• пятница, 29 Марта, 15:23
  • Baku Баку 14°C

Офицер полиции Лондона

20 сентября 2020 | 12:28
Офицер полиции Лондона

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ
Беседа с нашей сегодняшней героиней побудила автора статьи к поиску информации, которая раньше не особо интересовала ее, и в результате она узнала немало интересного и полезного, чем и хочет поделиться с вами, дорогие читатели.
До XIX века в Британии не существовало централизованной системы общественного правопорядка, данная функция была возложена на местные общины со своими дозорными и констеблями - правительство не принимало в этом прямого участия. Первой профессиональной полицией стала Городская полиция Глазго, сформированная согласно акту парламента 1800 года.
Основными обязанностями сотрудников полиции Великобритании является защита жизни и имущества, поддержание порядка, а также профилактика правонарушений и обнаружение преступной активности. Эффективность полиции оценивается не количеством арестов, а отсутствием преступлений. Доверие и одобрение общественности превыше всего. Девять принципов ведения полицейской деятельности были закреплены в «Общей инструкции», выдаваемой каждому новому офицеру столичной полиции с 1829 года. Эти философские принципы охраны правопорядка являются «уникальным историческим и мировым примером, ибо их истоком является не страх, а кооперация общества с полицией, опирающейся на ответственное поведение, закрепляющее общественное одобрение, уважение и привязанность».
Большинство британских полицейских не носят огнестрельного оружия при исполнении. Отсутствие оружия - пожалуй, одна из самых очевидных особенностей, отличающих британского бобби от иностранных коллег. Для густонаселенной урбанизированной страны подобный статус британской полиции почти уникален. Туристы Британии регулярно выражают изумление этим фактом: на полицейских, патрулирующих улицы, нет кобуры. Многие в стране считают, что если вооружить полицию, то самые главные принципы, лежащие в основе ее работы, будут автоматически нарушены. Речь идет в первую очередь о том, что основной долг полиции - перед гражданами, а не перед государством, как в других странах.
Женщины в полиции Великобритании играют важную роль с того момента, как получили право на прохождение службы там. Они начали службу в британской полиции во время Первой мировой войны, унесшей жизни многих мужчин, что и заставило Британию принимать женщин на службу. Однако вряд ли кто станет оспаривать мнение, что XXI век - это время, когда ломаются устоявшиеся стереотипы и застарелые представления, и то, что раньше категорически и безоговорочно утверждалось или отвергалось, сегодня рассматривается в совершенно ином ракурсе и принимается как нечто прогрессивное и логически обоснованное.
Красивая азербайджанская девушка Наргиз Мамедова вот уже 13 лет живет в Великобритании и шесть лет работает в сфере, о которой мечтала с самого детства.
Подростком посмотрев известный австрийский детективный сериал «Комиссар Рекс», она поняла, что это именно та работа, в которой она себя видит. Но стоило ей заикнуться об этом, как все вокруг заявили, что такого никогда не может быть, и отнеслись к этой идее более чем снисходительно. Однако работа полицейского была действительно интересна девушке, и она постепенно шла к этой цели.
К сожалению, в 2006 году, когда она оканчивала школу, в полицейскую школу принимали исключительно парней, к тому же был еще и лимит роста. Однако Наргиз не отчаивалась, долго наводила справки и поняла, что представительницам слабого пола все-таки можно было в то время поступить в полицейскую школу, хотя в открытых источниках шла информация о приеме только юношей. Да и в обществе тогда не было моральной поддержки в этом направлении, поэтому Наргиз скрепя сердце поступила в Экономический университет, но… через две недели оставила его, поскольку по семейным обстоятельствам ей пришлось уехать в Великобританию. Так все и началось. Но лучше, если продолжение этой истории читатели услышат из уст самой Наргиз Мамедовой - офицера-оперативника лондонской полиции.
- Глядя на вас, не верится, что такая хрупкая красивая девушка работает в полиции. Значит, служба там была вашим целенаправленным и осознанным решением?
- Конечно! В Лондоне, слава Богу, нет ограничений по половым или другим признакам, вероисповедание тоже не играет никакой роли, у нас работают представители всех религий, хотя я - христианка. Оказавшись здесь, начала предпринимать конкретные шаги и поступила в полицию, где работаю уже шесть лет. Я считаю эту сферу деятельности лучшей, хотя магистратуру окончила по специальности МВА и могла бы заниматься чем-то другим. Но я счастлива, что занялась делом, которое мне так интересно.
- То есть специального профессионального образования вы не получали…
- Мое образование было направлено на бизнес, но когда в Британии поступаешь на службу в полицию, вовсе не обязательно иметь профильное образование. Руководство на несколько месяцев направляет в полицейскую школу, тренинги и курсы, и здесь основное внимание обращается на наличие у кандидата конкретных навыков, жизненный опыт, а не на количество лет учебы по профильной специальности.
Конечно, несколько месяцев сложной работы, изучение необходимых дисциплин и тренировки просто так не даются. В Британии полицейских берут на работу не по сухому критерию, то есть наличию юридического образования и физических данных, потому что так можно упустить много талантов, которые необъективно отсеялись. Юридическое образование не играет принципиальной роли - ведь так много юристов, которые в опасной ситуации ничего не сделают и отойдут в сторонку, а люди с характером смогут разобраться и разрешить проблему, хотя образование у них совершенно другое. Поэтому рассматривают всех, кто мечтает о работе полицейского, и лишь потом судят о соответствии конкретным критериям, а не по образованию, полу или росту. Это очень эффективный способ выбрать подходящую кандидатуру.
- Какую роль в приеме на работу полицейских играет физическая подготовка, и вообще, как происходила адаптация?
- До поступления в полицию у меня не было никакого опыта в этом деле, но я всегда была активной и занималась спортом. Вопрос физической подготовки тоже проверялся, и я, конечно, готовилась в этом направлении. По меньшей мере раз в месяц мы стараемся заниматься вместе с коллегами и поддерживать форму. Даже приезжая в Баку на две недели, я не оставляю тренировок, хожу в «Динамо», где меня все хорошо знают, и тренируюсь уже с бакинскими офицерами, чтобы поддерживать себя, потому что это очень важно.
- Каково в Британии отношение к женщинам-полицейским, нет ли дискриминации?
- Знаете, проблемы у женщин в полиции есть во всем мире, и вопросы, связанные с сексизмом, тоже есть, но не в той степени, как в Баку, судя по рассказам друзей из азербайджанской полиции. Но они все-таки есть, и постоянно приходится доказывать, утверждать себя и свою компетентность, много работать. Зря, конечно, некоторые подвергают сомнению авторитет, только потому, что ты - девушка. Скажем, если преступник вздумает ударить меня или убежать, я тут же нажимаю на кнопку и приезжают еще пять офицеров - и преступник лежит на полу.
Сексизму подвергаешься больше на улице от людей, нежели от коллег, но мы живем в мультикультурном обществе, и Лондон - это смешение всех наций, конфессий и рас. Многие живут здесь несколькими поколениями. Помню, как-то была драка, я первая прибыла разбираться и справилась в одиночку. Сексизм существует и в Британии, и в других странах, наверное, его нет только в скандинавских государствах. Однако ситуация имеет тенденцию к улучшению, и нужно быть готовой ко всему.
- Вы - офицер или у вас приоритетом является не чин, а занимаемая позиция?
- Я офицер, но здесь другая система. В Баку, например, звание зависит от выслуги лет. В Британии не так. Можно всю жизнь оставаться в одном звании, и это не играет особой роли. Если же хочешь изменить звание, нужно сначала подать заявление, чтобы была соответствующая вакансия, а потом еще сдать экзамены. С одним и тем же званием можно очень быстро менять сферу деятельности. Например, я собираюсь перейти в отдел международных преступлений, и уже получено добро от руководства, но если бы мое звание было выше, мне это не удалось бы, потому что это не является основным критерием.
- Какими преступлениями вы непосредственно занимаетесь?
- Работаю в округе Челси Лондона, перейдя сюда из округа Вестминстер, - это королевский район, и я занимаюсь экстренными вызовами. Экстренный вызов - это любой вызов в полицию, от мелкого нарушения до убийства, мы разбираемся, и лишь потом передаем дело в следственный отдел. Мы никогда не знаем, куда придем и что нас ждет, не знаем, как начнется день и когда и чем он закончится.
- Сложно ли женщине работать, сталкиваясь с целым рядом самых разных преступлений?
- Знаете, со временем привыкаешь ко всему. Я не включаю свои эмоции, но убийств, кстати, не так уж и много. Бывают иногда проблемы внутри коллектива с коллегами, которые по факту твоего пола снисходительно относятся к тебе или сомневаются, что ты сможешь сделать свою работу на надлежащем уровне. Но таких моментов очень мало. А сама работа… нет, мне не трудно.
- Много ли женщин служит в полиции Британии?
- Женщины составляют 20-25% от общего числа полицейских, но мы стремимся довести эту цифру до 50%. «Стеклянный потолок», как говорят здесь, то есть негласный предел и ограничения, существует. Некоторые стараются продвигать женщин, чтобы этот потолок удалить или отодвинуть, то есть две системы как бы противоборствуют друг другу, но это неосознанное отношение к женщине и очень сложное.
- Стремятся ли английские женщины работать в этой системе?
- Конечно. Разумеется, работать в полиции может не каждый парень или девушка. Мужчины-офицеры тестируют женщин, относятся с уважением к ним, а если начальник - женщина, отношение бывает более адекватным. Было время, когда я не знала, как должна поступить в той или иной ситуации, но потом все поняла и теперь могу решить любую проблему.
- Какова ваша цель в плане самореализации, к чему вы стремитесь, работая в правоохранительной системе?
- Хочу заниматься международными преступлениями, связанными с сексуальной работорговлей, и меня на эту работу скоро возьмут. Это процветающий бизнес во многих странах по всему миру, в том числе и в Азербайджане, не всегда он на виду и воспринимается не так, как есть на самом деле. Меня особенно ранит, когда обвиняют жертву-женщину, девушку. Никогда нельзя обвинять жертву подобных преступлений, особенно если речь идет о таком качестве, как доверчивость, которое в западном мире считается положительной чертой.
Почему-то у нас, если девушка доверчива, ее считают виноватой и глупой. Очень много таких жертв встречается по работе, большей частью это девушки из Восточной Европы. Они боятся вернуться к себе на родину, потому что общество отвергает их, рассматривая не как жертву насилия - ужасного и самого мерзкого, а видят в них проституток. Я пытаюсь заниматься именно такими преступлениями.
В 2018 году под моим руководством в округе Северный Вестминстер на 58% удалось уменьшить число преступлений, связанных с организованной проституцией, хотя у нас там, можно сказать, была улица красных фонарей. Я занималась проблемой очень серьезно, даже сурово, и заслужила одобрение руководства.
- Отличается ли криминогенная ситуация в Лондоне в целом и вашем округе в частности от других европейских столиц?
- Я считаю, что Лондон - достаточно безопасный город, хотя местным он таковым не кажется. Поначалу ожидала больше опасностей, и дело даже не в том, что я работаю в благополучном районе, - трудилась в разных районах города, и везде разная ситуация. По сравнению с другими столицами мира Лондон - более безопасный, а если сравнивать с другими английскими городами, то да, он несколько опаснее.
- Правда ли то, что полицейские в Великобритании не носят оружия, а комиссар полиции Лондона - женщина?
- Да, это так. Комиссаром Службы столичной полиции Лондона является женщина, она уже долгое время работает на этой должности, карьера подходит к концу. Это одна из самых известных сотрудниц полиции Великобритании.
Что касается оружия, то мы его носим, но оно не огнестрельное - у нас есть газовый баллончик, дубинка, электрошокер. Огнестрельное оружие мы не носим, чтобы не пропагандировать его ношение среди рядовых граждан. Причин много, в том числе и исторических.
- Не могли бы вы вспомнить интересный случай из своей практики, который был особо отмечен начальством?
- Признаться, начальство отмечало меня много раз, и случаев таких было немало. Например, однажды в арабском квартале во время операции мне удалось обнаружить и извлечь 32 тысяч фунтов стерлингов «черного маркета» - нелегального заработка. Начальство не преминуло это отметить. А однажды даже удалось пообедать с принцем Чарльзом - приятное воспоминание. В западных фильмах показывают, как полицейские едят пончики, - и это не стереотип, а символ - к сожалению, уходящий, но все еще действующий. Если кто-то в чем-то провинился или опоздал, он обязан купить всем сотрудникам пончики, а если не купит, его могут за это «наказать».
- Какие особенности работы полицейского вы могли бы отметить?
- Наша работа - это всплески вверх-вниз, с нестандартным графиком, поскольку неизвестно, когда будет выходной, зато когда они предоставляются, их бывает немало. У нас что ни день, происходят какие-то случаи, много экстремальных событий, и всегда они неожиданные. Когда бывает сразу четыре нерабочих дня, я могу позволить себе съездить куда-нибудь. Эта работа дала мне независимость, я посетила множество городов и стран, иногда даже нет необходимости брать отпуск. Езжу, знакомлюсь с местными жителями, которые потом приезжают ко мне в гости, и мы становимся друзьями.
Это очень интересный стиль жизни, и моя работа дает мне эту уникальную возможность - не только финансово, но и в плане времени и рабочего графика, когда набираешься интересных историй и опыта. Путешествия обогащают меня и мою жизнь, и порой решение уехать приходит за секунду. Если выходных больше, то и часов работы больше - бывает, в субботу и воскресенье работаю до утра, в то время как все отдыхают. По вечерам в выходные дни работы больше. Порой вызовов бывает много, все они экстремальные, и крайне редко выпадает возможность перевести дух в офисе - с одного вызова сразу отправляемся на другой, моментально сфокусировавшись на следующем случае. Если в конце дня выдается лишняя минутка, можно что-то обсудить с коллегами.
Бывает, работаешь весь день и всю ночь и выходишь только утром следующего дня, не заметив, как в работе нон-стоп пролетели сутки. Приходится оставаться бодрой долгое время, а расслабляешься, только когда отправляешься домой.
Коллектив у нас хороший, мы шутим и развлекаемся - такое общение играет роль механизма самосохранения и своеобразного релакса, ведь все мы люди. Часто вместе выезжаем на природу или ходим в кафе. Главная особенность работы в лондонской полиции - рабочая активность 24/7.
- Наргиз ханым, благодарю вас за интересную беседу и желаю вам еще более впечатляющих успехов в столь важной и нужной работе!
Афет ИСЛАМ
banner

Советуем почитать