• среда, 24 Апреля, 21:14
  • Baku Баку 23°C

Результативная встреча

15 января 2021 | 16:38
Результативная встреча

ЭКСКЛЮЗИВ
Итак, в Москве прошла первая после окончания второй Карабахской войны встреча глав Азербайджана и Армении при посредничестве президента России, по итогам которой был принят совместный документ и главы государств выступили с заявлениями перед прессой.
Свою оценку принятому заявлению и перспективам его реализации в эксклюзивном интервью газете «Каспiй» дала российский политолог, заместитель директора Института политических исследований Дарья Гревцова.
- Встреча глав трех государств - России, Азербайджана и Армении, инициированная Владимиром Путиным, прошла успешно. Во-первых, лидеры подтвердили приверженность соглашению от 10 ноября, что очень важно, поскольку в Армении есть политические силы, которые пытаются дискредитировать это соглашение, подорвать его, отказаться от него. Поэтому то, что армянский премьер подтвердил это соглашение несмотря на то, что он подвергается сильным нападкам оппозиционных сил, и не только в своей стране, можно считать важным результатом встречи.
Во-вторых, были обсуждены вопросы международной легитимности этой договоренности. То есть как были утверждены Минские соглашения по Украине Советом Безопасности ООН, точно так же соглашения по Нагорному Карабаху правильнее было бы утвердить СБ ООН, либо Минской группе ОБСЕ. Пока сделать это сложно из-за Франции, которая занимает жесткую проармянскую позицию и открыто выражает свое недовольство тем, что была отстранена от подготовки совместного заявления между Азербайджаном Арменией.
К тому же Париж очень неудовлетворен тем, что в этом документе черным по белому зафиксированы в большей мере военные победы Баку и военное поражение Еревана. Перед московской встречей Владимир Путин провел переговоры с президентом Франции Макроном. Мы пока не знаем результатов переговоров, но очевидно, что президент РФ рассказал лидерам Азербайджана и Армении об этом разговоре со своим французским коллегой.
В-третьих, главный результат, имеющий наиболее далекоидущие последствия, это решение о разблокировании коммуникаций. Речь идет о трех видах коммуникаций: дорога между Баку и Нахчыванской Автономной Республикой через территорию Армении и далее в Турцию. Данная дорога позволит мощным турецким экономическим ресурсам прийти в экономику Азербайджана, она же позволит России подключиться к железной дороге и получить таким образом прямое железнодорожное сообщение с Турцией через территорию Азербайджана.
Вторая дорога - из Армении в Россию через территорию Азербайджана, что позволит Еревану и Москве снизить зависимость от антироссийского проамериканского правительства Грузии. Это может привести к отрезвлению грузинского руководства и снижению его антироссийскости.
Третья коммуникация - между Нагорным Карабахом и основной частью Азербайджана, в частности с разных направлений в Ханкенди будут проведены дороги. Это позволит Баку реализовать третий этап интеграции Нагорного Карабаха. На первом этапе 40% территории было взято военным путем, на втором этапе 30% территории отошло Азербайджану политико-дипломатическим путем при посредничестве России. Ну а третий этап - это оставшиеся 30%, которые будут интегрированы в Азербайджан экономическим путем после разблокировки этих коммуникаций и после того как бизнесмены в Ханкенди и других городах Нагорного Карабаха будут спокойно ездить в Баку и заключать контракты, реализовывать свои проекты.
На совместном брифинге президенты Алиев и Путин весьма позитивно отозвались о переговорах, Пашинян же скорее недоволен ими, поскольку ему приходится продолжать делать уступки, а уступок в свою сторону он не видит. Переговоры также продемонстрировали очень хороший уровень взаимопонимания между российским и азербайджанским лидерами - Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым.
- В итоговом заявлении московского рандеву в основном говорится о разблокировании дорог, но нет ни слова о демаркации границы между Азербайджаном и Арменией. Почему?
- Я думаю, что в демаркации границ есть несколько разных вопросов. Вопросы демаркации рассматривались, но с точки зрения того, что осуществляется контроль над теми или иными территориями армянской и азербайджанской стороны. На местности довольно много споров, некоторые села разделены пополам, и большое значение имеет, кто контролирует центральную дорогу, которая проходит по селу и по которой осуществляется его разделение. Также имеет значение, кому отходят посевные сельскохозяйственные площади. Все эти важные вопросы наверняка рассматривались, но думаю, не в полном объеме, поскольку там настолько много технических деталей, что лидеры, наверное, не полностью могут быть в этой теме.
Я думаю, что решение было в том, чтобы поддержать работу существующего механизма по демаркации, которая проходит примерно по той линии, где стоят российские миротворцы. Этот механизм связан с конкретными российскими миротворцами, условно говоря, конкретными командирами, майорами, полковниками, которые находятся на местах и разбираются, например, где стоит хлев, где дом, которому принадлежит этот хлев, и с какими сельскохозяйственными площадями он связан. Этим, конечно, лидеры государства просто не могут заниматься в полной мере, но эта проблема есть, и решаться она будет с помощью технических комиссий на местах.
- Также в итоговом заявлении, несмотря на слова Пашиняна, нет ничего о продолжении обмена военнопленными и о статусе Нагорного Карабаха. Значит ли это, что для Путина и Алиева вопрос с военнопленными уже решен, а вопрос статуса не стоит на повестке дня?
- Я думаю, что оба вопроса до конца еще не решены. Но то, что не решен вопрос о передаче 62 армянских военных Армении, не значит, что он не будет решаться. Ереван хочет, чтобы Баку просто так передал этих военных в рамках общего обмена военнопленными. Азербайджан же хочет уступок со стороны Армении, поскольку Баку считает, что эти 62 человека не входят в общее число военнопленных, поскольку они не оказались в плену во время военных действий, а попали в плен уже после подписания мирного соглашения, поэтому являются не солдатами воюющей армии, а террористами, которые убивают и взрывают в уже мирное время.
Кроме того, Баку нужно, чтобы эти военные не просто так были переданы армянской стороне, а под железные гарантии Еревана, что никаких диверсионно-террористических актов со стороны армянских военных и полувоенных формирований или со стороны армянских националистов против Азербайджана впредь совершаться не будет.
Что касается статуса, очевидно, данный вопрос также будет рассматриваться, хотя, как заявил Президент Ильхам Алиев, Азербайджан без помощи извне, сам решил свою территориальную проблему, поэтому никакой речи о статусе не может быть: Карабах - историческая территория Азербайджана! Президент Ильхам Алиев отправил вопрос статуса на свалку истории.
Действительно, вопрос о статусе Нагорного Карабаха уже давно закрыт. Азербайджан по итогам 44-дневной войны победил. Но для внутриполитического потребления, чтобы снизить накал критики в свой адрес, Пашинян решил поднять этот вопрос в ходе московской встречи. Разумеется, исключительно для того, чтобы показать армянской аудитории, что он там на переговорах что-то поднимал. С практической точки зрения это не более чем колебание воздуха, подобные заявления нацелены на жителей Армении и предназначены «исключительно для внутреннего потребления».
Примечательно, что это понимает и сам Пашинян, и армянская элита, и армянское общество. Судя по тому, что митинги протестной оппозиции практически сошли на нет, армянское общество все-таки устало и не хочет новой войны. Сейчас идет осознание реалий и примирение с этими реалиями. Главная задача Армении - не мечтать о чужих территориях и строить свое будущее.
Предполагаю, что вопрос статуса будет решаться в той или иной степени в виде компромисса, но более близкого к азербайджанской позиции. Причем, вопрос будет решаться не одномоментно, а последует некий процесс постепенного перехода, так сказать, трансформации статуса Нагорного Карабаха в статус обычного региона Азербайджана с культурной автономией. Этот переход будет осуществляться параллельно с какими-то другими действиями - например, с выводом армянских войск.
- Каковы перспективы претворения в жизнь пунктов итогового заявления? Стоит ли ожидать противодействия со стороны Армении?
- Перспектива реализации заявления и различных его пунктов является очень серьезной, поскольку есть политическая воля для ее реализации, создана рабочая группа на очень высоком уровне - на уровне вице-премьеров, установлены конкретные сроки. Согласно документу, до 31 января Рабочая группа должна провести совещание, члены ее уже названы. Она включает в себя вице-премьеров трех правительств - России, Азербайджана и Армении.
До 31 марта Рабочая группа должна представить лидерам трех стран конкретные планы реализации инфраструктурных проектов по коммуникации, то есть карты строительства автодорог, финансовые ресурсы для этого строительства, названия строительных организаций, которые будут в этом участвовать, все необходимые меры безопасности, которые должны быть в этой связи приняты. Предполагается, что в апреле лидеры трех стран встретятся, чтобы утвердить план, представленный рабочей группой.
Будет или нет противодействие со стороны Еревана, пока неизвестно. Никол Пашинян ориентирован на то, чтобы такое противодействие не оказывать и пойти по пути разблокирования коммуникаций, надеясь, что это даст возможность вернуть экономический рост в Армении, а значит, вернуть ему личную популярность и помочь сохранить власть. С другой стороны, действующий премьер подвергается ожесточенной критике за свою позицию со стороны армянских радикалов, требующих, чтобы Никол Пашинян поставил ультиматум официальному Баку, а в частности, чтобы он не подписывал никаких документов на строительство коммуникаций, пока не будут переданы в руки Армении те 62 армянских военнопленных, которые задержаны за проведение диверсий на территории Азербайджана. Возможно, будут предъявлены и другие требования. В итоге если Пашинян будет свергнут армянскими националистами, Армения заблокирует выполнение этих договоренностей.
Не исключено, что нынешний премьер пойдет на уступки армянским радикалам. Но может случиться и так, что под давлением России Пашинян будет выполнять обязательства, принятые Арменией, и не будет блокировать строительство дорог.
Роман ТЕМНИКОВ,
наш спецкор
Брно, Чехия
banner

Советуем почитать