• пятница, 29 Марта, 13:43
  • Baku Баку 14°C

Али бек Гусейнзаде

12 июля 2014 | 13:52
Али бек Гусейнзаде

Али бек Гусейнзаде - исключительная личность по своему диапазону, охватившему все мировые языки, в целом науку и каждую ее область в отдельности, все виды литературы и искусства, и добившаяся применения своих знаний на практике.
Юсиф Акчура
150 лет тому назад в Азербайджане, в городе Сальян, что на берегу Куры, родился выдающийся мыслитель, философ, идеолог, основоположник знаменитой триады «тюркизация, исламизация, европеизация» - матрицы и программы национального возрождения азербайджанского народа - Али бек Гусейнзаде (1864-1940).
Из воспоминаний внучатой племянницы (внучки брата Али бека - Исмаил бека) Джамили ханым Гусейнзаде мы узнаем о том, что с ранних лет Али бек вместе с семьей переселяется в Тифлис:
- Отец Али бека и Исмаил бека - Молла Гусейн - происходил из бекского рода, учительствовал в одной из мусульманских школ Тифлиса, - рассказывает Джамиля ханым Гусейнзаде. - Братья рано потеряли родителей, и их воспитанием занялся дед - шейх уль-ислам ахунд Ахмед Гусейнзаде, «философ по натуре» (по М.Ф.Ахундзаде), очень образованный и прогрессивный человек.
Персидский принц Мирза Юсиф хан в своем письме (1862) Мирзе Ахундзаде отмечал, что шейха уль-ислам ахунда Ахмеда Гусейнзаде он воспринимал не только как религиозного деятеля, но и как большого ученого.
Велики заслуги ахунда Ахмеда Гусейнзаде в приобщении своих внуков к мировым наукам, к идеям тюркизма и туранизма, в ознакомлении их с великими мыслителями тюркского мира. В результате Али бек с отличием окончил Петербургский университет и продолжил свое образование в Стамбульском университете (1889-1893).
В 1908 году по просьбе друзей, организовавших среднюю национальную школу «Саадат» («Счастье»), он становится директором этой школы и одновременно преподает в ней тюркский язык.
В 1910-м друзья приглашают Али бека в Стамбул. Уезжая в Турцию, он передает все свое имущество вместе с мебелью и книгами в дар школе «Саадат».
В Стамбуле Али бек был избран членом правления общества «Иттифаг вя терегги» («Союз и прогресс»), а в Стамбульском университете занимался одновременно и педагогической, и врачебной деятельностью.
По предложению Али бека одним из учебников, используемых в процессе обучения на факультете медицины Стамбульского университета, было произведение Физули «Сящщят вя Мяряз» («Здоровье и болезнь»), переведенное им на тюркский язык. Известен и такой факт, что Али бек подготовил «Энциклопедический медицинский словарь».
В 1911 году в Стамбуле Али бек женился на Эдхиййе ханым - дочери полевого командира Шамседдин бека - и в семье появляется трое детей (Саида, Селим и Фейзевер).
Как известно, в последний раз Али бек Гусейнзаде побывал в Баку в феврале 1926 года с целью принять участие в Тюркологическом съезде. Во время этой поездки он встречался с братом - Исмаил беком в Баку и Сальяне. Али бек сказал ему, что положение сейчас очень напряженное и он больше не сможет писать ему письма, поскольку это сопряжено с опасностью для жизни. Предчувствие брата оправдалось. В 1926 году, простившись с братом, Али бек возвратился в Стамбул, а Исмаил бек подвергся преследованиям и даже несколько раз был арестован.
В итоге в 1941 году в течение 24 часов Исмаил бека вместе с семьей отправляют в ссылку в Северный Казахстан. Сын Исмаил бека - Шамседдин бек - работает на золотых приисках Баладжалы.
- В 1942 году умирает Исмаил бек, - продолжает свой рассказ Джамиля ханым. - Об Али беке я узнала в период нашей ссылки из воспоминаний моего отца. Мой отец, Шамседдин бек, показывал мне обрезанную фотографию с затушеванными лицами людей, среди которых был Али бек, и делился со мной своими воспоминаниями.
В 60-е годы мы после долгих мучений, наконец, вернулись в Баку. Многие ученые часто наведывались к нам, встречались с отцом и узнавали об Али беке Гусейнзаде.
Вскоре отец начал искать наследников Али бека в Турции. Как выяснилось, в это время в Париже жил сын Али бека Гусейнзаде - Селим Туран. Отец стал переписываться с ним, разговаривал по телефону. Селим несколько раз собирался в Баку, но, к сожалению, его приезд так и не состоялся. Позже я съездила в Турцию и встретились там с детьми Али бека. Так стали налаживаться связи. Кстати, в Стамбуле живет дочь Али бека - Фейзавер Алисар.
Первый и самый последовательный исследователь творческого наследия Али бека Гусейнзаде, фанатично преданная этому делу, Офелия ханым Байрамлы всегда мечтала о такой встрече. (Заслуги этого неутомимого исследователя отмечены, обстоятельно изложены и по достоинству оценены в моей книге «Восточный и Западный факторы в мировоззрении азербайджанских писателей ХХ века, одна из глав которой посвящена духовной эволюции глобально мыслящих идеологов и художников слова - Али бека Гусейнзаде и Ахмед бека Агаоглу).
Думаю, что все исследовательские начинания и труды Офелии Байрамлы станут важным источником изучения творческого наследия Али бека Гусейнзаде для нынешнего и будущего поколений.
Завершая свои воспоминания, Джамиля ханым выразила глубокую признательность всем тем, кто пропагандирует творческое наследие Али бека Гусейнзаде.
Одним из немногих представителей в этом благородном деле является Азер Туран - автор великолепно изданной книги «Али бек Гусейнзаде. Жизнь, борьба, творчество, родословная», приуроченной к юбилею великого мыслителя и борца. В ней в хронологической последовательности наиболее полно, содержательно и интересно представлены страницы жизни и творчества Али бека Гусейнзаде.
Ценность данного издания, на наш взгляд, состоит прежде всего в том, что в нем на основе достоверных фактов и сообщений, исторически важных документов и свидетельств, а также воспоминаний близких родственников и записей самого Али бека привносятся ясность и уточнения в искаженные и тенденциозные высказывания советских ученых в адрес Али бека Гусейнзаде.
По окончании Петербургского и Стамбульского университетов Али бек возвращается в Баку с определенной целью - избавить всех кавказских мусульман от насилия и притеснений, открыть им путь к свободе, независимости и прогрессу.
С приездом Али бека в Баку меняется направление идейных устремлений азербайджанских просветителей, они обретают более осознанный характер в форме требования свободы и независимости.
- Там, где появляется Али бек, меняется история, сокрушается основа столетних империй, - пишет Азер Туран. - …Достаточно вспомнить крушение 300-летнего царствования Романовых в России, что совпало с днями учебы 21-летнего студента Али бека Гусейнзаде в Петербургском университете.
…Человек, который в 1904 году во дворе Стамбульского университета совместно со своими соратниками организовал партию «Союз и прогресс», спустя несколько месяцев после приезда в Баку, 8 апреля 1905 года, вместе с Алимардан беком Топчубашевым, Ахмед беком Агаоглу и другими сподвижниками обсуждал вопросы организации общества «Союз мусульман России» и созыва I съезда мусульман России.
В эти исторические дни был составлен и текст Петиции кавказских мусульман с их требованиями к императору Николаю II.
Петиция была написана на азербайджанско-тюркском языке. Она стала своего рода основой для последующих административных писем и обращений в государственные инстанции. Текст петиции, очевидно, является продуктом труда трех мыслителей - А.Топчубашева, А.Агаоглу и А.Гусейнзаде. Он написан рукой Али бека, присущим ему османским стилем изложения.
Интерес вызывают первые строки текста, начинающегося с исторического факта так называемого «присоединения» народов к России: «Более ста лет прошло с тех пор, как мусульманские ханства одно за другим были присоединены к империи Российской…». И далее излагается полное содержание петиции.
Так Али бек стал автором первой политической программы Азербайджана. В ней впервые выдвигалось требование - признать мусульман и христиан равноправными гражданами царской России.
Защищая права своих сограждан, он выдвигает и требование об учреждении в Баку национальных органов печати и добивается издания первой ежедневной газеты «Хаят» (1905-1906) и журнала «Фьюзат» (1906-1907) на родном языке.
Али бек Гусейнзаде был первым идеологом, побудившим азербайджанский народ задуматься о своей национальной принадлежности и корнях.
Большой вклад в это дело внесла его статья «Кто такие тюрки и из кого они состоят?», напечатанная в газете «Хаят». Она носит историко-просветительский характер. Ею и была заложена основа азербайджанской тюркологической науки.
Али бек изучает историю тюрков в контексте «Шахнаме» великого поэта Фирдоуси, причем не останавливаясь на войнах, нашедших тут широкое отражение, он акцентирует внимание на том, что связано с туранским (тюркским) миром, интересуется все больше историей развития древнетюркской культуры. С целью обретения более глубоких познаний в этом деле он обращается также к китайским источникам, тем самым закладывая основу синологии в Турции задолго до зарождения там официальной тюркологической науки в 1935 году.
Продолжателем традиций газеты «Хаят» следует признать «Фьюзат» («Благо»). Примечательно, что имя младшей дочери Али бека - Фейзевер - происходит от арабского слова «фейз», означающего дословно «дающее благо». Не случайно Али бек завещал дочери-турчанке любить свою религию и родину, заниматься научным образованием и совершенствоваться, что находит свое отражение в свидетельстве о ее рождении с указанием ее происхождения из рода шейхов, сохранившемся у Фейзевер ханым в каллиграфической записи ее отца.
Интересны символическая трактовка и метафорические определения «фейз», означающее «благо» и в данном случае содержащее в себе права человека и демократию, и исключительный талант тюркской нации, и философию любви к светящимся «зеленым огням», излучающим свет ислама в эпоху «красной тьмы» - террора большевизма.
Идейные огни тюркского мира ХХ столетия зажглись в Баку - на страницах «Фьюзат» - такое образное выражение, как нельзя лучше определяет историческое значение идейной программы Али бека Гусейнзаде, нашедшей практическое применение в жизни. Идеолог туранизма был теоретиком и практиком в деле защиты прав и свободы тюркско-татарских народов, единения и прогресса всего тюркского мира.
Как известно, духовная эволюция Али бека Гусейнзаде обеспечивала ему глубокие знания и успех в работе. Он в равной мере приобщался к духовным ценностям Востока и Запада. Читал, изучал, штудировал философские труды, художественные произведения, творения великих мастеров слова. Ведущим направлением его деятельности были литература и философия. Он изучал Запад и Восток по произведениям классиков: Саади, Физули, Л.Толстой, Шопенгауэр, Кант, Фихте и др. Отдавая предпочтение романтизму, А.Гусейнзаде разработал и заложил основу этого течения в азербайджанской литературе. Кроме того, он серьезно и увлеченно занимался художественным переводом. Известны его переводы немецкого труда Ф.Боденштедта, посвященного О.Хайяму, а также нескольких рубаи самого поэта, частичные переводы из «Фауста» В.Гете и отдельных стихов Г.Гейне. Али бек читал в оригинале Гомера, Данте, Вергилия, Мильтона, Шекспира, Гете, Шиллера, Байрона, Гейне… Еще в гимназии он пристрастился к мировой литературе, в особенности полюбил творения Гете. Это был первый европейский мыслитель, проявивший глубокий интерес к исламской религии. Как и Гете, Али бек не отторгал религию от науки. Глубокие знания и жизненный опыт способствовали изучению религии и науки в их неразрывной связи.
Гениальный мыслитель был первым на Западе, кто так близко и с любовью приблизился к Востоку, глубоко осмыслив синтез цивилизаций христианского Запада и мусульманского Востока.
Али беку Гусейнзаде, как и Гете, была уготована «судьба человека, любящего одиночество» (Рихард Мейер), таинственного и духовного одиночества, как отмечает Азер Туран.
Широкая и многогранная деятельность этой исключительной личности по силе ума и размаху идейно-творческого созидания находит свое яркое, чрезвычайно интересное и познавательное отражение в главах новой книги Азера Турана, посвященной жизни и деятельности Али бека Гусейнзаде - идеолога, философа и публициста, основоположника азербайджанского романтизма, азербайджанской станковой живописи (вспомним его «Портрет шейха уль-ислам», написанный во время учебы в Петербургском университете (1884-1888), главного редактора первых национальных печатных органов - газеты «Хаят» и журнала «Фьюзат», издававшихся в начале ХХ столетия, одного из организаторов и общества, и партии «Союз и прогресс», педагога, переводчика, профессора медицины, математика, поэта, писателя… Трудно охватить все сферы деятельности этого уникального человека.
Особого внимания заслуживают личностные качества, особенности характера, образ жизни Али бека, его отношение к родным, близким, к семье.
Это находит широкое и наглядное отражение в высказываниях о нем друзей-единомышленников, в воспоминаниях современников, в письмах близких ему людей и, наконец, в сохранившихся записях и воспоминаниях самого Али бека, в его тетради с биографическими сведениями и других рукописях.
По описаниям современников, Али бек был человеком среднего роста, с прекрасными глазами голубовато-зеленого цвета, бородой, убеленной сединой, придающей его лицу приятное выражение и подчеркивающей его благородство.
Спокойный и выдержанный человек, философ и дервиш по натуре, глубоко мыслящий, склонный к уединению, он был сторонником мира, единения и гармонии. В своей речи, размышлениях и рассказах Али бек часто использовал меткие и образные выражения, не утомляя своих слушателей и собеседников. Был внимателен и простодушен в отношениях. Высоко ценил правду и справедливость. В Стамбуле он всегда заботился о своей большой семье, где жили помимо жены и детей свекровь, золовка и другие близкие родственники. В семейном альбоме часто встречаются фотографии Али бека, находящегося в кругу своих родственников, друзей.
- На базар отец ходил сам, - вспоминает Фейзевер ханым. - Покупал несколько видов сыра, мед, гаймаг, баклажаны, рис, рыбу. Он очень любил блюда из баклажан. Плов он съедал до последнего зернышка. Особое значение придавал ручному труду. «Сбор риса - большой и тяжелый труд, - говорил он нам во время еды. - Его надо доедать до конца».
Как известно, Али бек с детства любил рисовать и мечтал стать художником. И хотя ему не суждено было поступить в Петербургскую художественную академию, он неустанно продолжал рисовать. Занявшись самообразованием, учился художественному мастерству, приобщался к миру искусства, штудировал книги по теории живописи, красок, перспективы, портрета, пейзажа с целью совершенствования своего мастерства.
«Когда я уставал от умственной деятельности и труда, - пишет Али бек в своих воспоминаниях, - я находил успокоение и большой отдых в живописи и каллиграфии».
«Дом Фейзевер ханым в Стамбуле - один из больших тюркских очагов культуры, по своему содержанию напоминает музей в полном смысле слова, - пишет в своей книге Азер Туран. - На стенах множество картин. Большинство принадлежит кисти ее отца - Али бека Гусейнзаде (Эли Турана). «Пейзаж с натюрмортом», более современный вариант живописного полотна «Биби-Эйбатской мечети», хранящегося в Бакинском музее искусств».
Один из образцов живописи Али бека - картина «Родственники», которую, по словам дочери, Али бек начал писать в Сальяне, а завершил в Стамбуле. Среди многих картин, которыми увешаны стены, портреты старшей дочери Саиды и сына Селима, «Портрет Ататюрка» (масло), «Дворец Топхана» (масло). Некоторые живописные работы Али бека хранятся в личных архивах и музеях столичных городов Европы. В этом доме-музее и картины художника Селима Турана - сына Али бека, а также художественные творения самой Фейзевер ханым.
Дочь Али бека Гусейнзаде - живая память, ценный источник воспоминаний, на основе которых зримо вырисовывается цельный и гармоничный характер ее необыкновенного отца - человека мирового масштаба. Приобщение к творческой личности и бессмертному наследию гениального мыслителя духовно обогащает и возвышает нас. Под благотворным воздействием этого процесса мы проникаемся оптимистическим духом, стимулирующим нас к сохранению национальных и общечеловеческих ценностей.

Аида ФЕЙЗУЛЛАЕВА,
доктор филологических наук
banner

Советуем почитать