не прятались в кустах, а откровенно были за справедливость и примат международного права.
Так вот, даже официальное интернет-издание Евросоюза - Euractiv в ходе осенних боевых действий недовольно заявляло, что «в обострившемся противостоянии в Нагорном Карабахе позиция Венгрии заключается в поддержке Азербайджана». В принципе, ничего особенного не произошло, просто было официальное заявление МИД среднеевропейской страны о том, что «Нагорный Карабах с армянским большинством находится в пределах международно признанных границ Азербайджана, и Венгрия поддерживает территориальную целостность и суверенитет государств в качестве общего принципа международного права».
Тогда ЕС призвал Будапешт быть сдержаннее, вроде как молчать в тряпочку, но правительство Виктора Орбана не особо-то и считается с «инструкциями брюссельского обкома». Кстати, представители официального Будапешта так и говорят, что заявления о выходе из однопартийной социалистической системы в 1956 и 1989 годах были сделаны не для того, чтобы подпадать под влияние другого хозяина.
Исторические корни и реалии
Как бы ни относились люди к демократии и европейским ценностям, все же для конкретного индивида, да и для народов в трудные минуты исторические и этнические корни ближе. У автора этой статьи масса друзей из Венгрии, и все они подчеркивают гордость за наличие тюркских корней, приводя в пример сотни однокоренных слов из финно-угорских наречий и гордясь тем, что Аттила является общим предком, во многом сформировавшим облик современной Европы.
Так почему же не поддержать эту версию, которая одну из ведущих наций бывшей Австро-Венгерской империи делает нам ментально гораздо ближе, чем в советские времена, когда мы для них считались «кровожадными красными»?
Понятно, что почти 30 лет независимости не прошли для Азербайджана даром - мы сумели приобрести множество друзей на международной арене. В данном конкретном случае Венгрия уже долгие годы является для нас очень близким и дружественным европейским государством. Логическим итогом этих доверительных отношений стало подписание в конце 2014 года совместной Декларации о стратегическом партнерстве. А высокий уровень политических отношений оказывает позитивное влияние на экономические связи, в первую очередь в сфере энергетики, где сотрудничество нефтяных компаний - отечественной SOCAR и венгерской MOL имеет хорошую историю.
Сотрудничество в энергетическом секторе еще более усилилось после того как год назад упомянутый венгерский энергетический концерн выкупил за $1,57 млрд у американской компании Chevron ее долю в нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан и нефтяном месторождении АЧГ.
То есть вполне естественно, что Баку и Будапешт активно сотрудничают и в рамках реализации проекта «Южный газовый коридор», а также в сфере гражданской авиации, секторе туризма. На повестке дня находится реализация совместных начинаний в сфере промышленного, аграрного и фармацевтического производства.
Важнейшую роль в развитии двусторонних экономических связей играет работа азербайджано-венгерской межправительственной комиссии - между двумя странами подписано около 44 документов, включая экономическую сферу. А в скором времени планируется подписать еще 10 соглашений - некоторые из них находятся в стадии разработки и подготовки к согласованию. Однако уже в ближайшее время развитие двусторонних деловых отношений может ощутимо расшириться и приобрести качественно новое содержание.
«Азербайджан и Венгрия - дружественные страны и должны активизировать торгово-экономическое сотрудничество. В частности, после освобождения наших оккупированных территорий там появились многочисленные возможности в области реконструкции, реализации современных инфраструктурных и градостроительных проектов. Я уже неоднократно публично заявлял о том, что мы пригласим к сотрудничеству компании из дружественных стран, а Венгрия - один из самых близких друзей Азербайджана», - сказал Президент Ильхам Алиев в ходе недавней встречи с главой МИД Венгрии в видеоформате.
Призвав венгерские компании принять участие в развитии освобожденных от оккупации территорий в Карабахе, глава государства отметил, что речь идет о территории свыше 10 тыс. квадратных километров, где имеются немалые перспективы для реализации совместных проектов.
Данный посыл был с воодушевлением встречен венгерской стороной. Так, отметив, что Будапешт всегда поддерживал суверенитет Азербайджана и призывал к восстановлению территориальной целостности дружественной страны в рамках признанных на международном уровне границ, глава МИД Венгрии рассказал о готовности своей страны поделиться имеющимся опытом для возрождения освобожденного Карабахского региона.
«Для восстановления освобожденных территорий потребуются финансы, инвестиции и опыт. Мы участвовали в подобных проектах, поэтому у нас есть соответствующий опыт и технологии. В свою очередь венгерский Eximbank для реализации этих целей открыл кредитную линию в размере $100 млн для венгерских компаний, которые будут принимать участие в программе восстановления территорий», - подчеркнул Петер Сийярто.
Таким образом, Венгрия готова участвовать не только в подрядных работах в Карабахском регионе, но и выступить в качестве инвестора в азербайджанскую экономику.
По словам главы венгерского МИД, опыт венгерских компаний может быть применен в таких сферах, как строительство автомагистралей, железных дорог, восстановление энергоснабжения и водоснабжения, создание современных систем управления ирригационными ресурсами, а также в развитии высокотехнологичного животноводства, разведении племенных пород и т.д. Кроме того, венгерские компании обладают достаточной квалификацией и готовы участвовать в строительстве «умных» сел и городов на освобожденных территориях.
