• четверг, 25 Апреля, 19:45
  • Baku Баку 21°C

ЮГК - уже не коридор

12 февраля 2021 | 13:20
ЮГК - уже не коридор

ПЕРСПЕКТИВЫ
В Баку в формате видеоконференции состоялось VII заседание министров в рамках Консультативного совета Южного газового коридора, сообщили в Министерстве энергетики Азербайджана.
Событие примечательно не столько тем, что состоялось воочию и без всяких виртуальных «заскоков», но и тем, что кроме основных завсегдатаев (комиссары Евросоюза по энергетике и европейской политике соседства и переговорам о расширении, министры энергетики США и Великобритании) были официальные представители 16 государств. ЮГК сумел объединить интересы даже Турции и Греции, хотя правительство эллинов хотело было выступить с демаршем.
Видимо, Баку обладает некоей высшей притягательностью, если здесь на самом высоком официальном уровне ладят русские с американцами, французы с британцами, китайцы с индусами, а теперь и турки с греками. И еще - на берегах Каспия появились подзабытые представители ведущих мировых кредитно-финансовых организаций: Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка, Азиатского банка развития, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций других международных финансовых учреждений.
Особо востребован
Азербайджан ввел в эксплуатацию Южный газовый коридор в конце минувшего года, открыв таким образом путь нашему газу в страны Старого Света, где на текущий момент четко стоит вопрос о диверсификации импортеров, и в этом смысле азербайджанские газ и нефть еще долгое время будут востребованы европейским рынком.
В то же время задачи диверсификации национальной экономики усиливают позиции ненефтяных отраслей, и с этой точки зрения масштабные подвижки в нефтегазовой сфере становятся важнейшим подспорьем в поступательном движении страны к целевым ориентирам. В контексте дальнейших перспектив ЮГК, безусловно, еще больше укрепил политические и экономические позиции нашей страны.
По мнению главы общественного объединения «Содействие экономическим инициативам» Азера Мехтиева, этот проект имеет для нашей страны ключевое значение.
«Завершение строительства и начало поставок каспийского газа посредством Южно-Кавказского трубопровода, проходящего по территории Азербайджана и Грузии, Трансанатолийского газопровода (TANAP) по территории Грузии, Турции и Трансадриатического газопровода (TAP) по территории Греции, Албании и Италии дает возможность нашей стране в полной мере использовать газовый потенциал. Отмечу, что летом прошлого года нефтяной картель ОПЕК поднял доказанные запасы азербайджанского газа с 1,2 трлн до 1,7 трлн кубометров. Несмотря на столь значительные объемы природного топлива, наша страна пока не дала старт работам на месторождении «Шахдениз» в рамках следующей стадии. Причина в том, что пока не решены полностью договоренности о строительстве новых трубопроводов.
Уже после одобрения со стороны партнеров строительство началось, а сегодня оно позволит разработке не только «Шахдениз», но и других перспективных месторождений в азербайджанском сегменте Каспийского моря. В результате мы сможем полностью использовать такие перспективные месторождения, как «Абшерон», «Карабах» и другие», - заметил экономист.
Касаясь целей и перспектив VII заседания министров в рамках Консультативного совета Южного газового коридора с учетом начала поставок азербайджанского газа в Европу под занавес декабря минувшего года через Трансадриатический трубопровод, экономист отметил, что прошедшие пять заседаний проходили на стадии реализации проекта.
Полный функционал
Последнее мероприятие отличается тем, что вся цепочка трубопроводов уже функционирует.
«Предыдущие заседания Консультативного совета проходили на стадии реализации проекта, а в ходе текущего мероприятия вся цепочка ЮГК уже действует. Ранее рассматривались протоколы о намерениях, строительстве новых соединительных трубопроводов, например, в направлении Хорватии, Румыния обсуждала пути продления трубопровода с Болгарией. Сейчас сообщается, что Македония тоже планирует присоединиться к ЮГК.
