• четверг, 28 Марта, 16:41

В метеорите нашли самые старые карбонаты в Солнечной системе

23 января 2021 | 16:28
В метеорите нашли самые старые карбонаты в Солнечной системе
Ученые обобщили результаты всех исследований метеорита Фленсбург. Оказалось, что в нем содержатся самые старые карбонаты во всей Солнечной системе. Статья опубликована в журнале Geochimica et Cosmochimica Acta.
В сентябре 2019 над побережьем Северного моря пролетел болид. Через день житель немецкого города Фленсбурга нашел на своем участке странный камень, покрытый черной коркой. Друзья посоветовали ему сообщить о находке в Международную метеорную организацию. Так к ученым попал осколок болида. На то, что камень — метеорит, указали космические радионуклиды в его составе. Его разделили на несколько частей, каждую из которых исследовали разными методами в лабораториях по всему миру. На это ушло больше двух лет.
До недавнего времени результаты этих исследований не были обобщены. Но о некоторых свойствах метеорита ученые уже сообщали. Например, оказалось, что он относится к углистым хондритам. Этот тип хондритов образовался дальше всего от Солнца. В них присутствуют вода или минералы, по которым можно сделать вывод о наличии воды в прошлом. Такие хондриты падают на Землю крайне редко (они составляют примерно пять процентов от всех хондритов).
Ученые из Германии, США, Франции, Швейцарии и других стран вместе опубликовали статью с подробным обзором характеристик метеорита. В публикацию вошли результаты всех исследований, его минералогический, химический и изотопный составы.
Авторы оценили возраст карбонатов в породе. Для этого потребовался сложный изотопный анализ: зерна карбонатов чрезвычайно малы, поэтому измерения проводились в диапазоне нескольких микрометров. Для анализа использовали изотоп 53Mn. Он накапливается в космических объектах и распадается до 53Cr. По отношению количества материнских и дочерних ядер можно определить возраст объекта, если речь идет о миллиардах лет. В случае с метеоритом Фленсбург это около четырех с половиной миллиардов. Установлено, что его астероид-родитель и карбонаты образовались всего через три миллиона лет после первого твердого тела в Солнечной системе.
Эти карбонаты на миллион лет старше, чем те, что содержатся в других типах углистых хондритов. Судя по изотопному составу, они возникли из горячей жидкости вскоре после образования родительского астероида. Это делает метеорит Фленсбург свидетельством существования небольших богатых водой объектов в ранней Солнечной системе. Возможно, именно такие метеориты доставили воду на Землю.
Nplus1.ru