Геополитический момент
Однако у нынешних договоренностей есть геополитический подтекст, так как буквально пару дней назад Будапешт отложил расширение строящегося газового интерконнектора с Сербией в рамках российского проекта на год якобы из-за санкций США. Как вы понимаете, по газопроводу гипотетически должен поступать газ из европейской ветки «Турецкого потока» в Венгрию и Австрию. Власти дружественной нам страны при этом откровенно заявили, что по этому маршруту через два года должен начаться и импорт каспийского газа из Азербайджана. И это не заявления из спекулятивной серии, когда одна из сторон использует ситуацию, чтобы выторговать себе более привлекательные условия на поставку природного топлива.
Отвечая на вопрос корреспондента газеты «Каспiй», руководитель центра Caspian barrel Ильхам Шабан сделал некоторые уточнения:
- Специфика «Турецкого потока» заключается в том, что он заканчивается в Турции, а для поставок газа из него в Болгарии, Сербии и Венгрии строят отдельные газопроводы, которые будут принадлежать операторам этих стран. Формально они не имеют никакого отношения к проекту черноморского газопровода и являются совершенно отдельными проектами, однако в Будапеште решили подстраховаться. Очевидно, одной из причин может быть неофициальное давление американских властей, чтобы Венгрия наращивала закупку газа из альтернативных источников. Одним из подтверждений тому может быть ситуация с поставками в страну сжиженного газа через новый терминал в соседней Хорватии.
Недавно прошла информация о том, что американские дипломаты в Будапеште настаивали на мощности в 5 млрд кубометров в год, однако такие объемы ни хорватам, ни венграм просто не нужны, и они согласились на вдвое меньшие объемы. При этом окончательную точку в решении судьбы терминала на острове Крк поставил Будапешт, без которого его и быть не могло.
С другой стороны, сейчас с «Газпромом» у венгерских компаний действуют краткосрочные контракты, и Будапешт уже заявлял, что хочет выторговать себе более привлекательные условия для закупки 6,2 млрд кубометров в год.
«Наша цель - подписать три пятилетних соглашения, которые позволят отказаться от сделки каждые пять лет», - говорил в июне прошлого года министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто. Он уточнял, что такая форма позволит гарантировать долгосрочные поставки, а также возможность изменить контракты или отказаться от них, если на энергетическом рынке появится предложение лучше.
Рассмотрим вопрос шире
Есть еще один стремительно развивающийся фактор, и называется он Совет сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ). Помимо Турции и Азербайджана, являющихся естественными союзниками, в организацию входят Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан, официальный Ашгабат пока наблюдает, но он тоже готовится вступить в организацию, и это будет нормальным шагом, особенно на фоне создания совместного месторождения «Достлуг».
Так вот, в эту структуру входит и Венгрия, что для типичного члена христианского клуба вроде Евросоюза выглядит на первый взгляд неожиданно, тем не менее, в позапрошлом году в Будапеште открылось представительство ССТГ. Кстати, это первый офис организации на Европейском пространстве. Венгры считают себя потомками Аттилы, и в стране проживает много людей с кыпчакскими корнями.
Петер Сийярто не раз заявлял, что сотрудничество с Турцией необходимо, ссылаясь на то, что она скоро попадет в десятку крупнейших экономик мира и нельзя ее оставлять вне их экспортных рынков. Также он постоянно отмечает географическую значимость тюркоязычных государств, через которые проходят основные торговые и транспортные пути Евразии.
Во-вторых, нужно не забывать и о факторе Азербайджана, который, по его словам, владеет «чрезвычайными экономическими возможностями для венгерских предприятий» и готов к выходу на новый рынок.
В-третьих, эксперты также отмечают, что через ССТГ Венгрия пытается найти свою дорогу к Востоку, в частности в китайский «ремесленный Клондайк». Правда, сегодня эта страна не сможет напрямую сотрудничать с Пекином из-за давления Вашингтона, но членство в братстве тюркоязычных государств напрямую и без давления извне открывает беспрепятственную дорогу туда.
В-четвертых, если страна является частью какого-либо союза, она всегда получает определенные преимущества и поддержку в нелегкие времена. Например, во время пандемии коронавируса, как отметил госсекретарь министерства внешних экономических связей и иностранных дел Венгрии Левенте Мадьяр, «Венгрия в основном получала помощь с Востока, в том числе практически из всех стран тюркского мира». Единовременный груз помощи прибыл в Венгрию из Турции, Азербайджана, Казахстана и Узбекистана. А где был в это время Евросоюз, неизвестно.
Правда, экономические достижения организации пока довольно скромны, но есть попытки развития. Например, с 2019 года функционирует Тюркская торгово-промышленная палата, которая активно организует бизнес-форумы, визиты для инвесторов и предпринимателей. Также проводятся встречи министров для развития экономической кооперации между странами.
Правда, разные экономические потенциалы, разные траектории внешней политики и соперничество за доминирование всегда будут латентными факторами воздействия внешних сил на отдаление тюркоязычных стран друг от друга. Однако и у Турции с Азербайджаном, и у Венгрии есть долгосрочный опыт совместного проживания в европейской среде, а потому их ответственная политика приведет к дальнейшему развитию двусторонних, а затем и многосторонних отношений.
Фидан САЛМАНЛЫ
banner

Советуем почитать