• пятница, 19 Апреля, 13:22

Гейтепе стратегический

27 июля 2020 | 13:35
Гейтепе стратегический

ИССЛЕДОВАНИЯ
Продолжение археологических исследований на территориях вдоль линии фронта демонстрирует всему миру, прежде всего, непоколебимую решимость и высокую культуру нашего народа против злодеев нашей государственности, особенно ярко проявивших себя в последний драматичный период.
Об этом заявил завотделом Института археологии и этнографии (ИАЭ) НАНА, доктор философии по истории, исследователь археологического памятника Гейтепе в Товузском районе Фархад Гулиев. По этому поводу он даже обратился к руководству Академии наук с просьбой издать специальное распоряжение о начале археологических исследований в Карабахе и приграничных районах. По мнению ученого, это будет самый красноречивый ответ на призыв Верховного главнокомандующего, Президента нашей страны Ильхама Алиева к национальному единству и патриотизму.
Товуз благоприятен во всех отношениях
Наши ученые, как и все граждане страны, поддерживают политику, проводимую главой государства, сказал Фархад Гулиев корреспонденту газеты «Каспiй», поэтому если археологические исследования будут продолжаться и в Товузе, и в Карабахе, враг сможет еще раз убедиться, что мы – единое целое вместе с нашим с государством и нашим Президентом.
«Провокация, совершенная Арменией в Товузском районе в последние дни, - отметил он, - не случайна. Слишком велико стратегическое значение региона с политической и экономической точки зрения. Отрадно, что во время всех этих событий жители Товуза проявили особую смелость, во время провокаций, совершенных противником, жители района были первыми, кто мобилизовался и поддержал нашу армию. Товузцы, как и все азербайджанцы, гордятся своей древней историей и чрезвычайно привязаны к своим корням. Учитывая, что сейчас карантинный режим, и нам приходится работать онлайн, с жителям и Товуза общаемся только посредством видео- или мобильной связи, в ходе которой они все как один подчеркивают важность наших исследований даже в такой сложной ситуации».
У нас есть регионы, где нет строгого карантинного режима, и именно там, по мнению археологов, можно проводить археологические исследования. Это касается Гейтепе близ Товуза, Средневекового города Шамкир, курганов в Геранбойском, Гедабейском, Дашкесанском районах – то есть там, где есть памятники, свидетельствующие о древности нашего народа и отражающие все исторические этапы развития человечества. «Несомненно, одним из главных условий организации исследований должно быть небольшое количество экспедиций в соответствии с существующими условиями и соблюдением правил карантинного режима, резюмировал Гулиев и отметил, что особенности рельефа и природные условия Товуза всегда были благоприятны для жизни и работы людей практически на всех этапах истории.
Что касается топонима «Товуз», то здесь мы сталкиваемся с разными подходами специалистов. Одна из основных научных гипотез заключается в том, что этот топоним связан с названием древнего тюрко-огузского племени. Из-за особенностей рельефа наиболее плодородные сельскохозяйственные земли Товузского района расположены в среднем течении правого берега реки Куры. И одним из интересных моментов здесь является то, что в древние времена впервые в этих областях наши предки стали вести оседлый образ жизни и построили первые деревни эпохи неолита (VII-VI тыс. до нашей эры).
Изучением основных особенностей древней индустриальной экономики, которая способствовала социально-экономическому развитию Кавказа, не первый год уже занимаются исследователи из Института археологии и этнографии НАНА и Токийского университета (Япония), проводя совместные исследования в азербайджанских поселениях раннего неолита. Археологические раскопки в Товузе, вдоль среднего течения Куры, с 2008 года показали, что самые древние признаки сельского хозяйства стали известны в регионе более 8 тыс. лет назад. А по результатам недавних исследований в регионе, удалось установить появление ранней сельскохозяйственной культуры в регионе в результате взаимоотношений местного населения с жителями Анатолии.
Археологические раскопки были проведены, кроме Гейтепе, еще и в Гаджиалямханлытепе, Ментеше и Кичиктепе. Цель всех исследований – изучение экономических и религиозно-идеологических взглядов наших предков, входивших в состав племен ранней сельскохозяйственной культуры. К примеру, будучи одним из крупнейших поселений на Южном Кавказе, Гаджиалямханлытепе является также старейшим неолитическим поселением региона, а Ментеш - единственным памятником в регионе, где была найдена неолитическая гробница.
В совокупности процессов
«Лабораторные исследования и более 80 радиоуглеродных анализов выявили много подробной информации о культурном и экономическом развитии периода неолита, который начинается в 5950 и 5450 годах до нашей эры», - отметил Гулиев, подчеркнув, что наши предки, которые были носителями ранней сельскохозяйственной культуры, характеризующей социально-экономическое развитие того времени, имели и значительно более высокую экономическую систему.
«Информации о периодизации, полученной из Гейтепе, достаточно много - как с точки зрения количества архитектурных уровней, так и с точки зрения радиоуглеродных дат. В результате древнее поселение Гейтепе остается единственным эталонным памятником VI тысячелетия с богатой и древней историей и с первыми сельскими поселениями периода неолита», - пояснил ученый.
Отметим, что за последние пять лет было сделано в общей сложности 318 ссылок на статьи, опубликованные в Web of Science и индексированных журналах Scopus на тему «Археологические исследования древнего поселения периода неолита Гейтепе». Научные статьи о других важных археологических памятниках в Товузском регионе (названных выше поселениях Гаджиалямханлытепе, Ментеш и Кичиктепе), а также некрополе кургана Топдагдаган в эпоху поздней бронзы были опубликованы в других международных журналах с высоким импакт-фактором.
Товузская археологическая экспедиция НАНА, изучающая археологический комплекс Гейтепе, придает особое значение популяризации богатого исторического прошлого Азербайджана в регионе. В последние годы Гейтепе даже стал своего рода святыней и местом паломничества для местных и иностранных туристов - особенно после того, как был включен в План мероприятий Года туризма, объявленного в стране в 2012 году.
А совсем недавно в пятом номере 181-го тома научного журнала Cell с высоким импакт-фактором, который входит в систему Elsevier, была опубликована статья, посвященная предварительным результатам международного научно-исследовательского проекта «История генома Анатолии, Северного Леванта и Южного Кавказа от неолита до эпохи бронзы».
Соавторы статьи - известные археологи и генетики, представляющие Азербайджан, Германию, Турцию, Италию, США, Англию, Францию, Австралию и Южную Корею. Азербайджан в авторском коллективе представляют старший научный сотрудник Института археологии и этнографии НАНА, доктор исторических наук Туфан Ахундов и доктор философии по истории Фархад Гулиев.
К исследованиям были привлечены образцы останков древних людей, живших в периоды неолита, халколита, бронзы и раннего железа, найденные на территории Передней Азии. В результате генетического анализа человеческих останков, обнаруженных на археологическом памятнике Ментештепе, относящемся к неолитической культуре Шомутепе (исследования д.ф.и. Ф.Гулиева и французского археолога, доктора Бертиль Лионет) и Полу-тепе, относящемся к неолитической культуре Карабаха (исследования д.и.н. Т.Ахундова), науке стали известны новые факты. Так, было обнаружено, что в конце эпохи неолита генофонд Анатолии и Южного Кавказа представлял собой совокупность процессов взаимовлияния.
Помимо этого, археогенетические исследования и человеческие останки, обнаруженные на северо-западе современной Сирии, указывают на то, что в конце эпохи ранней бронзы происходили миграции из приграничного ареала современных Ирана и Туркменистана. Так как этот факт является пока единственным, он был назван «фактом индивидуальной миграции». Таким образом, исследования указывают на то, что в период позднего неолита миграции происходили в обоих направлениях.
На рубеже тысячелетий
Результаты, опубликованные в статье, были получены в ходе первого этапа исследований, которые велись в рамках проекта лаборатории отдела археогенетики Института истории человечества имени Макса Планка. В конце года будут обнародованы результаты анализа генетических образцов, обнаруженных на памятниках эпохи поздней бронзы и раннего железа.
А во втором выпуске 48-го тома международного научного журнала Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН «Археология, этнография и антропология Евразии» («Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia»), который также индексируется в международных научных базах Scopus и Web of Science и имеет высокий импакт-фактор, была опубликована статья заведующего отделом по связям с общественностью ИАЭ Пярвиза Гасымова «Проблема культурной идентификации подкурганных склепов раннего бронзового века на территории Азербайджанской Республики» (на русском и английском языках).
В статье освещена проблема культурной принадлежности специфического курганного типа погребений, относящихся к раннему бронзовому веку, которые были обнаружены на северо-западе Азербайджане, вдоль восточных предгорий Малого Кавказа. Они вошли в научный оборот под названием «подкурганные склепы», или «курганы с камерами коллективного погребения».
Как рассказал корреспонденту газеты «Каспiй» П.Гасымов, долгое время считалось, что данный тип погребальных памятников относится к поздней фазе раннего бронзового века. Но радиокарбонные датировки артефактов, найденных в ходе исследований подкурганных склепов Узун Реме и Шадылы, проведенных археологом, доктором философии по истории Бахтияром Джалиловым, показали, что памятники относятся к начальной фазе раннего бронзового века. «Международные археологические исследования подкурганных склепов, - поделился Гасымов, - открыли большие возможности для проведения археометрических исследований. Была выдвинута гипотеза, что данная традиция относится к протокура-аракской культуре. В статье я оспорил существующее мнение: эта керамика не содержит растительной примеси, изготовлена вручную и является грубой имитацией форм убейд-урукской традиции, она генетически не связана с красно-черной полированной кура-аракской керамикой ручной работы. Кроме того, в развитой кура-аракской культуре и ее локальных вариантах не наблюдается продолжение традиции коллективных захоронений в подкурганном склепе и его сжигания в конце функционирования».
Дискуссионными, отметил ученый, остаются вопросы, связанные с корнями данной традиции. Так, некоторые признаки сближают подкурганные склепы с коллективными погребениями (толосами) периода Намазга III в Туркменистане, датируемыми 3200–2800 гг. до н.э. Тем не менее, это памятники разных культур: на разделяющей их территории не зафиксированы никакие «переходные склепы», чтобы связать данные памятники генетически.
Основываясь на радиоуглеродные датировки, автор выдвигает рабочую гипотезу, что традиция подкурганных склепов появилась в начале второй половины 4 тысячелетия до н.э. и исчезла на рубеже 4-3 тыс. до н.э., когда на Южном Кавказе получила распространение кура-аракская культура. Также автор указывает на необходимость в интенсиональном (сущность термина) и экстенсиональном (применение к специфическим памятникам) определении таких терминов, как «погребальный холм», «курган», «тумулус», «подкурганный склеп» и т.д.
Галия АЛИЕВА