• пятница, 19 Апреля, 08:56
  • Baku Баку 13°C

Украденные выборы

06 ноября 2020 | 11:25
Украденные выборы

РЕГИОН
На прошлой неделе в Грузии состоялись очередные парламентские выборы. Они проходили по смешанной системе: 120 депутатов избирались по пропорциональной системе, а 30 — по мажоритарной. В борьбе за 150 мандатов участвовали 48 партий и два блока. Согласно данным ЦИК, в парламент помимо основных политических сил – правящей партии «Грузинская мечта» и ее основного соперника блока «ЕНД - Сила в единстве», проходит еще 7 партий.
В то же время грузинская оппозиция, включая и те силы, что прошли в парламент, решила отказаться от своих мандатов и бойкотировать работу этого парламента. Помимо этого грузинские оппозиционеры подписали меморандум с требованием аннулировать результаты голосования от 31 октября и назначить повторные выборы, заново укомплектовав состав ЦИК.
Своей оценкой прошедших выборов и сложившейся в стране политической ситуации в интервью газете «Каспiй» поделился грузинский эксперт Вахтанг Мгеладзе.
- Какова ваша оценка прошедших в Грузии парламентских выборов? Насколько они прошли свободно и демократично?
- Как и ожидалось, выборы прошли с многочисленными нарушениями. Более того, по сути они были украдены. Тогда как сама избирательная система, как форма легитимации власти, оказалась дискредитирована.
В ходе выборов режим Бидзины Иванишвили задействовал как административный ресурс, так и криминальные группировки. Все это больше походило на плохо спланированную спецоперацию, чем на выборы. Сторонники власти активно участвовали в организации т.н. каруселей, в подкупе избирателей, в запугивании и подкупе членов избирательных комиссий от оппозиционных партий, а также наблюдателей. Причем все это действо зачастую даже не скрывалось. Поэтому многие факты нарушений впоследствии получили широкую огласку.
Второй этап спецоперации стартовал уже после голосования. Тут проявила изобретательность избирательная администрация. Протоколы подсчета голосов были массово переписаны, а данные итогов голосования - в спешке грубо подтасованы. Мало того, что цифры в протоколах окружных комиссий стали расходиться с данными из участков, так во многих из них просто уже не сходились балансы. К примеру, во многих протоколах число голосов правящей партии превышало общее количество избирателей и т.д.
После всех этих манипуляций Центризбирком начал тянуть время, долго не обьявляя итоги. Затем была названа несусветно высокая цифра голосов, якобы отданных в пользу «Грузинской мечты». Это вызвало шок, и разразился громкий скандал. Впоследствии цифра стала постепенно таять. Начался торг, однако сторговаться до сих пор так и не удалось.
Власти допустили несколько ключевых ошибок. Во-первых, они не ожидали такой высокой явки избирателей. Во-вторых, избирательная команда проявила свою полную профнепригодность. Она оказалась неспособна к деликатной фальсификации выборов, и все грязное белье оказалось тут же вынесено на всеобщее обсуждение. Это еще больше повысило градус напряжения и стимулировало протестные настроения.
В-третьих, злую шутку сыграло самодурство властей и окружающее их лизоблюдство. Власти сами же поверили в придуманную ими или изобретенную кем-то для них илюзорную картинку действительности. Они попросту потеряли чувство реальности и перестали не то чтобы моделировать, а хотя бы учитывать настроения общества.
Ну и наконец, в-четвертых, - это фактор самого Бидзины Иванишвили. Чего стоило только его заявление в день выборов о том, что «Грузинская мечта» непременно получит порядка 100 мандатов и наберет до 60% голосов. Одно только это лучше всякой оппозиции способствовало явке на выборы протестного электората.
Именно Бидзина Иванишвили и есть краеугольный камень всех процессов. У него нет команды, а есть только свита. В его окружении осталось очень мало знающих людей и вообще нет фигур, готовых ему перечить, рискуя впасть в немилость. По сути, он сам себя вогнал в информационный вакуум. Иванишвили не любит сложных комбинаций и не готов жертвовать личным комфортом. Он давно разбалован автократичным стилем правления, при котором ни за что не отвечает.
Кроме того, Иванишвили слишком одержим деньгами, чтобы позволить себе содержать дорогие механизмы сдержек и противовесов. Тем более что он даже не в состоянии оценить их сути. Ведь это человек, не имеющий ни политической культуры, ни системного мышления. Именно поэтому Иванишвили предпочел взять эти выборы нахрапом - такая олигархическая смесь рейдерства и спекуляции. Схема проста - урвать куш, легализовать, поставить перед фактом, долго и муторно торговаться, бросить кость с барского стола, чтобы заткнуть оппозицию и продолжить приватизировать доходы и национализировать убытки. Но все пошло совсем не так...
- Судя по данным ЦИК, на выборах побеждает «Грузинская мечта». Означает ли это, что, пользуясь большинством мандатов, мечтатели вновь самостоятельно сформируют правительство и надежды на коалицию могут считаться похороненными?
- Да, если судить по официальным данным, «Грузинская мечта» получает достаточно мандатов для того, чтобы единолично собрать кворум для вступления в права нового состава парламента и сформировать правительство. Правда, остается открытым вопрос политической легитимации и общественного призания этого парламента и правительства. Ни одна иная партия, в том числе тайные и явные сателлиты власти, не признают итогов выборов. Оппозиция требует смены избирательной администрации, а затем проведения повторных выборов. Так что хоронить коалиционные механизмы пока еще очень рано.
- Судя по заявлениям крупнейших западных организаций, мониторивших выборы, они признают их, хотя и с рядом оговорок. Следует ли из этого, что Запад поддержит «мечтателей»?
- Запад в целом занял выжидательную позицию. Прозвучала критика, но она не была критичной. Основные геополитические игроки руководствуются прагматичной логикой. Они считают, что без особой необходимости на переправе коней не меняют. Там прекрасно понимают, с какими вызовами столкнется Грузия уже в ближайшие полгода. Активно вмешиваться сейчас во внутриполитические процессы - это означает брать на себя лишнюю ответственность, расходы и заботы. Спасать нынешние власти в условиях полного коллапса тоже не имеет никакого смысла. Слишком дорого и сложно. С экономической точки зрения это бессмыссленно, а с политической - бесперспективно. «Грузинская мечта» уже выработала свой ресурс. Гораздо выгоднее подождать пока все само окончательно рухнет, а затем поддержать оппозицию и оказать уже скромную помощь стране в восстановлении с низкого старта. Это не так дорого, но зато очень эффективно. Как говорится, ложка хороша к обеду.
- Среди прошедших в парламент нет партии Нино Бурджанадзе. В чем причины того, что ее партия не смогла набрать даже 1% голосов?
- Если судить по данным ЦИК, то да. Но в эти данные в Грузии никто не верит. Скорее всего, партия Нино Бурджанадзе все же перешла барьер в 1%, но голоса у нее украли. Вообще от усушки, утруски и общипывания больше всего как раз пострадали мелкие и средние партии. Тем же «националам» в целом грех жаловаться. Им дали приличное количество голосов. Причем торговались именно с ними и готовы были еще добавить.
Кроме того, с благословения Иванишвили пропустили и даже одарили еще некоторые оппозиционные партии. Это было сделано как по его инициативе, так и с учетом убедительной просьбы Запада. Что же касается конкретно Бурджанадзе, то, по всей видимости, Иванишвили ее недолюбливает и остерегается. Я меньше удивлюсь, если последний открыто вступит в альянс с Михаилом Саакашвили, нежели с ней. Вся соль в том, что Иванишвили ревнует Бурджанадзе к ее российским контактам. Более всего их отношения испортились в 2013 году, когда она осторожно проявила президентские амбиции. С тех пор она попала в опалу.
- Как в итоге поведет себя оппозиция: войдет в парламент или откажется от выигранных мандатов и перейдет к тактике бойкота?
- Безусловно, оппозиция использует тактику бойкота, что приведет к кастрированной легитимации власти. Казалось бы, с чего вдруг такая непокорность? Все просто. Оппозиция оказалась не готова к политической смерти. Оппозиционеры оценили настроения общества, а также перспективы их изменений в краткосрочной перспективе и ужаснулись. Они поняли, что если сейчас пойдут хоть на малейшие уступки властей, то уже завтра не смогут привести избирателей на выборы, а тем более мобилизовать народ под свои знамена. Их место займут уже другие политики.
Между тем есть вероятность социального, финансового, экономического и системного кризиса, а также высокие геополитические риски. Ведь если сейчас вместо «Грузинской мечты» к власти пришла бы оппозиция, то и она оказалась бы обречена. Причем даже в том случае, если ее привели не просто, чтобы избавиться от режима Иванишвили, а она сама по себе имела бы высокую популярность и мандат доверия населения.
В данной парадигме оппозиционеры решли пойти по пути затяжного политического кризиса. При таком раскладе надо лишь подождать и оппозиция автоматически станет главным бенефициаром от краха режима. Кто из этих политиков и насколько готов к ситуации высокой турбулентности и к новой системе постпандемического мира - это уже совсем другой вопрос. Чтобы ответить на него, по крайней мере им еще нужно политически выжить.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать