• четверг, 18 Апреля, 22:20
  • Baku Баку 21°C

Шаг за шагом

03 июля 2020 | 19:07
Шаг за шагом

РЕГИОН
Высшее руководство Турции, России и Ирана накануне в виртуальном режиме провело саммит, посвященный урегулированию ситуации в Сирии. Они не называли третьих сторон, но очевидно, что основным предметом осуждения были США.
Из официального коммюнике следует, что стороны осудили незаконный захват месторождений нефти в упомянутой ближневосточной стране, а также присвоение доходов от добычи углеводородов, которые должны были пойти на нужды ее населения. Как известно, ранее курдские отряды из так называемых «Сирийских демократических сил» вместе с американскими военнослужащими взяли под контроль крупнейшие местные месторождения нефти в Румейлане и Дейр-эз-Зоре. И теперь они на пару по произвольной цене продают товар на биржах, покрывая собственные издержки.
Для чего встречались?
Эта встреча имела прежде всего символическое значение, чтобы еще раз подтвердить, за кем последнее слово в этом конфликте. По словам турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, для установления стабильности в Сирии определяющими станут действия именно Турции, России и Ирана. «Мы приложим все возможные усилия для обеспечения стабильности и благосостояния в соседнем государстве. Поскольку мы являемся странами-гарантами Астанинского процесса, наши решения и дальнейшие действия будут иметь ключевое значение и станут определяющим фактором в этом ракурсе», - отметил он на саммите.
По его словам, для Турции остаются в приоритете территориальная целостность Сирии, а также прекращение огня на территории республики.
На саммите главы трех государств подчеркнули, что нужно обеспечить защиту гражданских лиц и местной инфраструктуры с соблюдением международного гуманитарного права, а это значит, что наступление сирийской правительственной армии на последний оплот вооруженной оппозиции временно откладывается. О том же свидетельствует очередной абзац коммюнике, где говорится, что «подробно рассмотрена ситуация в Идлибской зоне деэскалации и подчеркнута необходимость поддержания спокойствия на земле путем полного выполнения всех имеющихся соглашений по упомянутой провинции».
Кроме того, они выразили озабоченность гуманитарной ситуацией в Сирии (если коротко, то это состояние здравоохранения, социально-экономическая и бытовая обстановка, которая осложняется пандемией). «Отвергли все односторонние санкции, нарушающие международное право, международное гуманитарное право и Устав ООН, особенно в условиях повсеместного распространения коронавируса. Отметили в этой связи насущную необходимость обеспечения быстрого, безопасного и беспрепятственного гуманитарного доступа по всей территории Сирии, чтобы облегчить страдания народа, и призвали международное сообщество, особенно ООН и ее гуманитарные агентства, увеличить оказываемую ими помощь всем сирийцам без дискриминации, политизации и выдвижения предварительных условий», - отмечается в коммюнике.
А вот и бальзам на душу Тегерана, так как по тексту видно, что инициатива предложения принадлежит иранцам. «Стороны обсудили израильские атаки в Сирии, которые определили как «дестабилизирующие, нарушающие суверенитет и территориальную целостность страны», а также договорились о следующей очной встрече. Решили провести следующий трехсторонний саммит в Исламской Республике Иран по приглашению президента Роухани, как только это будет возможно», - отмечается в заявлении.
Партия для двоих
Как разъяснил ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй» глава Центра политологических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу, в данный момент, несмотря на трехсторонний формат договоренностей, основными сторонами «визитов вежливости» являются президенты Турции и России:
- В этом случае, как и в Ливии, русские играют за себя, а братская нам страна учитывает интересы НАТО, но не как военного, а как политического блока. Кроме того, за время существования Астанинского процесса Эрдоган и Путин встречались более десяти раз исключительно по Сирии. Последний раз это было в начале марта, причем тогда страны вновь были на грани разрыва отношений, потому как русские «по незнанию» обстреляли турецкие позиции, убив несколько десятков военнослужащих братской нам страны. Если бы Путин чувствовал, что он может от этой встречи проиграть, он бы не дал на нее согласия, но он знал расклад - в ноябре 2015 года турки сбили российский самолет, тоже «по незнанию». Так что если бы Эрдоган знал о тщетности этой поездки, он тоже не поехал бы. Но тут для него возник определенный жест - он приезжает в Москву, а не она к нему. Так что выиграли обе стороны. Что Эрдоган обещал по итогам этой встречи, то он и получил. С другой стороны, Путин получил нужное подтверждение Астанинского процесса и принципов встречи в Сочи в 2018 году (создание зон безопасности и деэскалации в Идлибе), а также закрепил достигнутые военные успехи сирийской армии на земле.
Вот и сейчас похожая ситуация - полностью откатить ее не удалось, но лейтмотив выступлений Эрдогана в последние две недели - прекращение боевых действий. Это тоже вполне прагматичная политика: когда понимаешь, что большего добиться не удастся, сконцентрировать внимание на том, что можно сделать.
Нужно понимать, что в своих выступлениях руководитель братской страны упоминает заведомо больше позиций, чтобы в дальнейшем иметь пространство для дискуссии и обрубать какие-то неважные пункты в процессе переговоров. Здесь он еще раз продемонстрировал себя как хороший дипломат и тонкий психолог, потому до сих пор и остается одним из самых блистательных политиков в регионе.
Еще один момент: Эрдоган в своем выступлении отметил, что Турция при всех договоренностях оставляет за собой право ответить на нападения Сирии. То есть это прежде всего диалог между бодающимися Анкарой и Москвой, а Дамаск выступает как третья сторона, которую крышует Россия.
Второй важный аспект: после гибели турецких военных в Сирии в начале марта Эрдоган просто обязан говорить, что любая сирийская атака получит ответ, поскольку надо принимать в расчет внутреннюю аудиторию, которая должна чувствовать, что их лидер - самый крутой. А сближается он с Россией для того, чтобы продемонстрировать собственному населению, а заодно и другим игрокам в регионе, что жадные европейцы и американцы слишком мало предлагают Анкаре в обмен на разрыв отношений с Москвой.
А.АЛЕКПЕРОВ
banner

Советуем почитать