В ходе текущего заседания рассматриваются более конкретные вопросы, поскольку газотранспортный трубопровод уже готов. С учетом начала поставок рассматривались вопросы увеличения пропускной способности ЮГК. Мы знаем, что в рамках текущих договоренностей 6 млрд кубометров газа предусмотрено для поставок в Турцию и 10 млрд кубометров «голубого топлива» пойдет на рынки Европейского союза. Вполне возможно, что будет принято решение увеличить пропускную способность ЮГК с 16 млрд кубометров до 20-25 млрд кубометров. То есть почти на 10 млрд кубометров могут быть увеличены поставки газа в направлении Европы», - заметил он.
Конечно же, расширение пропускной способности этого трубопровода произойдет не завтра, поскольку на данный момент рассматриваются заявки со стороны компаний, работающих в рамках проекта.
«Полагаю, в дальнейшем будет принято решение о возможном расширении, поскольку все больше стран желает подключиться к сети газопроводов регионального значения. Отмечу, что это новый маршрут для стран Евросоюза. Как неоднократно отмечали европейские партнеры, он предусматривает не только новую газотранспортную сеть, но и новые источники углеводородов для европейского рынка.
Не исключаю, что в перспективе более пристально будет рассматриваться вопрос присоединения к этому трубопроводу и Туркменистана, поскольку мы знаем, что в последнее время Азербайджан активно развивает сотрудничество с этой страной, в частности достигнуто соглашение о совместной разработке месторождения «Достлуг». Полагаю, что двустороннее взаимодействие выйдет на новый уровень, и не исключено, что туркменский газ может пойти по Южному газовому коридору», - резюмировал он.
Мнение «против» - не в счет
Евросоюз заинтересован и готов обсуждать с Ашгабатом вопросы поставок туркменского газа на европейские рынки по Транскаспийскому маршруту. Однако Иран выступил против строительства каспийского газопровода, предложив использовать уже имеющуюся собственную инфраструктуру. Похожую позицию заняла и Россия. Здесь считают, что все крупные проекты на Каспийском море должны проходить тщательную и беспристрастную экологическую экспертизу с участием специалистов всех прикаспийских стран. Москва по примеру Тегерана выступила с инициативным предложением рассмотреть возможность подсоединения к TAP собственного газопровода «Турецкий поток».
Спрос на энергоносители в условиях продолжающегося глубокого экономического кризиса, безусловно, усиливает необходимость научно-технических исследований в связи с применением относительно менее затратных, но более эффективных и, как следствие, конкурентоспособных источников энергии. Ведь это также поможет последующему выявлению и экономическому обоснованию разработки новых перспективных месторождений углеводородов в рамках заключенных долговременных международных контрактов.
Как рассказал корреспонденту газеты «Каспiй» доктор философии по экономике UNEC Эльхан Джафаров, именно по этой причине инициированный Азербайджаном мегапроект, представляющий собой систему трубопроводов, по которой начались поставки азербайджанского газа, добытого в рамках Фазы 2 проекта разработки газоконденсатного месторождения «Шахдениз», в Турцию и страны Европейского союза, с самого начала получил высокую оценку и поддержку ЕС. Ведущие европейские финансовые структуры предоставили участникам проекта кредиты для его строительства и своевременного завершения.
«Поскольку пока единственным источником «голубого топлива» для ЮГК является азербайджанский газ с месторождения «Шахдениз», ЕС проводит политику по вовлечению в проект ЮГК новых перспективных участников», - сказал Э.Джафаров. Он также напомнил, что об этом было заявлено на традиционной ежегодной встрече министров энергетики стран-участниц проекта ЮГК от 15 февраля 2018 года, прошедшей в рамках заседания Консультационного совета для обсуждения хода работ, выполненных в рамках проекта, а также вопросов финансирования и дальнейшего расширения ЮГК.
Открытие газового месторождения «Шахдениз-2» в сочетании со стратегией ЕС по диверсификации природного газа положило начало новой фазе развития каспийской энергетики. Основная цель ЮГК как инициативы Европейской комиссии состоит в диверсификации источников поставок в Европу. Кроме того, это должно снизить энергетическую уязвимость ЕС и создать инфраструктуру, необходимую для транспортировки газа из Каспийского региона. Однако успешное развитие проекта зависит от стабильности на Южном Кавказе.
Учитывая, что общее потребление газа в Европе составляет около 500 млрд кубометров в год, можно утверждать, что ЮГК не является панацеей для «прожорливого» континента. Однако проект может оказать серьезное влияние на энергетическую безопасность Италии, Греции и Болгарии, что придаст дополнительный стимул для поддержания безопасности в регионе, считает ученый.
Вдобавок к этому помимо Греции и Италии ключевыми финансовыми участниками ЮГК являются европейские энергетические компании и межправительственные организации, такие как BP, SNAM, Fluxys, Enagas, Axpo и Европейский банк реконструкции и развития. Эти компании получают значительную выгоду от реализации проекта, поскольку он добавляет новые запасы к их ресурсным базам и диверсифицирует их энергетические портфели. А это значит, что эскалация конфликтов в регионе представляет угрозу для всех потенциальных европейских бенефициаров.
Очередь бенефициаров
Кроме того, мощность трубы может быть увеличена при появлении дополнительных источников природного газа - например, из Восточного Средиземноморья, Ирака и Ирана. За последнее десятилетие ЕС активизировал свои усилия по расширению ЮГК, стремясь привлечь газ из Туркменистана, поставляющего его только на рынки Китая и России. У Азербайджана есть все возможности для облегчения транзита туркменского газа в ЕС, так что защита этого коридора должна стать важным приоритетом для европейской энергетической безопасности.
«Целью внешней энергетической политики ЕС является создание прозрачного, безопасного и стабильного регионального энергетического рынка, который гарантирует энергетическую безопасность Евросоюза. Для этого ЕС должен принять меры и расширить свое дипломатическое участие в политической борьбе на Южном Кавказе. В этом отношении важность нефти и особенно газа в Каспийском бассейне имеет решающее значение для диверсификации импорта энергоносителей в ЕС. Это один из немногих регионов, где ЕС может еще больше диверсифицировать импорт газа», - заметил в беседе с нами доктор географических наук, профессор Чингиз Исмайлов.
Таким образом, Азербайджан создает уникальный формат сотрудничества между странами региона и Европейским союзом. Со времени обретения независимости Азербайджан на фоне отсутствия внутренних конфликтов, за счет продвижения политики мира и активного участия в международных миссиях смог создать прочную и стабильную экономику и политическую систему. Иными словами, пока Азербайджан заинтересован в доставке энергии на Запад путем поддержки транзитных проектов, ЕС вряд ли столкнется с какими-либо трудностями в регионе.
Чтобы понять общую картину, представленную Комиссией ЕС до глобального финансового кризиса и создания альтернативных энергетических маршрутов, необходимо отметить, что объемы и стоимость не являются единственными элементами, которые поставлены на карту в ЮГК. Проект важен с геополитической точки зрения, поскольку строительство транспортного коридора, проходящего через Южный Кавказ и соединяющего Европу с Азией, предполагает создание новых железных дорог, автомагистралей и трубопроводов, новых рабочих мест и транспортных предприятий. Да и обеспечение безопасности никто не отменял.
С экономической точки зрения, региональные страны получают возможность развития экономики и выхода на глобальные рынки за счет интеграции с мировой экономикой. В политическом плане суверенитет обеих сторон укрепляется, появляются новые маршруты поставок. Создание транзитных коридоров требует диверсифицированного доступа на международную арену, поскольку зависимость от единственного маршрута может привести к потенциальной блокаде со стороны экспортера.
Азербайджан поставляет газ на европейский рынок, укрепляя энергетическую безопасность Европы и не создавая дополнительной геополитической напряженности. К тому же у нашей страны имеется опыт продажи энергоносителей Европе посредством трубопровода «Баку-Тбилиси-Джейхан». Альтернативные поставки остаются значимыми благодаря созданию доступных и относительно легко осуществимых проектов при наличии необходимых инвестиций. В этом свете наша страна предстает самым надежным поставщиком и торговым партнером с четким пониманием спроса, предложения и маршрутов доставок.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать