• вторник, 19 Марта, 11:35
  • Baku Баку 8°C

Запад ни при чем

29 января 2021 | 12:36
Запад ни при чем

МНЕНИЕ
Как известно, на прошлой неделе в Москве и ряде крупных городов Российской Федерации прошли акции граждан в поддержку арестованного лидера российской оппозиции Алексея Навального. Они были не очень многочисленными и в основном завершились мирно, если не принимать во внимание отдельные столкновения протестующих с полицией и нацгвардией.
Своим мнением о происходящем в России с газетой «Каспiй» поделился российский политолог Павел Лузин.
- В чем, на ваш взгляд, основная причина протестных акций в России - они нацелены на поддержку Алексея Навального или против сложившегося положения в стране?
- На мой взгляд, российские граждане скорее выплескивали негативные эмоции и неуверенность, накопившиеся за карантинный год. Ситуация с Алексеем Навальным, а также его расследование по поводу «дворца Путина» стали здесь в большей степени триггерами выступлений, нежели их главным смыслом. Для многих участников это вообще первый подобный политический опыт. То есть выходили не только давние сторонники оппозиции, но и новые люди, чьи политические взгляды еще предстоит определить. И далеко не факт, что этих новых протестующих команда Алексея Навального сможет удержать на своей стороне.
- Судя по численности протестующих, их было не так много - около 100 тысяч по всей стране, значительно меньше, чем было в одной Москве во время митингов на Болотной. Означает ли это сохраняющуюся в народе поддержку Путина или недоверие оппозиции?
- Здесь важна не абсолютная численность, которая действительно невелика в масштабах страны, а относительная. Ее надо сравнивать с тем числом граждан, которое была способна выводить на митинги в свою поддержку власть за эти же последние 10 лет. Разумеется, речь идет именно о политических акциях, а не о подчеркнуто аполитичном «Бессмертном полке», например. И тут сравнение будет не в пользу Кремля. К тому же надо делать поправку на российскую политическую культуру, из которой каленым железом на протяжении всего ХХ века выжигалось всякое желание к массовому протесту.
Вообще, для ряда крупных городов, например, Иркутска, Екатеринбурга, Перми, Санкт-Петербурга, это были едва ли не самые многочисленные протестные акции за всю постсоветскую историю. При этом, безусловно, я бы избегал шапкозакидательских настроений в том духе, что общество забурлило, а власть Кремля зашаталась. Повторюсь, протест был в большей степени эмоциональным, отчасти этическим, нежели содержал в себе четкие политические требования. Приведу даже такой маленький, но говорящий о многом факт: протестные шествия в Екатеринбурге и Перми закончились не у зданий региональных властей, находившихся на пути протестующих в обоих городах, а у театров. Проще говоря, эти акции получились обращенными не к российской власти, а к некоей абстракции, символически превратились в карнавал, требующий сцены, а не противостояния с Кремлем.
- В последние дни много говорится и пишется о готовящейся в России «цветной революции» - протестные акции, дескать, только начало реализации этого плана…
- Революцию нельзя подготовить. Эта штука принципиально непредсказуемая. Даже большевики не ожидали крушения монархии в 1917 году. Так что никакого плана здесь нет и быть не может. Хотя российская власть давно убедила себя в том, что такой план не просто возможен, но где-то существует, и даже внесла борьбу с этим планом в свою военную доктрину еще в 2014 году.
- Кстати, как будут развиваться события в России - по белорусскому или украинскому сценарию? То есть завершатся ли свержением власти, как в Киеве, или протесты будут подавлены, как в Минске?
- Этого нельзя предсказать. Многое зависит от того, какова будет ситуация в экономике. Я пока исхожу из того, что нынешняя российская властная система может сохраниться после и даже за счет Владимира Путина вне зависимости от сроков и вариантов его ухода. Россия не султанат, не джамахирия и даже не олигархия, а система с высокой степенью институционализации, опирающаяся на массивную бюрократию и корпорации.
Кроме того, в стране происходит «великое переселение»: в 2011-2019 годах внутри России место жительства сменили почти 36 миллионов человек, и направления потока переселенцев очевидны - из малых населенных пунктов в крупные города, с востока страны в ее западные регионы. И пока крупные российские города были способны аккумулировать эту массу людей. Правда, мы еще не знаем итогов 2020 года, но понимаем, что наиболее пострадавшей от бессмысленных карантинов была как раз сфера услуг, в которой занято больше всего российских граждан. Так что если в нынешнем году восстановления этой сферы не произойдет, социальное напряжение может резко усилиться.
- Некоторые эксперты заявляют о расколе элит в России и появлении тех, кто не согласен более терпеть режим Путина после 2024 года. Насколько это соответствует действительности?
- Как такового раскола я не вижу. Но есть разрыв между поколениями - между условно «путинским» поколением, людьми 1950-х - начала 1960-х годов, и поколением конца 1960-х - 1970-х. Последние просто в силу биологических причин собираются оставаться во власти после Владимира Путина, в то время как его поколение в массе своей должно уйти вместе с ним. Тем не менее, это «путинское» поколение не горит желанием уходить, сохраняя принятие политических решений в своих руках и загружая «молодежь» исполнительской работой. Это может привести к конфликту, когда принятие решений перестанет поспевать за текущими процессами, которыми и занимается «молодежь».
- Насколько велика роль Запада в протестном движении в России и подготовке «цветной революции»?
- Роли Запада здесь никакой нет и быть не может. Во-первых, как я уже сказал, революцию принципиально невозможно организовать или даже предвидеть заранее. Она вызревает сама.
Во-вторых, у Запада нет ни организационных, ни интеллектуальных ресурсов, чтобы превратить российскую оппозицию в марионетку. Запад просто опасается непредсказуемости со стороны России и предпочитает держать руку на пульсе, морально поддерживая российских оппозиционеров и взаимодействуя с Кремлем там, где это возможно. При этом Запад исходит из мнения, что российская политическая система если и будет меняться в ближайшие годы, то скорее изнутри, нежели в результате действий оппозиции.
Роман ТЕМНИКОВ,
наш спецкор
Брно, Чехия
banner

Советуем почитать