• пятница, 29 Марта, 12:53
  • Baku Баку 14°C

Ереван идет на крайние меры

25 июня 2020 | 13:38
Ереван идет на крайние меры

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Обещанный Николом Пашиняном взлет армянской экономики не состоялся, и ее погружение в хаос обрело угрожающий характер. Вариантов спасения тонущего хозяйственного корабля не предвидится. Так как нет предпосылок для стимулирования инвестиционной активности.
Иностранный капитал всеми возможными способами дал армянским властям и предпринимателям знать, что не вынашивает планов выстраивания серьезных отношений на экономическом поле ввиду незавершенности войны и растущей внутренней нестабильности.
Тотальная кампания провоцирования Азербайджана на боевые действия однозначно играет против планов Еревана по экстренному спасению собственного положения.
Спокойствие и предсказуемость - первые условия для активизации деловой жизни. Предприниматели соседних государств, с которыми Армения пытается поддерживать отношения, не проявляют интереса к профилирующим секторам ее экономики.
Но не это на сегодня является самым тревожным признаком реалий. Даже местные олигархи и предприниматели воздерживаются от планов по оздоровлению промышленности и аграрного сектора.
Индифферентный подход национальных бизнесменов к проблематичному положению постепенно превращается в фактор серьезного раздражителя для кабинета Пашиняна.
Он и его ближайшие соратники видят в пассивности отечественных предпринимателей осторожный саботаж. По этой причине глава кабинета и разворачивает механизмы прессинга на руководителей предприятий и отраслей, чтобы отбить у них финансовые ресурсы.
Не исключено, что в перспективе армянских предпринимателей ожидает новая серьезная волна репрессий.
Наезд правительства на позиции партии «Процветающая Армения» Гагика Царукяна, блокирующие действия в отношении других более или менее именитых боссов промышленности и сельского хозяйства превращаются в норму. По всему видно, что нагнетая напряженность вокруг борьбы с коррупцией и нетрудовыми доходами, Кабинет министров очерчивает круг активного действия, чтобы экспроприировать финансовые ресурсы и материальные блага состоятельных кругов, зажиточных групп.
После того, как карманный парламент Пашиняна большинством голосов лишил статуса депутатской неприкосновенности Царукяна, его арест стал центральной темой актуальной повестки. Но особенности момента свидетельствуют, что главной целью премьер-министра в деле опального политика-бизнесмена станет «общипывание» лидера партии.
Правительству есть чем поживиться на царукяновском направлении ввиду наличия у новоявленного оппозиционера больших материальных возможностей. Он достаточно богат, а потому просматривается большой смысл в игре с ним.
Царукян не силен в политике, его определенно не хватит на большие дистанции политического марафона. Он мобилен в тактических боях и не представляет стратегической опасности для Пашиняна. К тому же в его деле есть ясно просматривающийся мотив, который позволяет ему чувствовать себя относительно спокойно и защищенно.
Пашиняну не с руки сегодня упрятать лидера «Процветающей Армении» в тюрьму, и премьер сделает все от него зависящее, чтобы заставить Царукяна выкупить свою свободу.
Цена, по всей видимости, будет высокой, и вырученные средства тотчас же пойдут на пополнение бюджетного дефицита, что, кстати, является для действующего кабинета задачей номер один.
Власть в условиях безденежья вынуждена пойти на все, чтобы вдохнуть спасительную струю в социалку. Люди недовольны, и их ропот постепенно охватывает всю республику.
Долговые обязательства правительства перед избирателями и простым людом только растут, и чтобы предотвратить социальный взрыв, Пашинян, как заправский рэкетир, будет выкачивать из имущего сословия реальные средства.
Фактически операцию по освобождению Роберта Кочаряна из отсидки тоже можно рассматривать, как коммерческую сделку. Он отпущен под залог, и неизвестно, как пойдет его дело дальше.
Слухи о его больших реваншистских возможностях сильно преувеличены. Кочарян и Серж Саргсян наладили контакт, однако их совокупные возможности оказания действенного сопротивления Пашиняну невелики.
Средний пласт армянского истеблишмента, состоящий из выходцев Карабаха, порядком напуган, и им движет только инстинкт самосохранения. Раскручиваемый премьером механизм репрессий, кадровые чистки и возвращение в казну награбленных средств отставных и действующих военных, руководящих лиц играет в пользу кабинета, который в стимулировании экспроприации видит свою безопасность.
К тому же операции по выводу на чистую воду зажравшихся котов в стане народа находят большое одобрение, и это обстоятельство приносит Пашиняну пиар-дивиденды.
На деле действующий кабинет поймал кураж на технологии финансовой нейтрализации оппонентов, потому что преодоление внутриполитических препятствий методом материальной нейтрализации противников решает еще и экономическую задачу самообеспечения.
Люди готовы расстаться с незаконно нажитыми средствами, лишь бы не подвергнуться репрессиям.
А тут запускается еще один механизм спасения нынешнего стагнационного положения. Пашинян решил протащить через законодательный орган проект программы, предусматривающей повышение налога на недвижимое имущество.
Это тоже следует расценивать, как удар по политическим противникам, поскольку неимущие, а их - большинство в стране, приветствуют методы экспроприации состояния толстосумов. Так, установление налога на имущество, стоимость которого оценивается менее 3 млн драмов, - тоже подспорье для задыхающегося бюджета.
На внеочередной сессии Национального собрания страны как раз обсуждался законопроект о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс. В условиях кризиса ставка на налоговые маневры является общепринятой практикой, и никто за это не сможет обвинить кабинет.
Тем более представители правительства уже дали объяснения, согласно которым целью законопроекта является адекватное налогообложение «видимых богатств». Представитель власти в свете парламентских обсуждений уточнил, что в действующем законодательстве база налога на недвижимость, являющаяся кадастровой стоимостью, отклоняется от рыночной стоимости, и она заметно недооценена.
Коль скоро речь идет о наведении порядка в налогообложении, то есть вводится более справедливое налоговое бремя на видимое имущество, значит, создаются условия, чтобы осуществлялось эффективное, можно сказать, честное выполнение функции государственного перераспределения.
Правда, есть опасения, что повысится налог и на квартиры, полученные большинством людей на бесплатной основе при Советской власти. Но думается, в этой плоскости правительство не отважится перейти за грань рискованного. Никол Пашинян, этакий прототип Робин Гуда, борется не с голытьбой, а с богачами, что присвоили народное добро, загнав многих в бедность.
Порыв этот срабатывает на имидж народного предводителя, однако встает вполне резонный вопрос: а реально ли практикуемыми методами спасать тонущую экономику?!
Тофик АББАСОВ
banner

Советуем почитать