• пятница, 29 Марта, 13:24
  • Baku Баку 14°C

Тимур Вайнштейн: «Толерантность – это черта азербайджанского менталитета»

05 января 2021 | 16:19
Тимур Вайнштейн: «Толерантность – это черта азербайджанского менталитета»
Тимур Вайнштейн - известный теле- и кинопродюсер, участник и художественный руководитель команды КВН «Парни из Баку», генеральный продюсер телеканала НТВ и видеосервиса Premier рассказал «Москва-Баку» о своем детстве в Баку, семейных традициях и азербайджанском менталитете.
– Тимур, вы родились в Баку в интеллигентной семье. Ваши отец Леонид Вайнштейн и дедушка Моисей Вайнштейн — знаменитые композиторы, мама — Баяз Везирова, представительница азербайджанского дворянского рода Везировых, брат — Гарри Каспаров. Это известные факты вашей биографии. Вы уже давно живете в Москве. Остались ли у вас связи с Баку?
– Конечно! У меня остались друзья в Баку, я там жил практически 20 лет. У меня в Баку похоронены отец, бабушка и дедушка, близкий друг Анар Мамедханов. В Баку живут сейчас мои друзья по КВНу, родственники, я туда часто ездил до карантина и с нетерпением жду, когда смогу поехать вновь, потому что и дети мои, и жена любят город и всегда ждут, когда же мы снова туда поедем, к нашим друзьям.
– Какие у вас самые любимые места в городе?
– О, я долго вам могу о них рассказывать. Не буду говорить о тех местах, которые каждый человек назовет - Приморский бульвар, площадь Фонтанов. С точки зрения моей личной истории мне дорога, во-первых, моя школа №160, в которой я учился 10 лет. И сейчас я туда прихожу, чтобы увидеть еще тех учителей и директора Фаину Алекперову, которые работали в школе в мое время, – их осталось немного. Это очень трогательно - заходить в свою школу. Я часто вспоминаю то счастливое время, в детстве мы все были беззаботны.
Конечно, я не могу не сказать об улице Первомайской, где находилась наша коммунальная квартира, в которой я родился и жил до 6 лет, и отец мой там жил с рождения и до 1980 года, 35 лет. Помню, как в детстве мы ходили в баню «Фантазия» купаться два раза в неделю, это очень яркие воспоминания.
Очень теплые впечатления сохранились об улице Лейтенанта Шмидта, теперь — Рашида Бейбутова, там жил мой друг Анар. Оттуда мы шли гулять в парк 26 Бакинских комиссаров.
С годами для меня стало важным посещать могилы моих предков, ездить на кладбища - к отцу, дяде, дедушке и бабушке — на еврейское, на азербайджанское кладбище напротив издательства «Коммунист».
– Вы говорите на азербайджанском языке?
– Да, я знаю язык. Дети мои не говорят по-азербайджански, но очень хотят научиться. Честно признаюсь, мы и в Баку на русском говорили в семье, хотя у меня отец прекрасно знал азербайджанский — лучше, чем многие азербайджанцы. Есть и история об этом. Мой отец Леонид Моисеевич учился в Бакинской консерватории в классе Кара Караева вместе с его сыном Фараджем и Поладом Бюльбюльоглу. Как-то они вместе попали в милицию, и папа начал объяснять милиционеру на азербайджанском, что перед ним — сын Кара Караева, на что милиционер сказал, что папа обманывает его, что, мол, он сам и есть сын Караева, а Фарадж — Вайнштейн, потому что он говорил на русском. Папа разговаривал с серьезным азербайджанским акцентом, это всё влияние Первомайской улицы, которая представляет собой особый мир.
У моих детей в Баку есть друзья, это мне очень нравится, они все время на связи, переписываются, общаются по видео. Для детей это очень важно. У нас связи с Баку большие и очень приятные. Моя жена была послом чемпионата мира по художественной гимнастике в прошлом году, соревнования проходили в Баку. В этом году в апреле должен был состояться президентский турнир, но все перенесли.
– Вы религиозный человек?
– Скажу честно: я не очень религиозный человек, и семья не очень религиозная. Есть еще такой нюанс - по азербайджанским законам я еврей, а моя супруга Яна — еврейка по маме и мусульманка по отцу, потому что он татарин. У нас смешаны вероисповедания, но при этом мы ко всем религиям относимся с уважением и чтим традиции, отмечаем праздники, например Новруз байрамы. Моя мама обязательно на праздники на всю семью готовит стол, ставит свечи. Для мамы это важно, она сейчас со мной, в Москве, уже два года. Все мои друзья были мусульманами, и все эти законы я знаю.
– Баку в ваше время был толерантным городом?
– Да, у меня в классе было 40 с лишним человек разных национальностей, я даже не знал, каких именно. Может быть, уже в конце обучения это стало понятно, и для нас самих было удивлением. У меня есть товарищ, одноклассник, Рафаэль Коха. Недавно я встретил его в Москве и узнал, что сейчас он раввин в одной из синагог в Москве. Только в тот момент я понял, что он еврей.
У меня было пять друзей в школе: Женя Азриев — еврей, Тимур Фаталиев — азербайджанец, Гарик Петросян — армянин, Андрей Ерёмичев — русский и Рафик Коха — горский еврей. Совершенно разные люди. Никому и в голову не могло прийти разделять людей по национальностям. Баку — именно такой, удивительный, и я уверен, что все это сохранилось. Я знаю огромное количество людей не азербайджанской национальности, которым никто ничего в Баку не насаждает, они не хотят оттуда сбежать. Там есть и синагоги, и церкви, строятся новые храмы.
Азербайджан — страна мультикультурная, мультирелигиозная, и она всегда такой была. И на днях в США это подтвердили, назвав Азербайджан страной со свободой вероисповедания. Это правда. Надо смотреть по делам, а дела Азербайджана всегда были такими, я всегда спорю, если кто-то думает о стране иначе, и могу доказать на конкретных примерах, почему Азербайджан — толерантная страна. Это часть менталитета азербайджанцев.
Что касается менталитета Баку, я никогда не отделял его от других городов в плане свободы. Если кто-то говорил по-русски, никто ни у кого не спрашивал, почему ты говоришь по-русски, это всегда очень открытое общество. История, которая случилась сейчас — ее нужно по-другому рассматривать, не как вопрос толерантности. Я был в Карабахе до всех событий, мы выступали в январе 1993 года с «Парнями из Баку». Поеду туда снова. Мама моя и вся ее семья родом из Карабаха. Недалеко от Физули находилось наше родовое поместье.
Надеюсь, у нас будет много культурных проектов с Азербайджаном. Сейчас главная цель — победить вирус! Я прошел, к сожалению, эту болезнь, сильно болел, поэтому желаю всем делать все возможное, чтобы быть здоровым!
Хочу поздравить наших читателей с Новым годом! 2020 год, конечно, был тяжелый, но для Азербайджана он был очень хорошим! Меня часто спрашивают о Баку, и я говорю, что город цветет, играет разными красками, в него всегда приятно приезжать. Я хочу пожелать, чтобы в ближайшие годы мы могли так же говорить о цветущих Физули, Агдаме, Лачине, Ханкенди, Шуше и приезжать, рассказывать о них, приглашать туда! Я уверен, что это произойдет! Конечно же, всем желаю крепкого здоровья! Надо себя беречь.
banner

Советуем почитать