• пятница, 29 Марта, 16:36
  • Baku Баку 14°C

Вклад в профессию

19 июня 2014 | 13:51
Вклад в профессию

ПАМЯТЬ
Прошел год, как ушла из жизни заслуженный журналист Азербайджана Светлана Мирзоева, более полувека проработавшая в одной из главных газет нашей страны - «Бакинский рабочий».
Она считала за счастье, что, ее, едва окончившую филологический факультет Азербайджанского государственного университета, в числе нескольких однокурсников пригласили в такую авторитетную газету, которой в условиях середины 50-х годов предстояло активно меняться, и всю жизнь училась постигать ставшую любимой профессию как человек не просто ответственный, но и увлеченный.
Да, то были годы, когда происходили серьезные преобразования в общественно-политическом и нравственном климате, и газетчикам предстояло писать так, чтобы за скупой летописью событий ярко ощущалось биение пульса времени. То, что в той или иной форме появлялось во многом благодаря мужеству наших коллег-предшественников, на протяжении десятилетий порой даже в экстремальных условиях совершавших свои профессиональные подвиги. Совершали ради того, чтобы рождались те или иные строки в их газете, а правда сохранилась благодаря их честности и смелости.
Это действительно было счастье для Светланы и ее молодых коллег работать под руководством требовательных корифеев-профессионалов, учивших быть предельно осведомленными, не проходить мимо важных явлений, объективно оценивать факты. А еще создавать тексты, отмеченные литературными достоинствами, всегда помня о чести и личном вкладе в профессию в статусе заинтересованного участника процессов, из которых складывается жизнь. В том числе и ее, Светланы Мирзоевой жизнь. В семье, обществе и в профессии. Той, что сохранила так многое в памяти близких и читателей, в подшивках «Бакинского рабочего», которому она не изменяла никогда. А еще - в книге «Искусство прошло через всю его жизнь», в которой по личному совету общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева с большой ответственностью она объединила самые знаковые свои публикации. А было это так…
«В самые грозные годы нагорно-карабахского конфликта, в тяжелую пору блокады Нахчывана, - пишет Светлана Мирзоева в предисловии к своей книге, - я, повинуясь журналистскому долгу, выезжала в горячие точки республики. Именно в то время судьба подарила мне встречи с Гейдаром Алиевым.
…Во время одной из встреч я протянула Гейдару Алиеву несколько снимков, на которых он запечатлен с деятелями искусства. Запомнив его слова о том, что его фотоархив, хранившийся на прежней работе в Баку, был безжалостно уничтожен, я привезла ему в Нахчыван то, что удалось собрать в отделе культуры редакции «Бакинского рабочего» и в личных архивах мастеров искусств - моих друзей...
Перебирая снимки, Гейдар Алиев улыбался - это было как-то неожиданно в условиях напряженной атмосферы того времени, в полумраке кабинета, освещенного керосиновой лампой.
- Искусство прошло через всю мою жизнь, - сказал тогда Гейдар Алиев. - В искусстве черпал силу, оптимизм. От общения с деятелями искусства я получал обстоятельные знания, ощущения прекрасного в жизни, в человеческих отношениях!
Вот Ниязи, мой добрый друг! Это мы сфотографировались с группой наших музыкантов и московскими гостями.
А это мы с дорогим моим Рашидом Бейбутовым на юбилейных торжествах в Казахстане...
О! Прекрасная наша балерина Гамэр Алмасзаде... Мы вместе начинали строить Хореографическое училище... А тут мы с моим замечательным товарищем Таиром Салаховым в Москве...
Гейдар Алиев стал рассказывать о том, при каких обстоятельствах познакомился с Саттаром Бахлулзаде, как вместе с Ниязи «заболел» идеей пятничных филармонических концертов, как в небезопасное для жизни время отправлялся в ковровую мастерскую художника Кямиля Алиева, чтобы посмотреть его новую работу - портрет Мустафы Кемаля Ататюрка.
И не было предела моему удивлению: как же глубоко чувствует искусство этот человек - политик, экономист, дипломат, психолог... Он к тому же обладал исключительным умением дружить с людьми искусства, понимать их, всю жизнь помнить в деталях о встречах с ними.
Кстати, и деятели искусства, нередко делясь со мной сокровенным, считали свои встречи с Гейдаром Алиевым самыми знаменательными событиями в их жизни. И когда Гейдар Алиев начинал рассказ о ком-то, я подчас могла его дополнить подробностями, известными только ему.
- Слушайте, да это же целая книжка получается, - воскликнул как-то Гейдар Алиев, - напишите!»...
...Не простой, но такой заманчивой идеей прозвучало для журналиста предложение Гейдара Алиева!
Да, Светлана Мирзоева знала, что ее связанные с культурой и искусством публикации в «Бакинском рабочем» читают тысячи неравнодушных людей, к ее оценкам и выводам прислушиваются не только рядовые читатели, но и профессионалы, но такое доверие! И все же...
С особой рачительностью отбирая для книги значительные эпизоды и события, теснейшим образом связанные с Гейдаром Алиевым, и написанные в разные годы свои очерки и корреспонденции, Светлана Мирзоева сумела воссоздать облик своего необычного героя «с той стороны», с которой его мало кто знал. Обобщив таким образом до уровня государственной политики те самые проблемы, которые решались именно благодаря вниманию и умению руководителя республики ценить творческих людей как достояние народа...
«Как-то Гейдар Алиев сказал, что в юности, в педагогическом училище его называли художником, устраивали выставки его рисунков - пейзажей, портретов, но они, увы, не сохранились», - пишет С.Мирзоева.
И что же? В Нахчыване нашлись люди, которые разыскали не только рисунок, на котором юный Гейдар Алиев изобразил сестренку своего друга Зарифу, но и ту, что более 60 лет назад стала моделью этого весьма удачно выполненного произведения...
Получая из рук Президента Азербайджана орден «Шохрат», я вручила ему тот самый «рисунок Зарифы», чем очень растрогала его.
Интересный рассказ о Нахчыванском театре, о выдающемся его корифее - народном артисте Азербайджана Ибрагиме Гамзаеве Мирзоева тонко связывает с Гейдаром Алиевым - ведь именно Ибрагим муаллим был руководителем кружка, в спектаклях которого будущий руководитель Азербайджана заявил о своем таланте, навсегда сохранив в жизни любовь к актерским будням, дыханию сцены, праздникам премьер.
«В 1963 году, - пишет Светлана Мирзоева в своем очерке о выдающемся художнике Саттаре Бахлулзаде, - произошла еще одна встреча, которая озарила особым светом всю жизнь художника. Гейдару Алиеву, ответственному работнику КГБ, известному своей любовью к изобразительному искусству, симпатиями к художникам, поручили заняться Саттаром Бахлулзаде, который был задержан... милицией. Явился Cаттар в кабинет Гейдара Алиева крайне смущенный, сконфуженный и стал путанно объяснять, как некто в кафе, куда он пришел с товарищами, посмел назвать пейзажи «пустым делом», раз там нет людей или хотя бы машины, и оскорбленный художник полез в драку. Сбивчивая речь обнажала чистую душу наивного как ребенок человека. Собеседники были рады, что открыли друг друга, и по-доброму расстались. С тех пор Гейдар Алиев, ставший чуть позже руководителем Азербайджана, не упускал случая при посещении регулярных республиканских художественных выставок задержаться у новых полотен Саттара Бахлулзаде, поговорить с автором, узнать о его дальнейших планах, и это было для художника мощным стимулом».
Один за другим следуют в книге Светланы Мирзоевой, радуя своей теплотой, ощущением дыхания времени, очерки о тех деятелях азербайджанской культуры, которые составляют нашу славу и гордость, судьба которых свела их с общенациональным лидером Гейдаром Алиевым и счастливым образом одарила их его вниманием, заботой и искренней любовью.
Неподражаемый маэстро Ниязи, Рашид Бейбутов, Муслим Магомаев, Таир Салахов, Гамэр Алмасзаде, Алиш Лемберанский, Полад Бюльбюльоглу, Тогрул Нариманбеков, Фархад Бадалбейли, Мстислав Ростропович, Майя Плисецкая, ученый-педагог Лятиф Гусейнзаде, художники Кямиль Алиев и Эльмира Шахтахтинская…
Плеяда выдающихся личностей, образы которых за десятилетия своего подвижнического труда мастерски запечатлела на страницах «Бакинского рабочего» Светлана Мирзоева, стали и героями ее книги о Гейдаре Алиеве, обаяние личности которого каждый из них ощутил в полной мере. И тем щедрым памятным подарком профессионала, который известная азербайджанская журналистка подарила всем нам навсегда.
Галина МИКЕЛАДЗЕ
banner

Советуем почитать