• пятница, 29 Марта, 12:26
  • Baku Баку 14°C

Естественный процесс

12 февраля 2021 | 17:21
Естественный процесс

КОНТЕКСТ
ISESCO в рамках сотрудничества исламских стран объявила 2021-й «Годом женщин». С точки зрения упоминания гендерной проблемы инициатива заслуживает внимания, но с другой стороны, к большинству мусульманских государств имеются вопросы относительно роли женщин в обществе.
В этом плане показательно недавнее мероприятие в формате видеоконференции по случаю Международного дня женщин и девочек в науке, на котором генеральный директор «UNESCO Востока» Салим аль-Малик в качестве авторитета и примера для подражания представил видео выступления первого вице-президента Азербайджана Мехрибан Алиевой.
Толерантность во всем
В то время как «патентованные» европейцы носятся с необходимостью внедрения в общество традиций толерантности и мультикультурализма подобно крыловской героине, примерявшей очки на все части тела, а затем все же предпочитают худому миру добрую ссору, в Азербайджане эта проблема даже не обсуждается. Это видно и из лаконичной речи первой леди нашей страны, особенно из приведенной в выступлении статистики. Исторические анналы располагают сущей архивной правдой относительно того, что когда в цивилизованной Европе, США и в Австралии с Канадой Клара Цеткин вместе с Розой Люксембург боролись за право женщин отдохнуть от кухни, стирки и бытовых проблем и претендовать хотя бы на мало-мальски оплачиваемые рабочие места, наши женщины достигали других целей.
Европейские и заокеанские политики сегодня пытаются посредством подконтрольных СМИ идентифицировать ислам с терроризмом и многовековой отсталостью по определению, однако им не замазать тот факт, что 120 лет назад Гаджи Зейналабдин Тагиев основал первую на мусульманском Востоке светскую школу для девочек. Там наряду со словом Божьим, математикой, историей и иностранными языками учили «особую алгебру морали», в частности - великодушию и милосердию, чувству высшей сопричастности и понимания, чему сегодня не обучают нигде, даже в духовных семинариях.
Азербайджан также вошел в историю как одна из первых стран, которая в 1918 году предоставила женщинам право политического выбора - избирать и быть избранными как на муниципальном, так и на парламентском уровне. Сейчас в Милли Меджлисе прекрасный пол представляет 21 женщина, причем ни одна из них не есть стереотип советских времен. Каждая из них знает несколько иностранных языков и не просто, как говорится, «отбывает номер», а занимает важное место в профильных парламентских комиссиях.
Традиции уважения выбора ребенка сохраняются с седой старины до сих пор - за исключением отдельных случаев, когда родители из малодоступных селений пользуются сомнительным и даже губительным правом не давать образование малолетним девочкам. Вся остальная молодежь имеет как минимум неполное среднее образование в рамках девяти классов. Ну а дальше - профтехучилища, вузы.
При этом никто никогда не задумывался о гендерном представительстве - в Азербайджане по традиции педагогические институты и гуманитарные факультеты на протяжении десятилетий «оккупированы» девушками. Обратим внимание на статистику, озвученную Мехрибан Алиевой: «В высших учебных заведениях нашей страны женщины составляют 54% магистров, 51% докторов философии, 46% докторов наук и 56% научных исследователей. 59% всего коллектива Национальной академии наук Азербайджана - женщины».
Это естественно, и почти никто (за исключением тех, кто реализует неплохо оплачиваемый «гендерный проект») здесь не выходит на улицы с требованием «покончить с засильем слабого пола». Если всмотреться в скрижали истории, можно поставить вопрос иначе: а кто тут, простите, слабое звено?
Наверное, все помнят из истории походы Александра Македонского, так вот, в Барде, тогдашней столице региона, переговоры с ним вела правительница (!) Нушаба - почти 2,3 тысячи лет назад, если кому интересно. И это не единичный случай: не вдаваясь в древность, вспомним высокообразованных первых леди той поры: Гатиба ханым, Мехрджан ханым, Сара хатын, Мехинбану, Пери ханым, Хейранса Бейим, Туту Бике и прочих, за каждой из которых стояла школа изучения светских наук. Как сообразил пытливый читатель, все настоятели и выпускники подобных курсов, в том числе дипломатии, философии, были женского пола.
Возможно, самый крупный толчок к точке невозврата дал нефтяной бум в середине позапрошлого века, когда на деньги меценатов и прочих толстосумов в Баку приезжали многочисленные труппы оперных и драматических театров, разнонаправленные сценические таланты.
Что же касается поэтического дара, достаточно упомянуть Хуршидбану Натаван, чьи стихи вошли в сокровищницу мировой литературы. То есть отношение к женщинам и их образованности, всестороннему развитию в Азербайджане на протяжении всей истории страны было не просто толерантным, но и само собой разумеющимся и не подлежащим осуждению, как пытаются отписаться некоторые зарубежные прикормленные горе-авторы.
Почему бы и нет?
Многие из нас, пожалуй, только в кино видели капитанов дальнего плавания, а ведь есть исторический пример азербайджанки Шовкет Салимовой из известного в мире села Лагич Исмаиллинского района. А еще она была доктором экономики и членом-корреспондентом Академии наук. Каждый наш просвещенный соотечественник знает и о таких корифеях науки, как академики Зарифа Алиева, Адиля Намазова, Иззет Оруджева (она же первая исполнительница роли Севиль в одноименном фильме по пьесе Джафара Джаббарлы)…
Этот список самоотверженности во имя науки, доказательства собственной востребованности в глазах общества можно продолжать довольно долго, причем во всех случаях женщины развивались не вопреки судьбе и стереотипам, а просто в рамках здоровой конкуренции, в том числе с мужчинами. Причина их успеха в том, что в Азербайджане ни на одном этапе женщин не ущемляли, и если они не проходили сито научного отбора, то исключительно на общих основаниях, а не по половой принадлежности.
Говоря словами Мехрибан ханым Алиевой, в нашем стремительно меняющемся мире образование девочек и их участие в науке должны соответствовать новым вызовам: «35% получающих образование в мире по науке, технологии, инженерии и математике составляют девушки. В нашей стране этот показатель равен 40%, что выше среднемирового уровня. Как я уже отметила, многие азербайджанские женщины внесли большой вклад в науку и являются настоящим источником вдохновения для девочек и молодых женщин, занимающихся научной сферой. Однако сегодня важнейший вопрос - продолжение создания благоприятных условий для улучшения уровня участия девочек и молодых женщин и восполнение гендерного разрыва в области науки».
И тут уместен еще один блок сухих цифр. По имеющимся данным, в настоящее время среди специалистов, занятых на государственной службе, женщины составляют 28,5%, среди предпринимателей - более пятой части.
Следует добавить, что на сегодня в муниципальных органах более 35% составляют женщины, да и десятая часть обладателей прав на вождение - тоже они. Так что на заметку любителям иностранных обвинений: классическим сексизмом и сегрегацией у нас и не пахнет, а если кому интересно, может напроситься на планерку в медицинские, образовательные и научные учреждения, где увидит плоды реального засилья… мужчин. Причем такая тенденция актуальна и для научно-исследовательских институтов, специализирующихся на прикладной математике, металлических сплавах и космических изысканиях.
Особый случай
Представительницы прекрасной половины человечества особо заметны в отечественном спорте - 41,7% от общего количества спортсменов, и это при засилье традиционных видов противоборств (все виды борьбы, тяжелая атлетика, игровые виды, где женщины тоже уверенно рулят).
Но особый случай представляет гимнастика, как спортивная, так художественная, и если в данных дисциплинах мужчин, в том числе мальчиков и юношей, родители и близкие буквально тянут за уши, для девчонок это массовый вид спорта. А ведь полтора десятилетия назад можно было запросто упросить маму перспективной девочки привести ее на легкую атлетику, игровые виды, особенно волейбол и гандбол, даже в бокс и дзюдо, а вот с гимнастикой были проблемы. Без преувеличения скажу, что сейчас практически во всех регионах страны проводятся чемпионаты по самому модному и массовому виду спорта - именно так зарекомендовала себя гимнастика. И этому способствовал, несомненно, личный авторитет Мехрибан Алиевой, которая на посту президента этого вида спорта сделала немало для профессиональной популяризации женской грации.
Если на заре становления особой популярностью пользовались спортивная и художественная гимнастика, история которых берет свое начало в СССР, то сегодня начинают набирать популярность новые виды. Взять, к примеру, такие дисциплины, как акробатическая гимнастика, аэробная гимнастика (не путать с популярной аэробикой), индивидуальные и смешанные прыжки на батуте, а также «гимнастика для всех» (также отличается от комнатной гимнастики).
Конечно, на первоначальном этапе на нескольких телеканалах была проведена просветительская работа: что представляют собой данные виды спорта, для кого они предназначены и прочее, после чего интерес населения стал расти. А потому вполне естественно увеличилось не только число спортсменов, занимающихся разными видами гимнастики на профессиональном уровне, которые принимают участие в соревнованиях, но и число зрителей, посещающих турниры. Это подтверждает и статистика, так что процесс в будущем будет только набирать обороты. Все вышеописанное является результатом правильной политики, многолетнего труда, направленного на популяризацию гимнастики у нас в стране.
Иногда кажется, что Мехрибан Алиева буквально создана, чтобы организовать прорыв в той или иной прикладной отрасли. Обычно делается так: создают базовую часть той или иной науки, подкрепляют ее теориями и постулатами и уже потом пробуют в лабораториях, на полях, на стендах. Судя по тому, как первая леди действует в Фонде Гейдара Алиева и прочих вверенных ей гуманитарных отраслях, сдается, что она сначала на свой страх и риск смело «обкатывает» свое видение, ощущая первостепенную необходимость той или иной практики, а затем ученая братия подкрепляет ее достижения научными изысканиями. Возможно, кому-то это не понравится - мол, нарушается методика, однако первая леди проявлением железной воли направляет локомотив, в том числе научных новшеств, в нужное русло, после чего эта отрасль не просто оживает, но и становится примером для последователей и даже недавних недоброжелателей, пытающихся работать по старинке.
Имея такого руководителя, мы ощущаем особую гордость за Азербайджан и женщин этой земли, с верой в то, что именно здесь находит справедливое отражение древняя поговорка «Aslanın erkəyi, dişisi olmaz», что на современный лад означает: «Львы не переживают гендерных проблем».
Сегодня перед нашим государством стоит сверхзадача - возродить освобожденные от оккупации территории и обеспечить безопасное возвращение вынужденных переселенцев на родные земли. И нет никакого сомнения в том, что лет через двадцать даже в селах, не говоря об административных центрах, проявят себя талантливые женщины, готовые к достижениям на производстве, в образовании, здравоохранении, спорте и науке.
Не зря ведь ISESCO выразила готовность сотрудничать с официальным Баку в оценке состояния памятников культурного наследия, поврежденных во время оккупации, и в деле открытия регионального представительства в Азербайджане. Несомненно, там учитывали и фактор личности, перед которой нет неразрешимых проблем и невыполнимых задач любой сложности.
Фидан САЛМАНЛЫ
banner

Советуем почитать