• пятница, 26 Апреля, 10:21
  • Baku Баку 12°C

Намик Абдуллаев: «Я сдержал слово, которое дал Гейдару Алиеву. И поэтому хотел бы вернуться в Сидней»

02 января 2021 | 14:13
Намик Абдуллаев: «Я сдержал слово, которое дал Гейдару Алиеву. И поэтому хотел бы вернуться в Сидней»
4 января исполняется 50 лет одному из самых известных азербайджанских спортсменов – Намику Абдуллаеву. Azerisport.com взял интервью у олимпийского чемпиона, трехкратного чемпиона Европы по вольной борьбе, который вот уже три месяца возглавляет сборную Азербайджана.
Очень сложно дать оценку 2020 года, так как вы возглавили сборную Азербайджана по вольной борьбе в начале октября и провели лишь один турнир. Но, все же, как бы вы оценили прошедший год, ставший важным для Азербайджана?
Год стал радостным для Азербайджана, так как 30 лет мы ждали освобождения оккупированных земель. Выражаю соболезнования всем семьям шехидов, желаю здоровья раненым офицерам и солдатам, которые сделали все ради этой победы страны. Все эти годы мы, спортсмены, чувствовали, как некоторые иностранцы на международных стартах, хоть и не в лицо, а за спиной говорили об оккупированных землях, о нашей стране. И гордимся, что за 44 дня Азербайджан освободил свои территории. А со спортивной точки зрения, конечно же, многое не удалось осуществить из-за карантина, и даже пришлось перенести Летнюю Олимпиаду-2020.
Интересно, что этот перенос невольно стал выгодным для вас, так как вы получили шанс подготовить «милли» к Олимпиаде в Токио. Стоит отметить и то, что вы, как олимпийский чемпион очень хорошо понимаете, какая тяжелая вам досталась ноша…
Вы хорошо отметили этот момент. Когда мне доверили этот пост, я отметил, что это и радостный момент, и ответственная работа. После Олимпиады в Рио многие известные борцы сборной завершили или намерены завершить карьеру. Напомню, что после моего ухода со спорта в 2009 году НОК, министерство молодежи и спорта и национальная федерация борьбы доверили мне пост вице-президента, отвечающего за развитие юношей. В конце того года президент страны Ильхам Алиев отметил, что очень важно уделить внимание юношескому спорту.
Торжественные проводы тогда прошли на Золотом гран-при, посвященном памяти общенационального лидера Гейдара Алиева. Тогда президент Всемирной федерации борьбы Рафаэль Мартинетти наградил меня медалью, оценив не только мою карьеру, но и работу в национальной федерации, а также внимание руководства страны к борьбе. Мне было приятно завершить карьеру на том турнире, где встречались сборные Азербайджана и США.
11 лет, можно сказать, вы скорее были теоретиком, отвечая за юношей в некоторых весах, а теперь уже отвечаете за «милли».
За эти годы я также отвечал за два легких веса в сборной Азербайджана. При мне в национальной команде были такие известные борцы, как Намик Севдимов, Махмуд Магомедов, Яшар Алиев, Тогрул Аскеров.
И как вам работается в качестве главного тренера? Скажем по-другому, что лучше – самому бороться или же сидеть, наставляя со стороны?
И там, и тут трудно. Мне кажется, сборной полегче, когда ее тренирует чемпион Олимпиады или же чемпион Европы и мира. Ясно, что любой шаг этого специалиста будет под вниманием, а он сам будет под большим давлением. Будут анализировать, как он выступал на ковре, а как работает вне ковра, как тренер. За все 11 лет, что прошли с завершения карьеру, отчетливо видел, как трудно нашим тренерам. Да и когда сам выступал, был ближе к тренерскому штабу, так как был капитаном сборной. Если считать в плане ответственности, то работа тренера сложнее.
Ваш дебют состоялся в декабре на личном Кубке мира в Белграде. Мне кажется, вы более эмоционально выглядели на ковре, когда сами боролись, чем сейчас, на тренерском посту. Может. это было связано с дебютом, или маской, которая сильно мешала, или же эмоционального Намика Абдуллаева мы увидим позднее…
Мой характер таков, что я не эмоциональный. Не люблю кричать рядом с ковром. Все свои наставления борцам высказываю перед схваткой, и не люблю кричать во время нее. Борец может понять советы, высказанные спокойным тоном. Я наблюдал за своими коллегами, многие из которых не любят кричать. Посмотрите на того же Дзамболата Тедеева, который столько лет работает в сборной России. Он передает свои слова спокойно, хотя случалось, что был недоволен рефери, кричал на него, получив красную карточку. Тут и другой момент есть. Можно подсказать азербайджанцу на своем, а как это сделаешь другим борцам «милли» на русском, если многие конкуренты и их тренеры знают этот язык.
Сейчас у «милли» есть некоторые проблемы, так как известные борцы, как Джабраил Гасанов, Тогрул Аскеров и Агагусейн Мустафаев, близки к завершению карьеры. Что происходит?
Агагусейн перешел на тренерскую работу в сборной по пляжной борьбе. Джабраил тренировался с командой, но из-за травмы остановил подготовку. Тогрул тоже из-за травмы прерывал свою подготовку в сборной команде.
Если судить о проблемах, то они начались во время пандемии, когда границы закрылись из-за карантина. Некоторые борцы остались в России, а остальные тренировались в Баку под руководством Арифа Абдуллаева. Этой темы коснулись и некоторые журналисты. Нужно понять, насколько трудно было готовиться нашим борцам во время карантина. Ведь в какой-то момент нельзя было тренироваться в закрытых помещениях. Посмотрите на другие страны. В России, к примеру, провели свой чемпионат страны, выезжали на международные турниры. Готовились и другие сборные, Турции, Ирана, США. У нас же провести свои турниры было невозможно из-за запрета в связи с карантином. Лишь некоторые наши борцы смогли выступить на международном турнире в Москве, а ближе к Кубку мира «милли» выехала на сбор в Турцию.
Еще одной проблемой стало то, что из-за карантина впервые невозможно провести чемпионат страны, где традиционно отбирались кандидаты в сборную на следующий год.
В начале года планируем начать сбор, на котором будем работаем с теми, кто был лучшим на последнем чемпионате страны, включая лидеров «милли» и лучших борцов молодежной команды. Если будут открыты дороги, то сборная соберется вместе. Тренироваться с разными составами в разных городах очень трудно, не тот эффект. Для лицензионных турниров, основная подготовка будет вестись на 3 веса: 57 кг, 61 кг и 74 кг. Понятно, что без внимания и поддержки СМИ ни один вид спорта не может обойтись. Очень надеюсь, что не будет двойных стандартов, и спортивные журналисты правильно оценят выступление команды на КМ в Сербии, где сборная по вольной борьбе, кстати, заняла третье место.
Кстати, о Белграде. Много было тревожного ожидания по поводу схваток между азербайджанскими и армянскими борцами на КМ, но обошлось без эксцессов. Понятно, что на следующих крупных соревнованиях надо быть вдвойне внимательными, так как, помимо борцов Армении, страны, проигравшей войну за Карабах, против наших спортсменов могут выйти обозленными и представители других стран, поддерживавших оккупанта и не принимающих нашу победу. Какие шаги вы намерены предпринять?
Федерация борьбы, тренерский штаб всегда готовили спортсменов с психологической стороны, после чего сами атлеты понимали ответственность таких схваток. На двух лицензионных турнирах таких моментов сложно будет избежать, так как лицензии на Олимпиаду можно завоевать лишь с выходом в финал. Наши борцы должны быть готовыми ко всему, чтобы победить.
4 января вам исполняется 50 лет. Пользуясь случаем, хочу спросить вас о прошлом, понимая, что сложно будет вспомнить что-то новое о вашей карьере. Ведь о ваших громких победах и поражениях известно почти все. Но хочется узнать о двух важных моментах вашей карьеры, о которых вы наверняка больше всего вспоминаете. На мой взгляд, удачный момент – победный финал Олимпиады-2020, а неудачый – финал Олимпиады-1996. Не сомневаюсь, что вы можете рассказать о каждой секунде этих встреч…
Конечно, в первую очередь вспоминаю несправедливость, с которой я столкнулся в финале Олимпиады-1996, когда меня засудили в схватке с Валентином Йордановым. Протест тогда просто не приняли. В ином случае, было бы другое решение. Это было болезненное решение. Я помню, как сборную Азербайджана на первую в истории Олимпиаду проводил президент страны Гейдар Алиев. Я всегда говорю, что Назим Гусейнов является первым олимпийским чемпионом в истории Азербайджана, но тогда команда называлась СНГ. А в Атланте в 1996 году была наша первая Олимпиада. И жаль, что я не смог выиграть золото.
Будь у вас возможность вернуться назад, какой день выбрали бы – финал Атланты-96 с Йордановым или победная встреча Сиднея-2000 с Хэнсоном?
Интересный вопрос. Было бы интересно вернуться, но тут есть один фактор. После Олимпиады-1996 команду принял Гейдар Алиев, и объявил, что для страны мое серебро является золотом, и этот результат будет награжден, как олимпийская победа. И там же я дал слово главе государства, что сделаю все ради победы на следующей Олимпиаде. И сдержал свое слово! И поэтому я хотел бы вернуться в Сидней. В том же фильме, который посвящен моей карьере, многие специалисты говорили о том, что считают меня двукратным олимпийским чемпионом.
Не сомневаюсь, что теперь у вас остается одна мечта – выиграть олимпийское золото в качестве главного тренера сборной.
Конечно, каждый спортсмен мечтает добиться пика в спортивной карьере. У меня есть хороший шанс добиться успеха в Токио. Тем более, посмотрите на нашу команду-тренеров: я, как олимпийский чемпион, чемпион мира Ариф Абдуллаев и чемпион Европы Залимхан Гусейнов. И конечно, мы хотим завоевать золото Олимпиады в Токио!
banner

Советуем почитать