• четверг, 25 Апреля, 13:48
  • Baku Баку 23°C

Первый пятничный намаз

24 июля 2020 | 18:33
Первый пятничный намаз

С тех пор, как основатель современной Турции Мустафа Кемаль Ататюрк повесил на двери исламизированного на ту пору собора Святой Софии собственноручно написанную табличку «закрыто на ремонт», прошло 88 лет.
Позднее, спустя несколько лет, был издан указ о придании собору статуса музея, и вот буквально вчера легендарное сооружение, называемое на османский лад Айя-Софией, стало свидетелем возвращения основной молельни Стамбула. Так, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган нанес решающий удар под устои секуляризма, настояв на своем тезисе, что человек, прежде всего, мусульманин (христианин, буддист и пр.), а затем уже гражданин конкретной страны.
Тем самым турецкий лидер доказал, что если его американский коллега Дональд Трамп целиком «даровал» Иерусалим еврейскому государству, то он «дарует» Стамбул исламской общине - сначала под ее религиозные нужды и только затем - под светские цели.
Символизм в действии
Во время торжественного пятничного богослужения на охраняемой территории яблоку негде было упасть - в самом здании присутствовали члены правительства во главе с Эрдоганом плюс приглашенные гости - всего чуть более 500 человек. Зато в округе собрались десятки тысяч мусульман, пожелавших в столь знаменательный день стать частичкой исламской уммы.
Не случайно для обеспечения безопасности на этом массовом мероприятии по периметру было развернуто 11 контрольно-пропускных пунктов. Нелишне отметить, что наибольшая нагрузка пришлась на сотрудников медицинских служб, которые из-за пандемии коронавируса дотошно измеряли у всех приходящих температуру.
Впрочем, ошибаются те, кто считает, что Айя-София все 85 последних лет была просто музеем, без привкуса идеологии. Так, сразу после неудавшейся попытки государственного переворота в ночь с 15 на 16 июля 2016 года с минарета, возвышающегося над собором Святой Софии, был озвучен символический призыв к молитве (азан). Это был символический жест со стороны Эрдогана, означающий, что Аллах неизменно спасет турок от кяфиров, стоявших за планами свержения законного правительства. Точно такой же призыв к молитве прозвучал год спустя. А затем, уже 29 мая текущего года, в рамках торжественных мероприятий, приуроченных к 567-й годовщине завоевания Стамбула, в стенах знаменитого собора, включенного в Список всемирного наследия UNESCO, была озвучена сура «Аль-Фатх» из священного Корана.
Тема победоносной войны прослеживалась и выделялась особой канвой и во время вчерашнего благословения по случаю возвращения музею статуса церкви - к верующим с проповедью обратился глава Управления по делам религии Турции Али Эрбаш, который в момент произнесения хутбы держал в руках меч султана Мехмета II, завоевавшего Стамбул в 1453 году (за это в скрижали истории братской страны он записан как Завоеватель).
Для проведения богослужений назначены имамы мечети - профессор исламского права Стамбульского университета Мехмет Боюнукалын, а также имамы других стамбульских мечетей - Феррух Мустуер и Бунджамин Топчуоглу. Также назначены муэдзины - их пятеро. Это значит, что полностью сформирован кадровый ресурс заведения, а еще больше это означает, что расшатаны позиции светской оппозиции - теперь у Эрдогана появился дополнительный козырь: «О, братья мусульмане, если придут к власти безбожники, они отдадут наши святыни, включая Айя-Софию, на поругание безбожникам. Так давайте же защитим дух наших славных предков от посягательства кяфиров», - примерно с таким текстом накануне президентской гонки обратится он к верующим, число которых в Турции растет из года в год, и этот постулат вполне может сработать.
Освежаем память или протесты не помогут
Это то, что касается внутренней политики, тем не менее, несмотря на суверенное право Турции решать судьбу этого культового сооружения, изменение статуса Айя-Софии вызвало критику во всем христианском мире. В частности, сожаления по поводу принятого решения выразили Папа Римский Франциск, Вселенский патриарх Варфоломей и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Хотя они прекрасно знают, что после взятия Константинополя в 1453 году вместе с подворьем Константинопольского патриархата, располагавшегося там, султан Мехмед Фатих (Завоеватель) не захватил Айя-Софию, а просто выкупил ее у патриархии, после чего храм стал его собственностью, которую он затем передал в вакф. То есть, объект, говоря современным языком, был передан на баланс мусульманской общине в пожизненное пользование и просуществовал в статусе мечети ровно 482 года. В Турции даже хранится завещание, в котором Мехмет Фатих заявляет, что «мечеть передается мусульманам до Судного дня» и проклятие тому, «кто изменит статус этой мечети».
В переводе на простой язык, это значит, что Мустафа Кемаль Ататюрк попал под непосредственное и всеобъемлющее проклятие своего великого предка. Эрдоган, правда, не употребляет этих слов, но освобождая свою нацию от унизительных условий Лозаннского мирного договора, он неустанно обращается к истории средневековья, когда Стамбул был столицей исламского халифата.
Так что упомянутые христианские сановники видят или, скорее всего, хотят видеть в изменении статуса Айя-Софии конфронтацию христианства и ислама. Однако с точки зрения Турции этот вопрос секулярного прошлого и частично настоящего ее исламского фактора.
Кроме того, не стоит забывать, что после распада Османской империи более трех тысяч османских памятников остались на территории Греции, многие мечети при этом были превращены в церкви, театры и музеи. Это и мечеть «Фетхие» в Афинах (XV век), которая одно время использовалась даже как военная тюрьма. В настоящее же время в ней располагается выставочный зал, мечеть Хамзы-Бея в Салониках (XV век), которая использовалась как кинотеатр, «Старая мечеть» (XVI век) в Нафплионе (в настоящее время является театром), мечеть Цистаракиса в Афинах (XVIII), где в настоящее время находится музей греческого народного искусства и т.д.
Мечети, преобразованные в христианские соборы, действуют и поныне в Кордове и Севилье (Испания), в Пече (Венгрия) и Палермо (Италия), и этот список можно продолжить до бесконечности.
Что же касается опасений по поводу судьбы мозаичных панно в Айя-София, то турецкое правительство дало гарантии (объект в 1985 году включен в реестр памятников всемирного наследия ЮНЕСКО) относительно их полной сохранности. «В целом же работы продлятся около шести месяцев, после чего все могут убедиться в беспочвенности подозрений относительно будущего этого памятника культуры», - заявил по этому поводу Эрдоган.
Да, несмотря на изменение статуса сооружения, оно остается памятником мирового наследия (истории, культуры и архитектуры), но Айя-София никуда не делась - после решения здание стоит, как и стояло, оно доступно для посетителей. И никто не собирается его перестраивать, уничтожать мозаику, портить.
Кстати, посещение Айя-Софии стоило недешево, но отныне туристы со всего мира получат доступ к этому памятнику бесплатно. Что же касается блюстителей христианской морали, они прекрасно знают, что мозаика в храме Святой Софии пострадала от рук отнюдь не мусульман, а иконоборцев, когда в 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Итогом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах.
Позднее, в 787 году, седьмой Вселенский собор утвердил догмат иконопочитания и отменил решение предыдущего собора, так что нечего пенять на мусульман - это исключительно внутрирелигиозная проблема.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать