• вторник, 23 Апреля, 19:23
  • Baku Баку 20°C

Знаменательная дата

17 ноября 2019 | 14:26
Знаменательная дата

ЛЕТОПИСЬ
Общественность Азербайджана накануне отпраздновала День национального возрождения.
С 17 ноября по 5 декабря 1988 года на главной площади Баку - Азадлыг начался бессрочный митинг против антиазербайджанской политики советского государства во главе с генсеком Политбюро ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. На площади вначале собрались десятки тысяч недовольных людей, преимущественно студентов и рабочих наиболее крупных предприятий столицы, спустя буквально сутки протесты охватили сотни тысяч человек, которые протестовали против политики двойных стандартов, проводимых советскими властями.
Люди, кто сознательно, кто по наитию, понимали, что Политбюро ЦК КПСС снятием со всех постов общенационального лидера Гейдара Алиева втянуло республику в глобальную авантюру. А потому протесты, беспрерывно продолжавшиеся 17 дней, вовлекли миллионы граждан, став крупнейшей акцией в истории СССР.
Керосин в пламя «перестройки»
Выступления казахстанской молодежи, произошедшие 17-18 декабря 1986 года после снятия с поста руководителя республики Динмухамеда Кунаева и назначения на эту должность никогда не бывавшего даже в Алматы Геннадия Колбина, показали, что межнациональная политика «перестроечного» советского руководства провалилась.
Однако вместо того, чтобы сделать выводы, команда Михаила Горбачева, приближенные которого «случайно» оказались армянами (Аганбегян, Шахназаров и пр.), решила пойти тем же путем. Уже осенью 1987 года в Азербайджане появились первые беженцы из Армении, выдворенные оттуда исключительно по национальному признаку, а в начале зимы 1988 года началась открытая агрессия АрмССР против АзССР. Видя равнодушное отношение к этим событиям Москвы, особенно руководителя СССР Михаила Горбачева, армянские националисты изгнали из мест постоянного проживания в Армении свыше 200 тыс азербайджанцев. Националисты не только изгоняли азербайджанцев из родных сел, но и убивали их, сжигали заживо.
В середине февраля 1988 года сепаратисты учинили беспорядки в Нагорно-Карабахской автономной области АзССР и подняли вопрос о выходе НКАО из состава республики. В это сложное время наш народ выразил свой гнев и недоверие прежде всего местной партийной организации, которая послушно прислушивалась к выводам из комплекса зданий на Старой площади Москвы. В подтверждение сказанному - в марте 1988 года Совмин СССР, приняв подготовленное Аганбегяном постановление «О социально-экономическом развитии Нагорно-Карабахской автономной области», фактически вывел этот край из подчинения Азербайджанской ССР. Однако тогдашнее руководство республики встретило этот факт с воодушевлением, выразив надежду на то, что «данное постановление создаст благоприятные условия для ускорения развития производительных сил автономной области».
Именно после этого перестало быть эффективным так называемое «телефонное право»: со всех концов страны люди стали стекаться в Баку, собираться на тогдашней площади имени Ленина, проводить митинги против действий националистов и безразличия местного советского руководства, обязанного хотя бы формально обратиться за апелляцией к центральной власти. Словом, за горбачевской провокацией (хотя он настаивает на том, что «ни сном, ни духом») последовала цепная реакция, приведшая к необратимым процессам.
Перманентная несправедливость
Правда, стихийное и местечковое протестное движение азербайджанцев во все времена после присоединения к Российской империи имело место – даже в различные периоды советской власти из Армении, «слепленной» русскими на землях наших предков, четырежды массово изгоняли наших соотечественников, часть которых возвращалась к родным очагам. Однако советское руководство было непреклонно, и в середине 1960-х годов близ Еревана демонстративно соорудило памятник жертвам «геноцида», при этом принуждая тюркские нации «хранить верность дружбе народов» и принципам интернационализма. Однако при таком разделении Москвой «единого советского общества» на своих и чужих плотину должно было прорвать, и это случилось именно в Баку 17 ноября 1988 года.
Между тем беды азербайджанского народа начались годом ранее - именно тогда армянские экстремисты, дождавшись отставки Гейдара Алиева 21 октября 1987 года, приступили к осуществлению карабахской авантюры.
Их лидеры во главе с горбачевским советником по экономике академиком Абелем Аганбегяном, заявившем в интервью французской газете «Юманите» «об экономической целесообразности присоединения Нагорного Карабаха к Армении», подали сигнал сепаратистам, а также руководству страны-агрессора реализовать давно замышлявшийся сценарий. Армяне хорошо знали, что с уходом Гейдара Алиева из Кремля азербайджанский народ останется без опоры и защитника, и что его голос не будет услышан в коридорах центральной власти.
Поэтому, дав старт сепаратистской кампании в Нагорном Карабахе, армянские лидеры также приступили к массовой депортации 200 тысяч азербайджанцев из Армении. На фоне этих трагических событий тогдашнее руководство Азербайджана продолжало беспринципную политику послушания Москве и центральным властям, фактически оставив собственный народ на произвол судьбы.
Предвзятая политика союзных властей в отношении Азербайджана и откровенная демонстрация руководством республики равнодушия к судьбе народа стали причиной гнева и протеста широких народных масс. У народа не было иного пути, как взять всю ответственность на себя, подняться на ноги, выйти улицы и площади. Со всех концов республики народ начал стекаться в Баку.
Бессрочные акции протеста, начавшиеся 17 ноября 1988 года и продолжавшиеся 17 дней и ночей (в ночь на 5 декабря 1988 года армейские части жестоко разогнали митинг), были проявлением гнева народных масс, которые нуждались в решительном, сильном лидере, способном вести народ за собой и вывести его из надвигающейся катастрофы. Митинги, на которые собиралось до полумиллиона человек, переросли в мощную политическую акцию, ставшую началом национально-освободительного движения в Азербайджане.
События ноября 1988 года стали определенной вехой в истории Азербайджана, когда народ доказал, что он умеет постоять за себя, защитить свое право, свою землю. И не его вина, что тот мощный всплеск народного гнева не нашел тогда адекватного политического русла, что управлять массами принялись амбициозные политиканы - те самые, которые сначала в борьбе за место повыше на трибуне, а далее во власти забыли о чаяниях масс, выдвинувших их на высокие посты. А ведь люди хотели немногого - решения накопившихся проблем, связанных с засильем несправедливости, особенно в национальном вопросе.
К сожалению, надо признать, что если на одном полюсе нагорно-карабахской трагедии стоят армянский сепаратизм и терроризм, территориальные притязания страны-агрессора, то на другом - жажда власти и некомпетентность местных политиков, занимавших руководящие посты в республике в конце 1980 – начале 1990 годов.
Точка опоры
«Если бы праведный гнев азербайджанцев, их чувства национального пробуждения и национального возрождения, сплотившие народ как нерушимую силу на площади Азадлыг, были бы использованы конструктивно, сегодня мы не занимались бы проблемой Нагорного Карабаха», - с сожалением констатировал впоследствии общенациональный лидер Гейдар Алиев.
Именно его возвращение к власти в июне 1993 года стало той точкой опоры, с которой по сути и началось истинное национальное возрождение. Встав по призыву народа у руля молодого государства, он укрепил нашу независимость, сделав ее необратимой, начав полномасштабные реформы и выведя тем самым Азербайджан на передовые позиции на мировой арене.
Недалек тот день, когда мы во главе с политическим руководством и Верховным главнокомандующим Ильхамом Алиевым восстановим территориальную целостность своей страны и добьемся справедливого разрешения карабахской проблемы, и тогда смысл апогея событий с 17 ноября - 5 декабря 1988 года в нашей истории станет многократно более значимым для будущих поколений.
Фидан САЛМАНЛЫ
banner

Советуем почитать