• четверг, 28 Марта, 20:54
  • Baku Баку 13°C

Пора одуматься

05 января 2021 | 13:31
Пора одуматься

ПОЛИТИКА
Премьер-министр Армении Никол Пашинян, не имея возможности говорить с народом напрямую, решил опубликовать на своем официальном сайте статью о причинах и итогах второй войны в Карабахе. Однако ничего нового предложить своему электорату он не смог, ибо эта статья по большей части повторила озвученные им ранее тезисы о том, что еще с 90-х гг. прошлого века на карабахском треке для его страны складывалась неблагоприятная ситуация, и прежние власти не смогли изменить негативные тенденции. Иными словами, получается, что, начиная с 1995 года, логика переговоров вокруг Карабаха сводилась к возврату территорий Азербайджану.
Более того, со стороны официального Баку ни о каких уступках не было и речи, а российские предложения предусматривали возврат 5+2 районов, возвращение беженцев и размещение российских миротворцев. Что касается непосредственно статуса так называемой «НКР», то пакет предложений никак не затрагивал этот вопрос.
Фактически Пашинян и в причинах, и в итогах войны обвинил Россию.
На статью Пашиняна жестко отреагировали российские медиа и экспертные круги.
Москва лишь ограничила ущерб своим интересам
Исчерпывающий ответ армянской стороне дал директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин, комментируя итоги второй Карабахской войны воскресной аналитической программе «С Грайром Тамразяном».
Отметим, что то была война, о которой говорят военные эксперты и аналитики, как о новом видении современного ведения войны. Они даже советуют своим правительствам перевооружаться, учитывая опыт карабахского принуждения к миру.
Так вот, отвечая на вопрос ведущего, почему Россия допустила такую катастрофу на Кавказе (ведь раньше, скажем 5-10 лет назад, это было бы немыслимо), российский эксперт ответил буквально следующее: «Но это означало бы вступление в войну с Азербайджаном и в перспективе, возможно, также с Турцией, что не соответствовало бы российским национальным интересам...». Тем самым российским национальным интересам, о которых почему-то забывает армянская сторона.
Нельзя забывать того, что российское руководство сразу же после начала войны попыталось остановить ее, попыталось добиться соглашения о прекращении огня. И министр иностранных дел Лавров приложил много усилий для того, чтобы армянские и азербайджанские коллеги в Москве согласились на перемирие, которое не продержалось и пару часов. Для России тогда это стало холодным душем и вопросом международного имиджа.
Большинство в Армении, впрочем, и за пределами этой страны были уверены в том, что их «непобедимые» войска, как и четверть века назад, будут упорно и умело оборонять территорию. Они также уповали на то, что рельеф местности и расположение армянских сил на начало войны дадут Армении возможность очень эффективно обороняться от нашей армии. Но этого не произошло по банальной причине - из-за недостаточного оснащения армянских вооруженных сил военной техникой, недостаточной боевой подготовки и плохого командования со стороны армянского генерального штаба и верховного главнокомандующего. То есть мы имеем дело с разгромленным мифотворчеством, которому мировое армянство отдавало предпочтение во все время государственной независимости «страны от моря до моря».
Да и Россия, которая с точки зрения международного права всегда рассматривала весь Карабах как часть Азербайджана, считала, что статус бывшей НКАО должен был быть определен в ходе переговоров, которые стали бы возможными после передачи Баку семи оккупированных районов. Но есть ли теперь надобность в статусе?
Предупреждение реваншистам
Поражение часто в истории становится фундаментом развития, в то время, как победа ведет к расслабленности. Например, номинальная победа армян по итогам майских договоренностей 1994 года привела к определенной расслабленности. И за нее в дальнейшем пришлось заплатить, в то время как временное поражение Азербайджана в той же самой войне стало фундаментом для укрепления, прежде всего, военной мощи страны, которая стала решающим фактором, который привел нашу страну к победе.
Однако дальнейшие реваншистские устремления капитулировавшей Армении приведут ее лишь к катастрофе - утверждать это позволяет в первую очередь напряженная внутриполитическая ситуация, и тут проблема не в том, должен ли оставаться Пашинян на посту премьер-министра. Вопрос в том, а что дальше. Ведь в соседней стране по определению нет никакого объединения людей, готовых взять на себя лидерство и начать трудный процесс восстановления после сокрушительного поражения в этой войне. Есть много эмоций, но нет трезвого и серьезного настроя.
Нет также тех, кто, стиснув зубы, признал бы, что та модель власти, которая существовала до 2018 года, оказалась дискредитированной и, в конце концов, сброшенной народом Армении, а та модель власти, которая была установлена после 2018 года, также оказалась неспособной предотвратить национальную катастрофу в стране. И пока нет тех людей, которые будут определять стратегию Еревана в будущем и пытаться смотреть на это соглашение, как на открывающиеся возможности, в том числе в том, что касается различных коммуникаций и экономических связей с Баку и Анкарой, условные дашнаки будут терпеть одно поражение за другим.
После войны победитель - Азербайджан говорит о том, что статус бывшей НКАО не подлежит каким-либо переговорам, так как от нее осталась десятая часть. Да и нахождение российских миротворцев в Карабахе снимает вопрос о возобновлении военных действий, в этом смысле Москва сумела ограничить ущерб своим интересам безопасности. Да, она не выиграла, но и не проиграла, сохранив свое влияние в регионе, даже несмотря на тот факт, что армянские союзники потерпели внушительное поражение. Как ей это удалось? Исключив карабахские дела из тех случаев, в которых Россия обязывалась прийти на помощь Армении...
Вот и получается, что отныне Россия – единственная гарантия того, чтобы война не выплеснулась на территорию самой Армении, и соответственно трехсторонняя договоренность предотвратила развитие событий в направлении возможного прямого конфликта России и Турции - члена НАТО.
Азербайджан и без военных действий изначально находился в выгодном положении, так как был на голову выше противостоящему оккупанту. Но после того, как была взята Шуша, мы и вовсе могли бы двинуться в направлении Ханкенди без каких-либо препятствий. И, в конце концов, нахождение любых граждан армянской национальности на территории Карабаха могло бы стать невозможным в течение нескольких дней.
Но наша армия вовремя остановилась, получив для себя гораздо больше плюсов в виде сухопутного коридора в Нахчыван, а оттуда - в Турцию. Россия вынуждена была с этим согласиться, но поставила условие, что этот коридор будет находиться под российским контролем.
Но в соглашении от 10 ноября говорится и о более широких перспективах возобновления торгово-экономических отношений в регионе при условии отказа от реваншистских настроений, а потому, стало быть, Армении пора уже одуматься.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать