• пятница, 29 Марта, 09:59
  • Baku Баку 5°C

Игорь Пономарев: «Чего мне только не предлагали в Москве, но я остался верен своему родному Баку» (Фото)

10 сентября 2020 | 15:51
Игорь Пономарев: «Чего мне только не предлагали в Москве, но я остался верен своему родному Баку» (Фото)
Игорь Пономарев – один из самых известных представителей азербайджанского футбола. Заслуженный мастер спорта СССР, единственный в истории азербайджанский футболист - олимпийский чемпион (Сеула-88 в составе сборной Советского Союза - прим.ред.). Кроме того, Пономарев - один из лучших пенальтистов и рекордсмен по количеству реализованных пенальти в истории чемпионатов СССР. Он также один из первых легионеров советского футбола. После завершения карьеры футболиста Игорь Пономарев переехал в Швецию, Азербайджане же успел поработать тренером футбольных клубов «Карабах», «Хазар» и национальной сборной. Два года назад Игорь Пономарев вошел в состав Наблюдательного комитета футбольного клуба «Сабах». В феврале этого года президента Азербайджана удостоил Пономарева государственного ордена «Шохрат» («Слава») за заслуги в развитии спорта в стране. В интервью «Москва-Баку» Игорь Пономарев рассказал о самых знаменательных моментах своей яркой футбольной карьеры.

– Что значит для вас награждение со стороны главы государства орденом за заслуги в развитии спорта в стране?
– В тот момент эту радостную новость я получил, будучи в Испании, в день своего 60-летия. Однозначно, орден «Шохрат» для меня – высокая оценка моей спортивной деятельности и большая честь. И получить ее из рук господина президента – огромная награда.
– Вы единственный азербайджанский футболист - олимпийский чемпион и свой титул завоевали на Олимпиаде 1988 года. Расскажите о тех знаменательных играх.
– Сборная СССР по футболу за всю свою олимпийскую историю выигрывала «золото» дважды – в 1956 и 1988 годах. Да, Олимпийские игры 1988 года в Сеуле стали знаковыми в моей спортивной жизни. Ведь на них я получил самую высокую награду для спортсмена. Увы, так получилось, что наша сборная тогда не осталась жить в олимпийской деревне и не смогла почувствовать ее особый дух. Конечно, с одной стороны, мы сожалели об этом, но с другой - наше руководство приняло правильное решение. Мы жили на советском корабле со всеми удобствами, своими поварами, вовремя восстанавливались, обстановка была добродушная. На корабле проживали также артисты и музыканты, которые морально помогали нам восстанавливаться после тяжёлых игр. Думаю, всё это в совокупности и способствовало отличному результату на Олимпиаде.
- В 1988 году вы установили абсолютный рекорд чемпионатов СССР, реализовав 24 пенальти подряд. Всего же на вашем счету 31 пенальти из 34 возможных. В чем секрет идеального удара?
– Секрет заключается в умении владеть эмоциями, в спокойствии, хладнокровии и уверенности в своём мастерстве. У меня была особая манера бить пенальти. Несмотря на то, что знаменитые вратари Советского Союза знали технику моего исполнения, им всё равно не удавалось ловить мячи.
– Дважды вы играли против великого Марадоны. Какие воспоминания у вас остались от тех матчей?
– Безусловно, Диего Марадона – непревзойденный мастер футбола. Он был одним из сильнейших футболистов, против которого мне довелось играть. Снимаю шляпу перед его талантом. Но когда ты выходишь играть на поле, не думаешь об этом, а выполняешь свою работу. Начиная с 1977 года, мы участвовали во множестве турниров и не проиграли ни одного матча. Единственное поражение – в финале Чемпионата мира среди юниоров в 1979 году от очень сильной команды сборной Аргентины, которую возглавлял тренер Сесар Луис Менотти. В этой команде играл такой виртуоз, как Марадона. В финале я забил гол в ворота Аргентины. Но все же проиграли. У меня самые тёплые воспоминания об этом турнире. После окончания чемпионата в целях популяризации футбола нашу команду пригласил в гости президент Филиппин Фердинанд Маркос и там мы провели замечательную неделю. Второй раз я играл против Марадоны в Аргентине в 1981 году в составе первой национальной сборной СССР. Тогда мне был 21 год. Матч закончился ничьей.
– Вы родились, выросли в Баку и всегда с большой любовью говорите о родном городе. Расскажите о своем детстве. Каким вам запомнился Баку и как увлечение футболом превратилось в профессию?

- Я люблю Баку, для меня это самый родной город. В нем прошли мои детство и юность. В Баку я встретил свою любовь, с которой делю свою жизнь по сей день. В этом городе родились мои дети и живут мои друзья и товарищи. С Баку связана большая часть моей футбольной жизни. Мое детство прошло на одной из улиц недалеко от парка Мусабекова в теплой и дружественной обстановке, где никто не делил друг друга на «своих» и «чужих». Гоняли в футбол с утра до вечера. Футбол был тогда очень популярен. Особый ажиотаж вызывала игра любимой команды «Нефтчи». Вспоминаю счастливые моменты, когда с отцом шел на матч. Восьмилетним пацаном я начал свой футбольный путь у тренера Вагифа Ахундова. Потом он перевел меня к другому тренеру, Энверу Гулиеву в «Спартак», где я продолжал развивать свой талант. Меня заметили в 1977 году и зачислили в штат футбольной команды «Нефтчи». И с 1979 по 1988 год я был одним из ведущих игроков этой команды. И сам не заметил, как из простого бакинского мальчишки превратился в заслуженного мастера спорта СССР.
- Несмотря на приглашения в московские клубы, вы всегда были верны азербайджанскому «Нефтчи». Каким был ваш «бакинский» период футбольной жизни? Следите ли сегодня за успехами родного клуба ? Расскажите о самом запоминающемся моменте в карьере в «Нефтчи»?
- Действительно, было множество предложений от именитых футбольных команд СССР. Что мне только не предлагали! И квартиру на Арбате в Москве, и другие материальные привилегии. Но я себя чувствовал комфортно только в Баку и в родной команде. Мы, люди того времени, не были материалистами и больше руководствовались своими чувствами. Моя футбольная карьера в «Нефтчи» была весьма благополучной. Я являлся ведущим игроком, меня знали и уважали. Конечно, были и тяжелые моменты в жизни – серьезная травма, операция на колено в 23 года, из-за которой, в конечном итоге, в 29 лет я был вынужден завершить карьеру футболиста. Но, тем не менее, немалого достиг. Даже успел выиграть чемпионат Швеции в составе ИФК «Норрчёпинг». Шведские болельщики до сих пор помнят мою игру.
Запоминающих моментов было много, все и не перечислить. Было, когда нас носили на руках, а бывало, в прямом смысле слова, в нас летели камни. Но особо запомнилась игра, когда я в первый раз вышел в основном составе «Нефтчи» в прощальном матче Анатолия Банишевского. Меня распирала гордость и радость и, в то же время, волнение и тревога, но смена оказалась достойной.
Понимаете, раньше «Нефтчи» играл в чемпионате СССР, и это было другое время, другая эпоха. Раньше все мы стремились попасть в эту команду. Было честью – играть за «Нефтчи», потому что эта команда являлась самой лучшей и единственной, выступающей в Высшей лиге СССР. Попасть в «Нефтчи» – уже был эталон успеха. Сегодня в Азербайджане свой чемпионат, своя Лига, новые команды, у которых свои болельщики и поклонники. Молодые футболисты мечтают попасть не только в «Нефтчи», у них есть выбор. Многие стремятся в «Карабах» или в «Сабах». Одним словом, другое время – другие желания.
- С кем из футболистов «Нефтчи» и сборной СССР поддерживаете дружбу до сих пор?
- Часто общаюсь с Искендером Джавадовым, Машалла Ахмедовым, Октаем Абдуллаевым, Владиславом Кадыровым, Асимом Худиевым, Асифом Алиевым и Джамалом Алиевым. Со «сборниками» и друзьями из других стран поддерживаю связь через социальные сети. С кем-то чаще общаемся, с кем-то реже, но всегда на связи.
– Сегодня вы являетесь членом Наблюдательного совета бакинского футбольного клуба «Сабах». По-вашему, сможет ли «Сабах» со временем повторить успех «Нефтчи»?
- У «Сабаха» имеются все предпосылки для достижения успеха. Мне импонирует работа этого клуба и, надеюсь, что в скором времени, мы увидим «Сабах» в числе лидеров азербайджанского футбола.
- Ваш сын Анатолий – тоже в недавнем прошлом футболист. Расскажите о своей семье. Чем занимаются ваши дети?
- У меня большая крепкая семья. Сын Анатолий занимается бизнесом. У него двое детей: дочке Бианке 18 лет, сыну Тристану – 14. Это наши старшие внуки. Дочь Валерия работает в крупной компании, а ее супруг имеет свой бизнес. Они воспитывают четырехлетнего сына Милана – всеобщего любимца. Я доволен своей семьёй. Мы очень дружны, любим и поддерживаем друг друга. Это большое счастье – иметь надёжную семью.
- Вы живете в Швеции. Расскажите, как пережили карантин и чем занимались в самоизоляции?

- Карантин настиг нас в Испании, в Андалузии. Пришлось сидеть в самоизоляции два с половиной месяца. Там, у моря, и провели практически все лето. А затем прилетел домой в Швецию. Кстати, это единственная страна ЕС, где власти не ввели строгий карантин в связи с пандемией. Поразил полупустой Стокгольм, большинство людей работают в онлайн-режиме, не нарушают социальную дистанцию, следят за своим здоровьем, соблюдают санитарно-гигиенические правила. Одним словом, относятся к происходящему с пониманием и ответственностью.
banner

Советуем почитать