• пятница, 19 Апреля, 22:53
  • Baku Баку 24°C

Без шанса на выигрыш,

11 июня 2020 | 11:44
Без шанса на выигрыш,

НРАВЫ
Судя по последнему заявлению президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, ливийский самопровозглашенный фельдмаршал Халифа Хафтар пока имеет шанс реабилитироваться, но не в качестве диктатора и авторитарного правителя, а в качестве одного из востребованных участников переходного процесса, исходя из его военного опыта и знаний.
В противном случае, пригрозил он, Анкара совместно с Вашингтоном дадут старт новому политическому обустройству некогда богатейшей североафриканской страны, где место для мятежников не предусмотрено не то, что в вагоне и тамбуре движущегося поезда, но даже на его подножке.
Дело в том, что команда Эрдогана последовательно поддерживает легитимное и признанное на уровне ООН правительство национального согласия (ПНС), возглавляемое Файезом Сараджем, а потому его карта сильнее тех, кто пребывает в Ливии незаконно. Отсюда и уверенный тон ментора.
В рамках «слива»
О том, что Хафтара начали «сливать» даже ближайшие союзники, говорит тот факт, что возглавляемая им так называемая «Ливийская национальная армия» (ЛНА) растеряла все позиции в окрестностях некогда блокированной столицы, и за последние месяцы не сумела провести хотя бы одну внятную военную операцию. И это на фоне того, что в прошлом году большинство обозревателей склонялись либо к победе самопровозглашенного фельдмаршала, либо к фактическому расчленению страны на несколько частей.
Теперь же Эрдоган говорит о давших положительный результат соответствующих консультациях с американским коллегой Дональдом Трампом как о свершившемся факте. Получается, вроде, как Анкара и Вашингтон готовы положить начало переходному процессу в Ливии. Да, известно, что высокие договаривающиеся стороны накануне обсудили по телефону несколько нюансов ливийского политического контекста. Но известно и то, что ни Эрдоган, ни Трамп не захотели раскрывать подробности указанного плана, если таковой имеется, поскольку турецкий лидер неизменно напирает на то, что есть настоятельная необходимость обсудить ливийской «калейдоскоп» с президентом России Владимиром Путиным.
Вообще-то северяне в последнее время придерживаются тактики одобрения недавней Каирской инициативы по миру в Ливии во время субботних переговоров египетского президента Абдель Фаттаха ас-Сиси с Халифой Хафтаром. Правда, правительство национального согласия не откликнулось на проект сторон, тем не менее предложение включает прекращение огня на всей территории страны и новые условия политического урегулирования при равном представительстве всех участников конфликта. Документ предусматривает также объединение государственных институтов страны и принятие конституционной декларации. Весь переходный процесс, согласно этой декларации, может составить полтора года. Однако есть небольшое «но» - мятежный генерал почему-то не летал в Каир при выгодном для него раскладе, а метал громы и молнии и говорил исключительно о единоначалии в политическом руководстве Ливии.
Поворотный пункт наступил неделю назад, когда силы легитимного правительства окончательно отбросили ЛНА от столичного региона. После этого было объявлено о восстановлении полного контроля правительства над административными границами Триполи. Обстановка в стране обострилась после того, как в апреле Ливийская национальная армия заявила о принятии на себя власти в стране. В настоящее время армия Хафтара борется с силами ПНС, на стороне которых выступает Турция, - она помогает техникой, боеприпасами и поддержкой с воздуха. Подконтрольные ЛНА войска поддерживают Египет и Саудовская Аравия, ее неофициальными союзниками являются Франция и ОАЭ - последние, по некоторым данным, поставляли армии технику, в том числе приобретенную у России.
Ложная тревога
Окончательный приговор Хафтару был вынесен американской разведкой и глобальными СМИ, которые вчера распространили весть о том, что главным стратегическим партнером генерала является президент Венесуэлы Николас Мадуро (главный раздражитель Вашингтона) и что они якобы ведут в Каракасе очередной раунд секретных переговоров. Представитель венесуэльской оппозиции в США Карлос Веккьо даже выступил с заявлением, что в его стране замечен самолет командующего ЛНА. Однако вопреки ранее распространенным им же утверждениям данных о том, что на его борту в страну якобы прибыл сам Хафтар, нет.
Ранее американская газета Wall Street Journal сообщила, что страны Запада и структуры ООН проводят расследование относительно взаимоотношений между ЛНА и администрацией Николаса Мадуро, опасаясь того, что Хафтар может оказаться в Латинской Америке с целью поиска финансовых ресурсов для продолжения военной кампании. Они подозревают, что командующий ЛНА поставляет в Венесуэлу нефть. Поэтому, пишет издание, эксперты изучают не только непосредственные контакты между заинтересованными сторонами, но и деятельность стран-посредников.
В последнее время наблюдается и интенсификация контактов между Венесуэлой и Ираном. В мае Тегеран отправил в Венесуэлу пять танкеров с топливом и материалами для каталитического крэкинга, а в начале недели в международный аэропорт Майкетия близ Каракаса прибыл иранский самолет с тестами для диагностики нового коронавируса и прочими изделиями химической промышленности.
Экспертное мнение
Как заявил в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, такая привязка не случайна, а из Николаса Мадуро, Халифы Хафтара и Башара Асада центры силы пытаются сколотить некий альянс:
- Асад и Хафтар дружат против Турции, при этом Дамаск пытается заручиться поддержкой ОАЭ. Правда, взаимодействие Асада с Мадуро лишено антитурецкой направленности (у Мадуро неплохие отношения с президентом Турции) и носит характер союза на почве «борьбы с мировым злом» в лице США и еврейского лобби.
Однако этот альянс объединен иранским и российским факторами. Россия использует базу Хмеймим для транзита с Ливией, а ливийские объекты - для транзита в Венесуэлу. Иран же использует Венесуэлу для активности под боком у США и активизации контрабанды, а Ливию - в основном как способ держать руку на пульсе местного конфликта и участвовать в сирийско-ливийских контактах.
Интересов у Тегерана к гражданской войне в Ливии нет, но следуя в русле контактов с Россией в Сирии он предоставляет свою базу для транзита российских истребителей в Сирию и сирийских - в Ливию. Возможно, таким образом Иран пытается добиться контракта на продажу противотанковых ракетных комплексов. В целом же все это, скорее всего, попытка проведения некоей блоковой политики, которая вряд ли увенчается успехом, впрочем, как и Каирская декларация о мире в Ливии.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать