• вторник, 16 Апреля, 10:49
  • Baku Баку 14°C

Депутат Госдумы: «Я прекрасно понимаю действия Ильхама Алиева, но абсолютно не понимаю то, что делает Никол Пашинян»

03 ноября 2020 | 17:31
Депутат Госдумы: «Я прекрасно понимаю действия Ильхама Алиева, но абсолютно не понимаю то, что делает Никол Пашинян»
В минувшие выходные стало известно, что премьер-министр Армении Никол Пашинян написал президенту России Владимиру Путину письмо относительно потенциальной возможности начать консультации по вопросу, какую бы помощь могла оказать российская сторона армянской в связи с продолжающимися боевыми действия в Карабахе. На соответствующее письмо незамедлительно отреагировал МИД России, указав на то, что такая возможность в соответствии с Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения есть, но только если боестолкновения будут перенесены непосредственно на территорию Армении.
Экс-лидер Армении Левон Тер-Петросян так отреагировал на данный месседж из Москвы: «Никол направил Владимиру Путину письмо с просьбой. Путин ответил на него через Министерство иностранных дел. Вы не понимаете, что он сказал? Если вы и этого не понимаете, то горе нам! Он со всей искренностью и порядочностью сказал всего лишь следующее: обязан и готов обеспечить полноценную безопасность Армении, но поймите, наконец, я не могу вместо вас решить вопрос Карабаха», - заявил Тер-Петросян.
Напомним, что перед этим 30 октября в Женеве прошли переговоры между главами МИД Азербайджана и Армении Джейхуном Байрамовым и Зограбом Мнацаканяном при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, по результатам которых, как фиксирует итоговое заявление посредников, никаких сдвигов в вопросе перехода сторон к политическому урегулированию конфликта не произошло. Азербайджан и Армения всего лишь переподтвердили положения Московского заявления от 10 октября. По итогам переговоров стороны не объявили и о новом перемирии, которых официально было уже три. И все сорваны. Заявление не зафиксировало и готовности сторон к политическому урегулированию. В нем проговариваются лишь обязательства сторон не наносить удары по гражданскому населению и невоенным объектам, необходимость дать предложения по выработке механизмов фиксирования режима прекращения огня, а также предоставления списков пленных, участие в процессе обмена останками погибших с обеих сторон.
Оценку ситуации на карабахском треке в интервью «Москва-Баку» дал депутат Государственной Думы РФ Алексей Журавлев.
– Алексей Александрович, президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что у России есть определенные обязательства перед Арменией и она готова их исполнять, но подчеркивал российский лидер и то, что боевые действия идут не на территории Армении. Данный факт был подчеркнут и сейчас. В заявлении МИД России. Как вы видите ситуацию?
– С Арменией у России действительно есть договор о взаимной защите в случае агрессии, но, как неоднократно подчеркивала Москва, агрессии со стороны Азербайджана в текущих событиях в отношении Армении нет. Сам Баку регулярно подчеркивает: на территорию Армении никто не посягает, Азербайджану она не нужна. Азербайджан хочет вернуть свои территории. Общеизвестно, что боевые действия идут в Карабахе, на международно признанных территориях Азербайджана. И Азербайджан обороняется. Нанесением ракетных ударов по азербайджанским мирным городам Азербайджан пытаются спровоцировать на ответный удар. Но Баку это прекрасно понимает и на провокации не идет.
Мне понятны действия Азербайджана, логика его действий, его стимул. И здесь не вопрос симпатий. Здесь вопрос объективности, а объективность одна – районы должны быть возвращены Азербайджану - по всем договоренностям, документам, наработанным за 30 лет переговорного процесса. Территории надо вернуть, как бы тяжело это ни было.
Итак, я прекрасно понимаю, что делает Ильхам Алиев, но абсолютно не понимаю то, что делает премьер-министр Армении Пашинян. Более того, как он только пришел к власти, были надежды на то, что он будет решать нагорно-карабахский вопрос. К этому был готов и официальный Баку. Но Ереван полностью заблокировал переговорный процесс.
Конечно, Россия помогла бы Армении, но если бы бои были исключительно на ее территории. К тому же нас очень беспокоит вопрос, какую в отношении России ведет политику сегодняшний Ереван. А эта политика, скажем прямо, очень странная. Для нас важно, чтобы в Армении не было русофобской власти. Если там будут продолжать культивировать русофобские тенденции, нам будет сложно сотрудничать. Для нас ясно, что армянский народ ни в чем не виноват, вопрос к действующей власти.
– Как известно, после объявления уже третьего перемирия ВС Армении дважды нанесли ракетные удары по мирному населению азербайджанского города Барда. За два дня ракетных ударов по Барде погибли практически 30 мирных жителей, в том числе и дети, свыше 80 получили ранения…
– Я со скорбью в сердце сочувствую тем, кто потерял своих родных и близких. Это ужасная трагедия. Но я считаю, что Азербайджан ни в коем случае не должен отвечать на эти провокации тем же. Я уверен, что как бы ни было тяжело азербайджанскому народу, он сможет найти в себе силы не отвечать таким же образом. Ведь очевидно, что целью ударов по мирному населению является попытка вызвать ответную реакцию. Я не знаю, кто отдавал такие приказы. Надеюсь, что эти люди будут привлечены к ответственности. Удары по мирному населению неприемлемы. Сегодня не 19-й, не 20-й, а 21-й век. Если воюют армии и другого выхода нет, значит, все это должно происходить только в военной плоскости, но никак не выходить за ее рамки и затрагивать мирное население, которое никогда ни при каких обстоятельствах не должно страдать.
Когда гибнет мирное население, успокоить ситуацию невозможно. Это только подливает масла в огонь. Чего добивается Армения обстрелом мирных городов? После этого даже у тех, с чьей стороны были симпатии к армянским властям, возникают вопросы. Ереван пытается говорить о некой агрессии со стороны Баку. Но Азербайджан освобождает свои территории. А если Армения ведет ракетный обстрел азербайджанских мирных городов, то не провокация ли это?
– Итоги переговоров глав МИД Азербайджана и Армении в Женеве. По итогам мы так и не услышали главного – готовности сторон к переходу в плоскость политического урегулирования, готовности взять и договориться. Кажется, что Женевское заявление отразило еще меньше надежд на политическое урегулирование, чем прежние. В нем даже нет посыла о политическом урегулировании… А между тем Азербайджан продолжает самостоятельно возвращать территории…
– Было очевидно, что иллюзий по отношению к очередной такой встрече питать не стоит. Конечно, министры иностранных дел и Армении, и Азербайджана могут ездить по разным городам и странам – и в Вашингтон, и в Женеву, и в Баден-Баден. Но, по-видимому, толку от этого не будет никакого. Единственный город, где, как я считаю, они могут найти понятное и приемлемое для всех решение, называется Москва и я в этом просто убежден. Потому что сколько бы перемирий Азербайджан и Армения ни объявляли, они заканчиваются в течение нескольких часов, а то и минут. Поэтому это все бесполезно. На днях под председательством президента России прошло заседание Совета Безопасности страны, на котором присутствовали первые лица государства и представители всех силовых структур. В центре внимания был в том числе нагорно-карабахский конфликт. Очевидно, что руководство России ищет пути решения конфликта. Президент России озвучил принципы урегулирования, это те принципы, о которых стороны конфликта ранее до прихода к власти в Армении Никола Пашиняна, договаривались. Принципы заключаются в том, что Армения должна передать Азербайджану пять районов, а затем еще два, а далее принимается решение по самому Нагорному Карабаху. Насколько я понимаю, президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно заявлял о согласии с базовыми принципами урегулирования.
В Армении в связи с урегулированием регулярно заявляют о некой грозящей со стороны азербайджанцев опасности для армян, проживающих в Карабахе, что, якобы армянам Карабаха грозит геноцид. Извините, но я повторюсь, сегодня 21-й век. Никто никаких геноцидов не допустит. Я уверен, что можно согласовать все эти вопросы, в том числе гуманитарную миссию Российской Федерации, которая может стать гарантом отсутствия притеснения армянского населения и кого бы то ни было в Карабахе. Это первое.
Второе. Это мое субъективное мнение, но я убежден в том, что Ильхам Алиев сделает все возможное для того, чтобы Нагорный Карабах стал примером для всех, примером мирного сосуществования не только азербайджанцев и армян, но и представителей других национальностей, примером мультикультурализма, экономического развития, примером процветающей во всех отношениях земли. Потому что Азербайджану важно, чтобы Карабах был витриной во всех отношениях – витриной гуманизма, отношения к человеку, независимо от национальности, политики Азербайджана. Вот представьте, если вдруг в Карабахе после урегулирования произойдет некий геноцид армян. Это просто невозможно, потому что для Азербайджана это неприемлемо, Баку понимает, чем это может грозить ему с точки зрения международного статуса. И, конечно, Баку сделает все возможное, чтобы обеспечить безопасность армянского население, которого он считает своими гражданами, гражданами Азербайджана. И официальный Баку на самом высшем уровне регулярно говорит о том, что видит будущее Карабаха как совместную жизнь азербайджанцев и армян в процветании, со всеми гарантиями безопасности. Но упорство Пашиняна, который держится за собственную власть, не дает никакой возможности выйти на мирные переговоры.
Молодые ребята гибнут и с одной, и с другой стороны. И для нас, для русского народа, который всю жизнь, по крайней мере, мое поколение, бок о бок прожил и с азербайджанцами, и с армянами, это каждый день отдается болью. Я думаю, что это чувствует большинство граждан нашей страны.
На мой взгляд, урегулирование нагорно-карабахского конфликта будет выгодно и самой Армении. Давайте возьмем Европу. Франция с Германией сколько воевали. Столетние войны были. В конечном итоге здравый смысл восторжествовал, и между двумя странами сегодня практически нет границы. Просто едешь из одной страны в другую и не видишь, где заканчивается одна и начинается другая. Да даже у нас была война с Германией. И что, для нас немцы враги сегодня? До введения санкций у нас с Германией был самый высокий товарооборот. И таких примеров, когда одно время страны враждовали, а затем стали очень успешно взаимодействовать, очень много. В случае, если нагорно-карабахский конфликт будет урегулирован, Азербайджан и Турция откроют границы с Арменией, будут сотрудничать. Я считаю, что этого можно достичь. Да, рана между народами будет заживать долго. Но она все равно заживет, если сегодня все будет остановлено. И сегодня мяч на поле армянского руководства. Ереван должен проявить политическую волю и пойти на урегулирование во благо страны, во благо народа, во благо своего развития и процветания. Это не сдача территорий. Это готовность к миру, лучшей жизни для своего народа, развития экономики, повышения благосостояния, уровня жизни, участия в глобальных экономических проектах региона, повышения статуса страны. Я убежден, что в результате урегулирования выиграют все абсолютно. Но гарантии может дать только Российская Федерация как сторона нейтральная, одинаково относящаяся как к Армении, так и к Азербайджану.
– Вы знаете, что свою помощь в урегулировании нагорно-карабахского урегулирования предлагают соседи Азербайджана и Армении – Турция и Иран. Они предлагают и новые форматы переговоров, такие как Россия – Турция – Азербайджан – Армения и Россия – Иран – Турция – Азербайджан – Армения. Ваша позиция в связи с данными предложениями?
– Действительно, в связи с новой масштабной эскалацией между Азербайджаном и Арменией появились такие интересанты, как Турция и Иран. США пытались перед президентскими выборами поставить галочку, что вот, дескать, они могут враз урегулировать конфликт. Но, на мой взгляд, никто не сможет гарантировать абсолютное урегулирование кроме России. Только при нас, в Советском Союзе, все жили в мире и согласии, были такие понятия, как бакинский армянин или ереванский азербайджанец. Ведь совместная жизнь была же возможна. Я уверен, что возможно и сейчас. И этого нужно добиваться. Чтобы были бакинские армяне и ереванские азербайджанцы. Чтобы вместе жили карабахские азербайджанцы и карабахские армяне. Это было бы прекрасно. И Россия приложит все усилия, чтобы люди в регионе жили мирно.
– Как чувствуете, удастся ли посредникам в результате усадить стороны за стол переговоров с выходом на окончательное урегулирование?
– К сожалению, пока я не вижу со стороны Армении желания садиться за стол переговоров. И я понимаю и азербайджанский народ, который 30 лет ждал, чтобы ему вернут территории, но результата никакого не получил. В результате нагорно-карабахского конфликта Азербайджан получил миллион беженцев и вынужденных переселенцев. И сегодня Азербайджан ведет военную операцию на своей территории, не на территории Армении. На территорию Армении никто не претендует, это даже не обсуждается.
– Премьер-министр Армении на фоне продолжения боевых действий в Карабахе пытается прибегнуть к «карте» признания независимости Нагорного Карабаха. Он то грозит, что его признает Ереван, то призывает к признанию международное сообщество…
– Сейчас же вопрос уже не разговоров и не призывов, а действий. Говорить можно что угодно. Здесь вопрос, что сам Ереван Нагорный Карабах не признает. А почему, спрашивается, его должно признавать международное сообщество? Согласитесь, выглядит довольно странно.
banner

Советуем почитать