• пятница, 29 Марта, 11:13

Для лечения COVID-19

17 июня 2020 | 14:01
Для лечения COVID-19

НАУКА
В Институт дендрологии (ИД) НАНА выращивают растения, используемые при лечении коронавируса, а также изучают способы защиты от коронавируса с использованием народной медицины. Об этом рассказала программа «Новости» телеканала «АРБ-24», представившая сюжет о выращивании в Азербайджане растений, используемых для приготовления иммуномодулирующих лекарств, применяемых для лечения COVID-19.
Предоставляя информацию об этих исследованиях, докторант института Вусаля Бадалова подчеркнула, что они проводятся с 2018 года, за это время достигнуты положительные результаты. А именно - научные сотрудники ИД выращивают растения, использующиеся для укрепления иммунной системы при лечении не только коронавируса, но и других инфекционных заболеваний - свиного гриппа, лихорадки Эбола, испанского гриппа.
По словам директора института члена-корреспондента НАНА Тофика Мамедова, на территории института, располагающего площадью в 12,5 гектара, выращивается шесть видов пассифлоры, а также сотни видов деревьев. А также такие экзотические растения, как Ginko Biloba, лаванда, Passiflora Incarnata L, обладающие сильнейшим седативным эффектом.
Эффективный селен
По словам Бадаловой, проинформировавшей телезрителей о способах укрепления иммунитета и рассказавшей о мелиссе, лаванде, розмарине, которые оказывают положительное влияние на иммунную систему и снимают эмоциональный стресс, трудно переоценить использование Passiflora incarnata в качестве отвара из высушенной травы.
Всего же в общей сложности в научном учреждении выращено более 100 видов растений с антибактериальными свойствами и седативным эффектом. «Естественное размножение этих растений на свободных территориях, - отметила она, - увеличит биоразнообразие в нашей стране, а также удовлетворит спрос на лекарственные растения».
Эффективным средством против COVID-19 и других вирусных заболеваний назвали сотрудники Института биофизики НАНА селен. Так, в результате многочисленных и пролонгированных исследований влияния одного из факторов окружающей среды (статус селена) на развитие и патогенность ВИЧ / СПИДа, который является частью генома COVID-19, которые провели доктор биологических наук Токай Гусейнов и доктор философии по биологии Ругия Гулиева, стало известно, что дефицит селена (Se) - одного из химических элементов в пище человека может привести к развитию наиболее распространенных вирусных заболеваний современности.
По их мнению, такие опасные вирусные заболевания, как хантавирус, вирус Коксаки, птичий грипп, лихорадка Эбола, а также другие, вызывающие серьезные повреждения сердечно-сосудистой системы, имеют симптомы, сходные с COVID-19. «Особенно опасно, - сказал Токай Гусейнов, - повреждение сердечной мышцы, системная гиперкоагуляция крови, которая считается угрозой для диабетиков, а также компрессия тромбоцитов, вызывающая внезапную остановку. Во всех случаях у пациентов наблюдается дефицит селена».
Между тем американские ученые выделили у коронавируса шесть отдельных линий. Анализ структуры более десяти тысяч образцов коронавируса нового типа из разных регионов мира показал, что сейчас по миру распространяется шесть его разновидностей. «Мы создали алгоритм, с помощью которого можно быстро секвенировать и объединять в группы полные геномы возбудителей быстро распространяющихся эпидемий. Используя эту методику, мы изучили 10,4 тыс. штаммов SARS-CoV-2 и выяснили, что существует шесть клональных групп этого вируса, которые циркулируют по миру», - пишут ученые.
С первых дней появления вспышки коронавирусной инфекции ученые пытаются понять, в какую сторону и как эволюционирует ее возбудитель - вирус SARS-CoV-2. Сейчас известно, что он накапливает мутации примерно с той же скоростью, что и возбудитель гриппа. Однако как эти мутации влияют на заразность и другие свойства вируса, ученые пока достоверно не знают.
Еще в начале марта китайские биологи заявили, что вирус мог разделиться на два подтипа, S и L, которые отличаются остротой симптомов и скоростью распространения. Другие ученые в этом усомнились, отметив, что изменения в общем генофонде вируса могли быть вызваны различными случайными процессами, а не реальными отличиями в заразности этих подтипов SARS-CoV-2. В мае ученые из Британии и Австралии показали, что в человеческой популяции циркулирует сразу три разновидности вируса.
Генетическая перепись вирусов
Эпидемиологи под руководством доцента Пенсильванского университета (США) Пола Плэнета провели новый, более масштабный анализ подобного рода. Они изучили и сопоставили между собой более десяти тысяч геномов коронавируса нового типа, образцы которых были извлечены из тел переболевших людей в самых разных странах мира за последние шесть месяцев. Для анализа столь большого набора информации ученые воспользовались специальным алгоритмом, который считывал всю генетическую базу данных и удалял из нее те части генома и фрагменты генов, которые полностью совпадали или были идентичны с функциональной точки зрения.
Благодаря этому исследователи уменьшили объем анализируемых данных и выделили те вариации в бактериальной ДНК или вирусной РНК, которые меняют структуру белков или сигнальных молекул уникальным образом, а также влияют на характер жизнедеятельности их носителей. С помощью этой же методики ученые объединили возбудителей COVID-19 в шесть крупных сообществ, так называемые клональные группы, которые состоят из родственных друг другу штаммов бактерий и вирусов.
Географически представители этих групп были распределены очень неравномерно. К примеру, вирусы из групп СС256 и CC258 встречаются в основном в США, представители групп СС70 и CC225 - в Европе, а на территории Южной Америки распространяется «европейский» коронавирус из группы CC300.
Что интересно, подобный анализ позволил Плэнету и его коллегам выделить мутации, общие для значительной части штаммов коронавируса, а также открыть несколько участков, структура которых мало изменилась за все время существования эпидемии. Эти участки, как предполагают ученые, особенно важны для распространения SARS-CoV-2. Их изучение поможет создать лекарства и вакцины, которые могут действовать почти на все разновидности вируса, заключают исследователи.
Недавно научные сотрудники лаборатории защиты растений Института дендрологии провели мониторинг в Абшеронском национальном парке. В результате исследований было выявлено, что на полуострове меняется климат, в результате чего меняется флора полуострова, уменьшается количество некоторых растений, относящихся к местной флоре, растет количество болезней растений и вредителей. Кроме того, при изучении природной и культурной флоры полуострова у растений Apiaceae были обнаружены колонии муки и подушки, а в кустах ивы (Tamarix L.) обнаружены мухи. Лабораторные исследования показали, что Planococcus ficus и Iceria puchasi паразитируют на растениях, принадлежащих к роду Corydalis. На Абшероне было обнаружено еще одно насекомое, наносящее вред цветущим растениям. Это - Graphosoma semipunctatum: графозомы, или краснополосые клопы - род клопов из семейства щитников, разновидность жука, обитавшего ранее исключительно в Средиземноморском регионе. Эти насекомые высасывают сок растений через своего рода всасывающие мундштуки, в результате чего растение высыхает и погибает. Однако их вредительская деятельность на этом не заканчивается, на подмогу им приходит бабочка махаон Papilio, которая питается исключительно только зонтичными растениями на всех этапах своей жизни - и в виде гусеницы, и во взрослом состоянии. Высыхание этих растений в итоге приводит и к уничтожению самих бабочек.
Мониторинг Абшерона
Отметим, что национальный парк площадью 783 га расположен на юго-восточной оконечности Абшеронского полуострова, в районе мыса Шах дили. Это место часто называют «клювом орла», на карте Азербайджана это особенно хорошо видно. Согласно легенде, сюда приходили охотиться высокопоставленные дворяне, в том числе шахи (ханы). Именно поэтому местные жители называют это место Şah dili.
С инновациями в ботанике и зоологии связана еще одна тема - тема овощеводства. Именно ей была посвящена онлайн-конференция «Роль инноваций в развитии современного овощеводства», организованная Научно-исследовательским институтом овощеводства Министерства сельского хозяйства Азербайджана, в которой приняли участие сотрудники Института молекулярной биологии и биотехнологий НАНА.
На мероприятии заместитель директора по научной работе института доктор философии по биологии доцент Аламдар Мамедов рассказал о молекулярной диагностике, выявлении болезней растений, а также определении и изучении жизненного цикла насекомых, распространяющих заболевание, разработке комплексных мер по борьбе с ними. Он подчеркнул необходимость совместных исследований по увеличению посадочного материала растений биотехнологическими методами, созданию новых частных биотехнологических компаний и воспроизводству растительного материала для удовлетворения потребностей фермерских хозяйств на основе разработанного метода.
Кроме того, ученый выразил уверенность, что разработка и реализация комплексных проектов с участием Минсельхоза и соответствующих институтов НАНА, эффективное использование материально-технической и кадровой базы институтов даст положительные результаты.
Отметим, что принявший участие в конференции директор Института генетических ресурсов (ИГР) член-корреспондент НАНА Зейнал Акперов и выступивший с докладом рассказал о важности использования национальных генетических ресурсов при создании новых сортов, а также применении современных биотехнологических методов в овощеводстве. В частности он отметил, что в соответствии с соглашением, подписанным между ИГР и Научно-исследовательским институтом овощеводства, научные связи еще более расширились.
Так же, как расширились они у коллег из Института дендрологии, который намеревается сотрудничать с Государственным природным заповедником Корчай Службы охраны биологического разнообразия при Министерстве экологии и природных ресурсов. Соглашение о научно-техническом сотрудничестве на 2020-2027 годы между сторонами было подписано несколько дней назад.
Документ подписали директор Института дендрологии, член-корреспондент НАНА Тофик Мамедов и директор Государственного природного заповедника Корчай Халиг Искандеров. Стороны договорились проводить совместные научные исследования по изучению дендрофлоры и биоразнообразия северо-западного региона и поделиться результатами, чтобы обеспечить выполнение работы, порученной НАНА в рамках плана действий по защите и устойчивому использованию биологического разнообразия в Азербайджанской Республике.
Цель всех мероприятий в оценке текущего состояния компонентов биоразнообразия, проведении инвентаризации видов растений и создании электронной базы данных, а также разработке предложений по устойчивому использованию видов флоры из районов, которые не имеют особого статуса защиты, но оцениваются как чувствительные экосистемы.
Галия АЛИЕВА