• вторник, 16 Апреля, 14:50

Ученые впервые диагностировали рак у динозавра

04 августа 2020 | 16:27
Ученые впервые диагностировали рак у динозавра
Ученые получили первые надежные свидетельства того, что динозавры страдали от остеосаркомы – злокачественной опухоли костной ткани, которая заставляет ее неконтролируемо разрастаться. Результаты их исследования опубликовал научный журнал Lancet Oncology.
«Раньше диагностировать рак у динозавров было очень непросто, так как для точной идентификации опухоли нужны серьезные медицинские знания и многоуровневый анализ. Мы впервые однозначно показали, что этот трехрогий динозавр, который обитал на Земле более 76 млн лет назад, страдал от тяжелой и очень агрессивной формы рака костной ткани», – рассказал один из авторов исследования, профессор Университета Макмастера (Канада) Марк Кроутер.
Многие обыватели считают, что злокачественные опухоли – это продукт цивилизации. Однако исследования последних лет показывают, что следы злокачественных новообразований встречаются как в костях средневековых жителей Европы, так и у древних неандертальцев и даже более примитивных представителей рода Homo из Африки.
Более того, за последние пять лет палеонтологи обнаружили, что от различных форм опухолей страдали и гораздо более древние существа. К примеру, год назад ученые нашли следы остеосаркомы в костях первых черепах Земли, которые жили в начале триасового периода, а также обнаружили нечто похожее в костях морских ящеров мезозойской эры и звероящеров пермского периода.
Опухоль из мезозойской эры
Изучая кости центрозавров – трехрогих динозавров из семейства цератопсид, которые обитали на территории Северной Америки примерно 77-76 млн лет назад, Кроутер и его коллеги сдедали аналогичную находку. Ученый отмечает, что раньше палеонтологи неоднократно заявляли, что находили в костях динозавров следы опухолей и даже метастаз, однако медики не подтвердили ни одно подобное утверждение.
Кроутер рассказывает, что два года назад к нему обратились за помощью коллеги из Королевского музея Онтарио. На большой берцовой кости центрозавра, найденной на территории канадской провинции Альберта в 1989 году, они заметили необычные выросты и повреждения. Медики заинтересовались этой находкой и всесторонне проанализировали ее таким же образом, как врачи сейчас пытаются найти и изучить следы незнакомых им опухолей в теле пациента.
Исследователи просветили кость с помощью компьютерной томографии, после чего подготовили набор тонких срезов самых деформированных ее регионов, чтобы изучить их структуру на клеточном уровне. То же самое они сделали со здоровыми берцовыми костями центрозавров и человека.
«Мы выяснили, что большую берцовую кость поразила агрессивная форма рака. В момент смерти динозавра опухоль находилась на последних стадиях развития. Она должна была причинять центрозавру невыносимую боль, из-за чего тот был очень уязвим для атак тираннозавров и других хищников. Протянуть дольше ему помогло лишь то, что цератопсиды жили в больших стадах», – добавил еще один автор работы, куратор отдела палеонтологии позвоночных в Королевском музее Онтарио Дэвид Эванс.
Подобное открытие, как отмечают исследователи, в очередной раз говорит о том, что рак поражает всех многоклеточных живых существ на протяжении всего времени их существования на Земле. Дальнейшее изучение подобных окаменелостей поможет понять, развивался ли рак у динозавров так же, как и у их современных потомков – птиц, заключают ученые.
ТАСС