• четверг, 28 Марта, 20:41
  • Baku Баку 13°C

«Грузинский марш» в действии

17 июня 2020 | 11:34
«Грузинский марш» в действии

НРАВЫ
Представители общественного движения «Грузинский марш», получившего известность благодаря нападкам и преследованиям представителей и активистов ЛГБТ-сообщества, заявили, что для участия в предстоящих уже этой осенью парламентских выборах они планируют в июне трансформироваться в политическую партию.
Озвучил эту новость председатель движения Сандро Брегадзе - личность в грузинской политике достаточно известная. Для справки: он был депутатом парламента с 2000 по 2004 год, а с 2014 по 2016 год являлся заместителем министра в государственном Министерстве по вопросам зарубежной диаспоры.
Намерения и программные задачи
«Грузинский марш», возникший на политической сцене три года назад, собрал под своими знаменами самые разные организации, исповедующие этнический национализм, и приобрел известность благодаря скандальным протестным акциям, провозгласив себя единственным защитником традиционных ценностей грузинского народа, его морального облика и менталитета. Хотя составные компоненты движения и носят громкие наименования типа «Союз ветеранов Грузии», «Патриот» и т. д, об их существовании знали, пожалуй, только сами члены этих организаций. С началом шумных акций выросла известность, и, очевидно, руководство ультранационалистов решило, что движение созрело для подъема на следующую ступеньку.
По словам самого Брегадзе, во главу угла они ставят совершение в Грузии «консервативной революции», что в принципе не ново. Соседняя страна склонна искать свой путь развития, причем с использованием кардинальных способов решения проблемы. Для того, чтобы доказать этот постулат, достаточно обратиться к новейшей истории. Так, в годы советской власти особую опасность для строя представляли националисты из стран Балтии и… Грузии. В качестве примера приведу массовые волнения в апреле 1978 года по поводу языковой нормы в разрабатываемой Конституции, после чего власть республики вынуждена была вернуться к тексту Основного документа образца 1937 года. Остальное читатель знает из событий последних десятилетий – с победой националистов к власти пришел режим Звиада Гамсахурдиа, его сменил придерживавшийся противоположных взглядов Эдуард Шеварднадзе, после чего объявил «революцию роз» Михо Саакашвили, а его сменил коллективный Бидзина Иванишвили. Обратите внимание на разброс хотя бы идеологических предпочтений упомянутых политиков.
И вот теперь фактор «политика» Брегадзе. Давайте посмотрим, какими понятиями он апеллирует. По его словам, Грузия - единственная в христианском мире страна, где, во-первых, не проводились гей-парады. Во-вторых, только в Грузии на Пасху народ пошел в церковь в условиях пандемии, что является свидетельством незыблемости позиций православия. Но раз так, то возникает резонный вопрос: если позиции православия и консерватизма налицо, то зачем нужна «консервативная революция»?
Но и это еще не все. Далее Брегвадзе заявляет, что на позициях православия должна зиждиться не только внутренняя, но и внешняя политика страны, поскольку, это очень важно для развития, «и в особенности в процессе сосуществования с нашими соседями». Как это следует понимать? Не значит ли это, что в Грузии должны быть граждане первого и второго сорта? Не значит ли это, что Грузия собирается вести крестовые походы?
Стоит также отметить, что все акции «Грузинского марша» носили откровенно эпатажный характер и, по сути, были рефлексией на иммиграцию, приход иностранного капитала, на движение «Белый шум», добивающееся легализации легких наркотиков, акции ЛГБТ-сообщества.
В послужном списке «маршистов» - разгром акции ЛГБТ-активистов в День борьбы против гомофобии 17 мая 2013-го, нападение на журналистов «Рустави 2», а также попытки срыва показа кинофильма «А потом мы танцевали» про однополую любовь. Показ состоялся только благодаря усилиям полиции и спецназа, защищавших кинотеатр и зрителей. Показательно, что устроенная по поводу этого фильма буза только способствовала его рекламе - в грузинском секторе YouTubе его просмотрело 43 тысячи человек.
Фактор личной дружбы
Грузинские активисты и правозащитники указывают на связь Сандро Брегадзе с пророссийскими силами в лице фонда Примакова. Тот это отрицает, хотя всем известно, что директор грузинского филиала данного фонда Дмитрий Лорткипанидзе является его близким другом и не скрывает, что финансирует акции «Грузинского марша».
Кроме того, не являются секретом и связи «маршистов» с властью. Член объединения журналистов-исследователей ifact.ge Манчо Гогоберидзе утверждает, что Брегадзе связан с правящей «Грузинской мечтой». По его словам, родственники Брегадзе пожертвовали 85 тысяч лари в 2016 году «Грузинской мечте» перед выборами. Речь идет об его зяте и двоюродном брате, а кроме родственников правящей силе жертвуют деньги и бизнес-партнеры его сестры и мужа. За 2016-2018 годы они пожертвовали «Грузинской мечте» в целом 560 тысяч лари, из них 90 тысяч – Саломе Зурабишвили».
Итак, на политический небосклон Грузии выходит новая сила. Правда, регистрация политической организации, способствующей разжиганию этнической розни и вражды, запрещена законом. Но чем черт не шутит?
Ведь создается же в авральном режиме специально для манипуляций на выборах партия-спойлер «Наша Грузия - Альянс солидарности».
Кстати, одна из лидеров Республиканской партии Тамар Кордзая полагает, что власти на предстоящих выборах могут сделать ставку на ультранационалистические силы как на «третью силу», чтобы столкнуть ее с «Единым национальным движением» и с аффилированными с этой партией структурами - собственно крайне полярные идеологии «маршистов» и ЕНД делают их столкновение неизбежным.
Подобный «прагматизм» «Грузинской мечты» может сыграть злую шутку не только с властями Грузии, но и со всей страной. Сегодня никто не может сказать, во что может трансформироваться со временем «Грузинский марш». Если это движение найдет поддержку у народа, что вовсе не исключается, поскольку лозунги ультранационалистов совпадают с настроением народа, церкви, то последствия могут быть серьезными.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать