• пятница, 19 Апреля, 23:17
  • Baku Баку 24°C

Не лучший повод

27 июля 2020 | 18:36
Не лучший повод

СИТУАЦИЯ
Греческие стратеги посчитали, что открытие мечети Айя-София в Стамбуле является лучшим поводом для привлечения всех европейцев на борьбу с Турцией. И они правы, исходя из правил и понятий традиционной дипломатии, где свои и чужие на виду, но они заблуждаются, не учитывая огромные изменения в геополитике, а также ширину разлома в отношениях между Евросоюзом, Британией и США.
Но самую большую ошибку они совершили в Салониках, потакая группе «радикально настроенных элементов», которые сожгли турецкий флаг в знак недовольства.
Вообще-то для мнимых потомков эллинов это стало традицией - ежегодно 19 мая, в день рождения Мустафы Кемаля Ататюрка, в Афинах бритоголовые сжигают турецкие флаги, и дело заканчивается тем, что МИД Греции «самым категорическим образом осуждает любые действия по оскорблению национального символа любой страны». Ни тебе актов, ни даже приводов к участковому, а тем более привлечения к административной ответственности.
Зато розничной торговле выгодно - накануне действа они заказывают тысячи полотнищ и продают товар вдвое дороже. Так и живут, не давая застыть ненависти к покорителям Византийской империи, в надежде «на коне» вернуться в давно закатанный в глубокие пласты истории Константинополь.
Дела совсем недавних дней
То, что американцы гегемоны в мировой политике, не будучи монополистами центра силы, - факт, не поддающийся сомнению. Лучший их союзник Евросоюз в двуедином лице Парижа с Берлином очень бы хотел поработать с иранцами в нефтяной и транспортной отраслях, перетянуть на себя «одеяло торговли» с Китаем, вывести из-под санкций Россию.
Можно привести еще с десяток показательных примеров его желания сыграть в свою игру, но, как видите, ничего у него не получается. Официальный Брюссель много чего хотел бы сделать еще - окончательно «завалить» Анкару, например, но старший брат по НАТО и тут не дает оголить юго-восточный фланг Североатлантического альянса. И это вовсе не от большой любви к туркам, потому, что в случае игнорирования опасности, исходящей от нестабильности в упомянутом регионе, этот и без того изменчивый и обремененный глупостью мир прогнется окончательно под техногенные катастрофы.
О стратегической поддержке американцами турок и о ненависти к ним, например, греков и французов, можно сагу слагать - средиземноморская «газовая эпопея» яркое тому свидетельство. А что стоит противостояние Парижа и Анкары по поводу недавнего корабельного кризиса у берегов северной Африки? То, как себя повел президент Франции Эммануэль Макрон в данной ситуации, побежав жаловаться генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу, - ни в какие ворота не лезет, тем более что, как показывают исследования, ничего серьезного там не было.
Но тут интересно другое - Макрон в данном случае намеренно ставит под угрозу выверенную стратегию и единство в рядах НАТО, чтобы создать свою, общеевропейскую армию, воплотив тем самым замысел Бонапарта, а заодно перетянуть на себя антитурецкие чаяния некоторых членов альянса, создав «команду без тренера».
Но он забывает, что Лондон, а следом и Анкара с Варшавой, Берлином и Римом (последние двое вынуждены сделать это по итогам Второй мировой войны) последуют за Вашингтоном, создав какой-нибудь новый военно-политический альянс, но уже без «игрока-выскочки». Ливийские события наиболее наглядно подтверждают сказанное - французы до конца поддерживают мятежного генерала Халифу Хафтара, хотя законное правительство национального согласия, признанное ООН и США, заседает в Триполи под руководством Файеза Сараджа.
Пешки в чужой игре
Правительство Греции, пару лет назад благодаря Германии чудом ушедшее от национального банкротства, сегодня если и устраивает Евросоюз, то исключительно в качестве соседского ребенка, пострадавшего от чужого дяденьки, живущего через дорогу. Поскольку дядька этот сильный, на него «мирные христиане» с дубьем пойти не могут, зато осудить в стенах того же Европарламента, грозную резолюцию подмахнуть - это запросто.
Единственное, чего они не понимают, - почему заокеанская держава не примет меры в отношении этого «зарвавшегося хулигана», забывая при этом одну истину. Речь идет не о конкретном человеке в лице президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, а о восстановлении справедливости. Обратите внимание, как немцы переживают после Нюрнбергского процесса, признания Холокоста. Переживают потому, что им приходится десятки лет каяться в грехах националистов - умерли своей либо принудительной смертью даже их пионеры из Гитлерюгенд, а их потомкам до сих пор пеняют преступления предков. Вот и с Турцией примерно так - сто лет назад канула в Лету Османская империя, но турецкий народ до сих пор пожинает плоды неравноправного Лозаннского мира.
Но французам неймется - посредством греков, армян и курдов они пытаются вбить клин между ними и турками. К сожалению, приходится констатировать, что есть категория людей, которые понимают только силу.
И надо прямо сказать, что в Греции откровенно вынашивают идею реваншизма, несмотря на то, что со времени падения Константинополя минуло 567 лет. Причем реваншизма они жаждут не своими, а чужими руками, как это было век назад. И эта болезнь начинается с преуменьшения и замалчивания вплоть до полного отрицания вины за собственные агрессивные действия.
При отсутствии сдерживающих факторов простое стремление к реваншу из слов, лозунгов и призывов зачастую превращается уже в идеологию и становится одним из основ политики государства. Признаки этого проявились в достаточной мере в развязывании Афинами второй Греко-турецкой войны (1919-1922 годы). В греческой историографии событие именуется Малоазийский поход и соответствовало греческим ирредентистским планам, именуясь «освободительной войной». Кончилась эта авантюра сокрушительным поражением греков.
Еще одним примером греческого реваншизма является попытка присоединения Кипра к Греции (энозис) в 1974 году. Старшее поколение помнит, что она также была пресечена силой.
Однако рискнут ли греки в третий раз, зная, что за ними нет справедливых позиций?
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать