• четверг, 25 Апреля, 19:54
  • Baku Баку 21°C

Технология испуга

30 июля 2020 | 19:26
Технология испуга

ПОЗИЦИЯ
Бывший президент Ирана Махмуд Ахмадинежад активизировался не на шутку, официально предложив положить конец конфликту в Йемене.
По этому поводу он написал письмо наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду бен Салману, лидеру правящего на севере Йемена шиитского движения «Ансар Алла» (или просто хуситов) Абдул-Малику аль-Хуси и Генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу.
Как пишет газета The New York Times, он предложил создать комитет, который будет состоять из авторитетных мировых политиков. При этом стоит отметить неестественный, можно сказать провокационный, шаг политика - необычным выглядит обращение к аравийскому кронпринцу, поскольку Эр-Рияд и Тегеран уже более сорока лет являются непримиримыми врагами в регионе. А тут вдруг эпистолярный жанр вроде того, как кот Матроскин пишет письмо Шарику, где главное - не жилище индейцев, а его название.
Во-первых, это неспроста
Первый срок президентства Махмуда Ахмадинежада был более-менее адекватным, но во втором он скорее стал не управленцем в привычном для нас понимании, а пугалом для израильтян, каждый день заклинающим, что не сегодня-завтра уничтожит их страну. Первые баллистические ракеты были созданы в Иране именно в годы его правления, а потому и в Тель-Авиве, и в Вашингтоне полагали, что бесноватый парень с улицы, не обучен политическому и дипломатическому этикету, может сдержать слово.
Так что нынешняя его активизация накануне грядущих через год президентских выборов не случайна и, возможно, является красной тряпкой для еврейско-американского альянса.
На эту мысль наталкивает еще одно недавнее заявление экс-президента - о том, что Иран намерен заключить энергетическую сделку с Китаем с выходом впоследствии на ядерное оружие. Серьезные политологи не рассматривают всерьез громких предупреждений, тем более сделанных вспыльчивыми деятелями, но то, что сказал М.Ахмадинежад, не только взбудоражило иранское общество, но и вконец испортило отношения заокеанской державы с Поднебесной.
Причем он технически грамотно спровоцировал столкновение двух центров силы, обращаясь не к ним, а к чиновникам своей страны, упрекая их в том, что они, заключая с Пекином контракт стоимостью в сотни миллиардов долларов, отдают на откуп чужестранцам фактически всю экономику плюс часть территорий. М.Ахмадинежад не упомянул ни одного имени, когда сказал: «Вы разве хозяева страны, чтобы отдавать деньги народа без его ведома? Мы осуществили революцию для того, чтобы ничего не скрывалось от народа, и никто не считал себя его хозяином».
Эффект был еще более впечатляющим, так как он не первый политик, раскритиковавший действия иранских властей. Более года назад некто Хасан Новрузи написал открытое письмо президенту Ирана Хасану Роухани, в котором обвинил правительство страны в передаче Китаю в безвозмездное пользование острова Киш на 25 лет. Так что, несмотря на то, что иранское правительство в свое время отрицало данный факт, семена риторики экс-президента упали на благодатную почву.
Главная суть соглашения, подписанного 4 года назад, но дополненного недавно секретными соглашениями, заключается в том, что Китай в течение четверти века инвестирует до $400 млрд в развитие нефтегазовой и нефтехимической отраслей, а также в транспортный сектор и инфраструктуру Ирана. Согласно информации журнала Petroleum Economist, секретные положения включают в себя целый ряд привилегий для Пекина. Так, в соответствии с условиями нового соглашения, ему будет предоставлено право отсрочки платежей за иранскую продукцию до двух лет, он также сможет оплачивать иранскую нефть не в долларах, а в юанях или других «мягких валютах».
Как бы то ни было, имя Х.Новрузи, написавшего письмо действующему президенту, осталось за кадром, а М.Ахмединежад, сделавший это год спустя, неспроста попал на первые полосы газет.
Амбиции блудного сына
Судя по всему, бывший президент Ирана не хочет довольствоваться мечтами о новой революции и желает снова занять пост президента, что подтверждают и цепочка последних событий, и близкие к нему источники. Но сможет ли тот, кто не повиновался приказам верховного лидера аятоллы А.Хаменеи, стать в условиях жесткой иерархии следующим главой исполнительной власти?
Хоть управленец он никудышный, но всегда позиционирует себя, как парня из народа. «Если кто-то вроде меня, наполовину босой и раздетый, вновь придет и станет президентом, то произойдет еще одна революция», - эти слова М.Ахмадинежад произнес 9 лет назад, когда делился со сторонниками воспоминаниями о том, как ему удалось стать первым президентом шиитской страны, не имея отношения к духовенству.
Он был на должности президента Ирана с 2005-го по 2013 год, и когда пообещал больше не заниматься политикой, все вздохнули свободно, но длилось это недолго - в 2014 году М.Ахмадинежад вновь появился на публике, причем вместе с верховным аятоллой Али Хаменеи по случаю религиозного мероприятия, из-за чего распространилось мнение, что верховный лидер простил все ошибки бывшего президента и разрешил ему вернуться в политику.
Как пояснил ситуацию в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» политолог-востоковед Фаиг Алекперов, сейчас эти слухи подкрепляются наличием множества признаков, говорящих в пользу такого решения:
- В первую очередь это касается иранского парламента последнего созыва, где у него есть ярые сторонники, готовые поддержать его в любом вопросе.
Ряд близких ему людей, включая бывших членов его правительства, получил почти 60 мест в депутатском корпусе после того, как Совет стражей Конституции утвердил их кандидатуры, отсеяв «реформаторов» из команды нынешнего президента. Кстати, две фигуры из его второго правительства теперь исполняют обязанности первого и второго заместителей спикера парламента, так что позиции его сторонников объективно укрепились, а они сами начали вести переговоры о возможности участия М.Ахмадмнежата в предстоящих президентских выборах.
С другой стороны, парень из народа с некоторых пор пытается предстать в роли революционера, выступающего против несправедливости, бедности и коррупции, напоминая аятоллу Рухоллу Хомейни в период начала иранской революции. Так, буквально 3 года назад, произнося одну из своих революционных речей в Бушере, он начал с критики судебной системы, но затем вдруг заявил: «Вы, мой великий народ, не сможете найти ни одного ниспосланного Аллахом народного лидера, который бы молчал перед лицом бедности большинства населения, обкрадываемого горсткой людей». Трактовать его слова можно по-разному, но людям это выступление понравилось, и они ходят на представления «народного артиста», могущего в третий раз возглавить правительство страны.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать