• четверг, 28 Марта, 22:24
  • Baku Баку 13°C

Вопреки истории,

27 ноября 2020 | 13:15
Вопреки истории,

ТЕМА
Накануне французский сенат почти единогласно принял резолюцию, призывающую правительство Эммануэля Макрона признать так называемую «Нагорно-Карабахскую республику». За принятие рекомендательного письма проголосовали 305 сенаторов, один (эту принципиальную женщину зовут Сильвия Гуа-Шавен) выступил против.
Эту нацию с армянами связывает не только восемь столетий животного страха перед турками и усилением Османской империи (впрочем, для тех, кто дружит с головой: президент Турции не ставит целью даже возрождение вымершего государства), но и склонность к мифологическому творчеству. Не вдаваясь вглубь истории, приведем пример всего лишь восьмидесятилетней давности, когда буквально через пару месяцев после сентябрьского 1939 года объявления войны гитлеровской Германии официальный Париж сдался на милость победителя.
В реальности французская армия была совершенно не готова к новому методу ведения боевых действий, и этим штрихом она также напомнила современную армянскую армию. И об этом в своем призыве из Лондона 18 июня 1940 года объявил не кто иной, как генерал де Голль, рассказав всю нелицеприятную правду. Так что во Франции каждая годовщина со времени начала войны стоит под знаком того самого неразрешимого противоречия: с одной стороны, речь идет, как известно, о стране-победительнице, но с другой - это единственная из четырех держав-победительниц, которую вермахт оккупировал, завоевав страну, что называется, малой кровью, и в которой в течение четырех лет оккупации у власти находилось профашистское правительство Виши маршала Петена.
Так оно и есть - чем труднее народу жить в согласии с каким-то периодом своей истории, тем охотнее он прибегает к мифологии, что делают и французы, и армяне. Кстати, в этом году был 75-летний юбилей Победы, и самое большое число памятных церемоний французы проводили в Эльзасе и Лотарингии. Это те самые два региона, судьбу которых немцы с французами решали силой оружия в двух мировых войнах, а до того в ходе войны 1870 года, которую французы также позорно проиграли, причем коллаборационизм носил действительно массовый характер.
Мир все это видит и помнит, особенно то, как затем гордо парижане надували щеки при подписании в мае 1945-го командованием Германии капитуляции, и сейчас они гордятся этим фактом. От страны с такой вот отнюдь не воинственной закваской можно ожидать чего угодно - то она клялась Петру I в верности и союзничестве в борьбе с османами, то почти столетие спустя объявляла войну его потомкам. Она чинила препятствия британской короне в борьбе за нынешние США, а со времен королевы Виктории заискивает перед «ненавистными англосаксами», особенно после создания НАТО.
Нынешняя резолюция тоже из серии «мы вам нагадим», и не более того, хотя автор проекта Бруно Реталье и написал в Twitter: «Очень горжусь голосованием в сенате, который просит правительство 305 голосами из 306 признать Нагорно-Карабахскую Республику». Кстати, не вполне адекватный премьер-министр Армении Никол Пашинян даже назвал решение депутатов страны пармезана «историческим», так как оно становится частью международной повестки. Жаль, что читатель не пробовал подсчитать количество международных инициатив французских пересмешников, а их без малого три десятка начиная с египетской военной кампании Наполеона, причем все они приводили к массовому необоснованному кровопролитию, в том числе в Африке и Юго-Восточной Азии.
Что мы имеем в сухом остатке, рассматривая бумагу, которую подмахнули сенаторы? Во-первых, противоречие в части самого признания никем не признанного полукриминального «государственного образования». Начнем с того, что в ходе контрнаступательной операции с 27 сентября по 10 ноября не только освобождены от оккупации все семь районов, но и часть Агдеринского, Ходжавендского, Шушинского и Мартунинского районов самой «НКР», так что признавать там по большому счету нечего. Во-вторых, сенат провоцирует правительство своей страны на нарушение собственного принципа - в 1993 году Франция, как член Совбеза ООН, признала весь Карабах неотъемлемой частью Азербайджана, и сегодня уже поздно что-либо отыгрывать назад. Теперь существуют десятки двусторонних и многосторонних договоров, а также резолюций ОБСЕ, Евросоюза, Движения стран неприсоединения, ООН и всех ее структур, где в знак признания основных норм и принципов международного права черным по белому записано: «Карабах - Азербайджан!».
Далее - Франция, во всяком случае пока, является сопредседателем Минской группы ОБСЕ, и ей негоже рубить сук, на котором она сидит, - иначе найдется немало стран, официально усомнившихся в нейтралитете Парижа. Кстати, эта страна играет не последнюю скрипку в дипломатии Евросоюза, глобальной стратегией которого во внешней политике и безопасности является признание территориальной целостности государств, в том числе тех, которые входят в программу Восточного партнерства.
Понятно, что Париж раздосадован ролью Москвы, но что сделали там для того, чтобы предотвратить июльские, августовские провокации, кроме самоуспокоения от призыва к примирению, не называя одну из сторон агрессором и не способствуя обеспечению вывода ее войск из оккупированных территорий.
Начиная с прошлого года правительство Никола Пашиняна делало все возможное (заявления о новой войне за новые территории, «инаугурация» Арутюняна в Шуше, заселение армян из Сирии и Ливана на оккупированные земли и пр.) для дестабилизации ситуации, и где тогда был официальный Париж?
А вот и непосредственно мифологическая составляющая: высший законодательный орган всерьез обвиняет Азербайджан и Турцию (?!) в привлечении «наемников, привезенных из некоторых зон ближневосточных конфликтов, которыми были совершены военные преступления против мирного населения в Нагорном Карабахе». В отличие от носителей воспаленного воображения, заявляем, что напротив, практически все высокопоставленные представители официального Еревана призывали диаспору и «весь христианский мир» на помощь «многострадальному» народу. И эти призывы были услышаны наемниками (шовинистами, расистами и террористами), в том числе из Франции, которые умудрялись воевать на чужой территории, не опасаясь уголовного преследования властями представляемых ими стран.
Может быть, на территории Азербайджана нет посольства Франции или нет военного атташе? Есть такое (полковник-лейтенант Данни Питц), и он присутствовал в Гяндже, на жилые дома которой упали смертоносные снаряды, и он знает, что варварские бомбардировки унесли жизнь почти сотни мирных жителей. Но где реакция? Нет ее…
И последнее - французы добились того, что гражданка их страны является президентом Грузии, а потому в качестве продолжения банкета они хотели власть «своего мальчика» в лице Пашиняна укрепить и в Армении, уведя эту страну на Запад вместе с Карабахом. Но, как видим, в регионе благодаря трехсторонним миротворческим усилиям Баку, Москвы и Анкары сложилась новая реальность, которая игнорированию не подлежит.
Вот Париж и решил ущипнуть или боднуть исподтишка всех троих участников дорожной карты регионального развития, думая, что этот прием будет эффективным, а в Вашингтоне клюнут на обвинения Анкары в слишком тесном партнерстве и чуть ли не союзничестве с Москвой. Однако сегодняшний мир имеет дело с новейшими информационными технологиями, а потому провокации типа резолюции о признании «НКР» не пройдут.
Более того, США знают, какова роль Франции в их уходе из Ирана и в выдавливании британцев из Евросоюза, возможном создании вооруженных сил Европы и прочих пазлах «эмансипации» континента. И это не полный доступный перечень элементов французского братского «союзничества» с американцами, от доброй воли которых они напрямую зависят, не говоря уже о прочих «друзьях»…
Так что Азербайджан не особо потеряет от переформатирования отношений с Францией, особенно с учетом снижения ее авторитета на международной арене.
А.АЛЕКПЕРОВ
banner

Советуем почитать