• пятница, 29 Марта, 14:31
  • Baku Баку 14°C

«Увидеть» COVID-19 и не умереть: на что больше всего жалуются пациенты в Азербайджане? (Фото–Видео)

22 декабря 2020 | 16:02
«Увидеть» COVID-19 и не умереть: на что больше всего жалуются пациенты в Азербайджане?  (Фото–Видео)
Азербайджан, как и весь мир, проживает вторую, не менее агрессивную, волну коронавирусной инфекции.
Последние несколько недель в стране ежедневно регистрируются более 3-4 тысяч новых случаев заражения.
На данный момент болеет свыше 58 тысяч человек, с начала пандемии скончалось более 2 тысяч жителей Азербайджана. Наибольший удар приходится на Баку, как на самый крупный город.
Если поначалу многие сомневались в масштабах заболевания, то сегодня знакомые, переболевшие COVID-19, найдутся практически у каждого. Немало и трагических историй, когда людей не смогли спасти.
В социальных сетях ежедневно множатся истории о том, как родного человека не смогли вовремя поместить в больницу, что несколько дней не могут дождаться скорую помощь, что врачи прописывают совершенно противоречивые рецепты заочно, не посещая своего пациента.
По соцсетям «гуляют» рецепты от COVID-19 для тех, кто лечится на дому, и почти во всех присутствуют антибиотики, несмотря на то, что ВОЗ признала, что антибиотики не помогают при лечении коронавируса, как не помогают и при других вирусных заболеваниях, если только речь не идет о лечении осложнений.
Несмотря на наличие протоколов действия при пандемии, жители Баку, столкнувшись с проблемой, как правило, вынуждены решать ее с помощью знакомых врачей, личных связей в медицинской среде и зачастую – потратив немалые средства. Люди жалуются на то, что врачи из поликлиник не приходят в дома, где есть пациенты с коронавирусом, а частная услуга медсестры за установку капельницы на дому выросла за последние месяцы в три раза.
Отдельная категория людей, оказавшихся в непростой ситуации, заболев COVID-19 – это люди, живущие одни. Так, получив позитивный ответ на тест, у человека автоматически блокируется номер удостоверения личности для получения СМС-разрешения на выход из дома. При этом ни врач из поликлиники, ни скорая домой не выезжают. Выйдя же на улицу без разрешения, человек становится нарушителем карантинных правил, ему грозит серьезный штраф. Как быть в такой ситуации – остается проблемой заболевшего.

В декабре историей своей болезни поделилась в Фейсбуке известный азербайджанский художник, глава Общественного объединения Həyata Ümid Милена Набиева. Она рассказывала о каждом дне своего лечения, делившись с друзьями списком лекарств, которые принимала, и рассказывала, как меняется ее самочувствие.
К счастью, сегодня Милена Набиева уже идет на поправку. В интервью 1news.az она поделилась своим беспокойством по поводу ситуации, в которую попадают люди, столкнувшись с COVID-19. Возмущение художника вызывает то, что приходится задействовать связи и тратить деньги, чтобы добиться внимания к себе и должного лечения.
«Так быть не должно! Я всегда была на стороне справедливости и, столкнувшись с этой проблемой, могу сказать, что справедливости по отношению к болеющим недостаточно», - считает Милена Набиева.
Как рассказывает художник, она перенесла COVID-19 относительно легко, как обычный грипп. Чтобы понять, чем лечиться, она обратилась к трем разным врачам, один из которых был работником поликлиники. Все трое выписали разные рецепты, раскритиковав предыдущий список. При этом один из рецептов по сумме достигал аж 700 манатов. И это только на одного человека, не включая оплаты нескольких капельниц, каждая из которых обошлась в 35 манатов плюс обеспечение медсестры транспортом (что стало требованием сегодняшнего дня).
«Получается, что вылечиться от этой болезни можно лишь в том случае, если хватит средств», - сказала Милена Набиева.
«Как же так? Как быть тем, у кого нет средств платить за немалый пакет лекарств, за вызов скорой помощи, за услуги медсестры, за госпитализацию? А если при этом заболели несколько членов одной семьи…» - задается вопросом художник, которая уже много лет ведет благотворительный проект и не понаслышке знает о проблемах малоимущих семей.
Самой художнице услуги скорой помощи и госпитализация не понадобились, но со слов многих своих друзей и знакомых, болеющих COVID-19, она сказала, что добиться приезда скорой помощи и размещения в больнице удается лишь благодаря знакомствам или деньгам.
Ответственность за различные сферы медицинской деятельности делят между собой Министерство здравоохранения Азербайджана и Объединение по управлению медицинскими территориальными подразделениями (TƏBİB).
В ведении TƏBİB находится процесс лечения пациентов в больницах. За лечение больных COVID-19 на дому, а также за службу скорой помощи отвечает Министерство здравоохранения.
В ответ на запрос 1news.az обе службы отметили, что все проблемы вызваны большим ежедневным приростом новых зараженных.
Согласно медицинским протоколам действия, при заболевании COVID-19 или подозрении на него следует в первую очередь обратиться в поликлинику по месту прописки. В случае, если заболевание протекает в легкой форме, необходимо поддерживать связь с лечащим врачом, который дистанционно будет корректировать лечение, сказали в пресс-службе Минздрава. Если же состояние пациента становится тяжелым и требует госпитализации, то следует обратиться в скорую помощь для госпитализации.
Что касается установления капельницы пациентам с COVID-19 в домашних условиях и других медицинских процедур, то Минздрав еще в июле отмечал, что это строго запрещено, поскольку не соответствует правилам эпидемиологического контроля.
Заведующая отделом Центра общественного здравоохранения и реформ Министерства здравоохранения Сабина Бабазаде тогда отмечала, что, согласно правилам, врач из поликлиники поддерживает связь с пациентом. Если заболевание протекает в легкой форме, то пациенту выписываются витамины С, Е, D3, магний, селен и парацетамол. Эти препараты для поддержания иммунитета выдаются больным бесплатно со стороны государства, но должны быть обязательно назначены врачом. В случаях осложнения течения болезни следует обратиться в скорую помощь для госпитализации.
На днях Сабина Бабазаде прокомментировала слухи о прекращении выдачи бесплатных лекарств тем, кто лечится на дому. Она уточнила, что Минздрав никогда не раздавал пациентам на дому весь пакет препаратов, используемых для лечения COVID-19, а лишь комплекс витаминов и жаропонижающие. Этот базовый набор препаратов продолжают выдавать людям с легкими симптомами COVID-19, которые лечатся дома, но лишь на первоначальном этапе.
«Не следует заниматься самолечением, не проконсультировавшись с врачом. Витамины даются лишь для того, чтобы усилить иммунитет», - сказала она.
Что же делать людям, которые лечились дома, но их состояние ухудшилось? Заочное лечение в таких случаях участковый врач не прописывает, капельницы ставить дома запрещено, самолечением заниматься тоже не рекомендуется, но дождаться приезда скорой и госпитализации практически невозможно.
По словам людей, столкнувшихся с подобной проблемой, - это своего рода замкнутый круг...
Как отметили в TƏBİB, проблем с лечение пациентов с COVID-19 в больницах на данный момент нет. Протоколы лечения основываются на рекомендациях ВОЗ. Однако, что касается проблем в процессе госпитализации, то это связано с растущим числом пациентов с тяжелыми симптомами, отметили в организации.
«Система здравоохранения перегружена. По мере освобождения мест в больнице привозят новых пациентов», - сказали 1news.az в пресс-службе TƏBİB, отметив, что все заявления о фактах коррупции со стороны медработников расследуются.
По вопросам работы скорой помощи там попросили обратиться в Минздрав, поскольку работа скорой помощи в период пандемии также перешла под контроль министерства.
Заместитель главврача Бакинской скорой медицинской помощи Нурида Фарзалиева рассказала 1news.az о сложностях, с которыми сталкиваются в разгар пандемии врачи неотложки.
По ее словам, если раньше на номер городской скорой помощи «103» в день поступало порядка 3-4 тысяч звонков, из которых около 1500 случаев требовали выезда врачей, то сейчас в день поступает более 10 тысяч звонков, а число выездов скорой помощи превышает 2500 в день.
«Во многом такое количество звонков связано с тем, что население путает функции поликлиник и скорой помощи. Мы неоднократно отмечали, что легкими случаями заболевания занимается поликлиника, включая раздачу базовых комплектов лекарственных препаратов, а также наблюдение за состоянием пациентов. Однако люди, как правило, по всем вопросам, относящимся к COVID-19, обращаются в скорую помощь. Такое обилие звонков естественным образом приводит к тому, что телефонные линии постоянно заняты», - сказала она.
Что касается жалоб со стороны пациентов на невозможность госпитализации, то, по словам Нуриды Фарзалиевой, больницы для COVID-19 заполнены по максимуму, и порой бригады скорой помощи в течение многих часов остаются в приемной больниц, ожидая освобождения койко-мест.
«Обычно в течение дня от 200 до 300 пациентов с COVID-19 помещаются в больницы, около 50-60 человек, как правило, не получается разместить, и нам приходится возвращать их по месту жительства. Мы ведем учет, ждем, как только в больнице освобождается место, направляем по адресу бригаду и госпитализируем больного», - сказала она.
Также Нурида Фарзалиева не исключила того факта, что многие жалобы со стороны населения на высокую стоимость скорой помощи могут быть связаны с тем, что любая скорая помощь ассоциируется у людей с государственной службой. Однако при каждой частной больнице действует своя служба неотложки, которая, безусловно, оказывает услуги на платной основе.
Нурида Фарзалиева заверила, что весь персонал государственной службы скорой помощи находится под постоянным контролем, а среди госпитализированных пациентов регулярно проводится опрос, и на данный момент серьезных случаев коррупции зафиксировано не было. Все случаи расследуются.
Во вторник, 22 декабря, в TƏBİB также отреагировали на критику и жалобы граждан в свой адрес. Сотрудница отдела по связям с общественностью TƏBİB Эльнара Бахыш на своей странице в Facebook написала развернутый пост по этой теме.
«В эти дни звучат жалобы на взяточничество при размещении инфицированных в больницы. При наличии таких фактов необходимо сообщить об этом, позвонив на специально выделенный для этого телефонный номер 051 513 15 42 или написать по адресу [email protected].
Такие случаи возможны, здесь есть человеческий фактор. В стране действуют сотни медицинских учреждений, тысячи медицинских работников. Мы не имеем физических возможностей осуществлять контроль над всеми и поэтому просим вашей помощи. Все обоснованные факты собираются и направляются для расследования в правоохранительные органы», - отметила Э.Бахыш.
По ее словам, в некоторых случаях озвучиваются обвинения, не относящиеся к деятельности TƏBİB: «Мы не контролируем рынок лекарств. TƏBİB не является структурой, ответственной за деятельность аптек. Лицензии на осуществление деятельности аптек выдаются Министерством экономики, а цены на лекарства контролируются Тарифным советом».
Коснувшись вопроса дорогих цен на тесты, Э.Бахыш отметила, что государство проводит все тесты бесплатно. Согласно критериям ВОЗ, ежедневно бесплатно берется до 20 тысяч тестов. Они проводятся в поликлиниках по месту жительства и посредством службы скорой помощи: «Никто не имеет права требовать с вас деньги. В противном случае вы можете обратиться с жалобой в Минздрав (по городу Баку) или в TƏBİB (по регионам). Но мы не контролируем цены в частных клиниках».
Отвечая на вопрос о том, почему тесты берутся не у всех, Э.Бахыш отметила, что сегодня в стране имеется достаточный запас тестов. Однако одновременно брать тесты у каждого физически невозможно. Речь идет не только о взятии теста, а о нескольких процессах: «Мазок может быть взят в течение 5 секунд, но на то чтобы получить результат теста, требуется 8-10 часов. Кроме того, если у каждого брать тесты, то получение результатов у людей с симптомами может задержаться на несколько дней».
По ее словам, есть вопросы, касающиеся причин ужесточения карантина: «TƏBİB напрямую не принимает каких-то решений. Решение по карантинному режиму, по рекомендации ВОЗ, принимается Оперативным штабом при Кабинете министров».
«Нас спрашивают, если человек заразился коронавирусом, и ему надо купить лекарства и продукты, но он не может выйти из дома. Как это сделать?» Да, выходить коронавирусным больны из дома опасно. Но к сожалению, у нас нет такой социальной службы. Мы не можем доставлять больным на дом лекарства или продукты. У врачей и без того много работы, разве возможно, чтобы они оказывали еще и социальные услуги?»
Она также отметила, что часто задают вопрос о том, почему TƏBİB не контролирует высокую плотность пассажиров в автобусах, или что TƏBİB предлагает в связи с высоким размером штрафов: «TƏBİB никого не штрафует за отсутствие масок. Мы рекомендуем и просим носить маски ради вашего здоровья. Но решения не принимаем и не осуществляем контроль».
Суммируя все сказанное, можно сделать вывод, что в период пандемии система здравоохранения страны работает на пределе возможностей. Несмотря на строительство большого числа модульных больниц и увеличения числа коек в стране, дальнейшее увеличение ресурсов упирается в естественные преграды, такие как, например, количество врачей.
Поэтому следует приложить максимум усилий, чтобы минизировать риск заболевания. А это значит, что необходимо по возможности соблюдать все требования социального дистанцирования и личной гигиены. Только так, следуя всем соответствующим предписаниям, мы можем снизить нагрузку на здравоохранение и сократить количество инфицированных.
banner

Советуем почитать